Яблоко египетского раздора: новая «исламистская» конституция 2012 года

Вопреки протестам оппозиции президент Египте Мухаммед Мурси всё-таки утвердил новую конституцию страны (после издания конституционной декларации, запрещающей в конституционном порядке оспаривать его решения) и назначил на 15 декабря конституционный референдум. Если новый основной закон будет одобрен, то в течение последующих двух месяцев должны состояться выборы в парламент, которые станут завершающей фазой создания новой системы органов государственной власти «второй республики».

Столь быстрая доработка египетской конституции связана с очередным всплеском народного недовольства, инициированного противостоянием исполнительной власти  (в лице президента) и судебной в лице Конституционного суда, который заявил о своем намерении рассмотреть вопрос о конституционности функционирования парламента. Следует в этой связи подчеркнуть, что, начиная с 1971 года Конституционный суд Египта являлся довольно важным звеном всей государственной системы  и был активным участником политического процесса. Так, он неоднократно принимал решения о неконституционности правовых актов; объявил неконституционным закон о пропорционально-представительной системе; по его решению парламенты, избранные в 1984 и 1987 гг. были досрочно распущены; в 2000 г. Конституционный суд вынес постановление о необходимости передачи контроля над избирательным процессом от государственных чиновников независимым судьям, после чего были внесены изменения в закон о выборах. При этом многие решения Конституционного суда принимались после рассмотрения им исков оппозиционных партий (в частности, признание несоответствия действующего избирательного кодекса основному закону). Естественно, что конституционная декларация Мухаммеда Мурси, ограничившая деятельность этой структуры и расширившая полномочия президента, вызвала забастовку судейского корпуса по всей стране.

Новая  конституция, по словам египетского президента должна «открыть новую страницу в истории страны и установлении прочной демократии в Египте». Однако представители либеральных и христианских кругов бойкотировали ее обсуждение, заявив, что их столкнули «на обочину политической жизни».

Итак, что представляет собой новый документ, вызвавший новую волну массовых протестов в Египте, которые уже называют «второй революцией». Остановимся на некоторых наиболее характерных ее особенностях:

  1. Основному тексту конституции теперь предшествует довольно обширная преамбула, которая является «неотъемлемой частью конституции», где от имени «народа Египта, во имя Аллаха и с помощью Аллаха» провозглашается, что конституция Египта является «основным документом мирной революции, начатой египетской молодежью, защищенной Вооруженными силами и поддержанной египетским народом, который собрался на площади Тахрир 25 января 2011 года, чтобы заявить о своем отторжении всех форм несправедливости, подавления, тирании и монополии и в полном объеме заявить о своих правах на достойную жизнь, свободу, социальную справедливость и человеческое достоинство, права, гарантированные Аллахом, предусмотренные конституциями и всеобщими декларациями о правах человека».

В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что в этой преамбуле нет никакого упоминания об историческом прошлом Египта (в частности, о революции 1952 года, строительстве социализма и т.д.), и в этом смысле Египет действительно начинает новый этап своего исторического развития.

Преамбула провозглашает основные принципы египетского государства, которые представляют собой смесь из набора демократических и исламских постулатов: провозглашается «суверенитет народа – единственного носителя права устанавливать государственную власть, которая получает свою легитимность от народа»;  носители власти «обязаны служить интересам народа»; «система правления – демократическая… которая обеспечивает политический плюрализм, справедливые выборы и достойный вклад народа в процесс принятия решений»; «власть закона является основой правления»; провозглашается господство права и «приверженность государства независимости судебной власти»; свобода граждан «распространяется на все аспекты их жизнедеятельности … и исходит из веры в свободу как важнейший принцип, заложенный Создателем». «Аллах создал людей свободными и даровал им высокую степень совершенства, интеллекта и мудрости». Такого рода трактовка основных свобод граждан показывает их исламскую специфику, которая заключается в том, что они носят религиозный характер и, следовательно, являются заповедями Аллаха, а не абсолютным правом человека, данным ему от рождения. Такая трактовка полностью согласуется с положениями Всеобщей исламской декларации, рассматривающей права человека как «предписанные в исламе», которые являются неприкосновенными,  и в силу божественности их происхождения не могут быть ограничены, отменены или нарушены.

Преамбула провозглашает уважение личности «основой нации, чье достоинство является прирожденным выражением национальной гордости». Отдельно оговаривается, что «не может быть достоинства в стране, в которой не уважают женщин», т.к. «женщины являются сестрами мужчин… они – половина общества и партнеры в национальных достижениях и обязанностях».

  1. Преамбула отдельно оговаривает историческую роль Вооруженных сил, которые как «защитная стена» занимают особое место в «умах египетского народа». Однако теперь Вооруженные силы «образуют профессиональный и нейтральный институт и не могут вмешиваться в политические дела». Никакие другие группы населения не могут образовывать военные или полувоенные структуры или заниматься любой другой деятельностью, носящей военный характер.

Конституция посвящает вооруженным силам еще две статьи (194,195), в соответствии с которыми их обязанностью является «защита страны, ее безопасности и территориальной целостности». Министр обороны является командующим вооруженными силами и «назначается из офицерского состава армии».

  1. Среди принципов внешней политики египетская конституция провозглашает арабское единство «историческим вызовом и требованием будущего», которое может быть реализовано арабской нацией, «способной противостоять любой угрозе, независимо от ее источника». Единство арабской нации – исторический тезис, присутствовавший в конституциях арабских республик со времен Насера, однако новая египетская конституция вкладывает в него несколько иной смысл, подчеркивая, что такое единство усиливается путем «интеграции и братства со странами Персидского залива и исламским миром».
  2. Статья 4 конституции закрепляет право толкования всех вопросов, связанных с шариатом, за мечетью и старинным центром исламской юриспруденции в Каире – университетом Аль-Азхар, который провозглашается «независимым исламским институтом, автономным в своих действиях». При этом должность шейха Аль-Азхара является  независимой и «не может быть ликвидирована» (египетский Рахбар?), однако конституция умалчивает о механизме его избрания, равно как и о способе назначения других исламских старейшин и делает отсылку к текущему законодательству.
  3. Очень значительное место в новой конституции отведено экономическим принципам (17 статей). Отдельная часть конституции посвящена экономическим и социальным правам (еще 16 статей). Часть вторая конституции посвящена правам и свободам: личные права – 12 статей (включая право на физическую неприкосновенность и запрет на пересадку человеческих органов и проведение медицинских и научных экспериментов без согласия гражданина); моральные и политические права (16 статей), включая свободу вероисповедания, а также право на информацию.   Среди политических прав обращает внимание право граждан создавать ассоциации и гражданские институты в «заявительном порядке», что является одним из наиболее демократических способов формирования общественных объединений, принятым в западных странах. Эти ассоциации действуют свободно и могут быть запрещены только на основании закона и по решению суда.

Между тем конституция не закрепляет приоритет норм международного права, а также фундаментального права человека – права на жизнь. Это означает, что у Египта не будет юридических обязательств в рамках международного права по этим вопросам. А между тем такие обязательства представляют собой основу международного сотрудничества в этой области и являются нормами, к которым можно апеллировать в борьбе за права человека внутри государства.

  1. В соответствии с конституцией, политическая система страны базируется на принципах «демократии и консультации (шуры), гражданства (по которому все граждане равны в правах и обязанностях, плюрализме, разделении властей, господстве права и уважении прав и свобод человека…»  Обращает на себя внимание конституционное закрепление принципа «шуры», который исламскими учеными-правоведами выдвигается как базовый элемент исламской демократии и предполагает, что правитель должен консультироваться с наиболее выдающимися членами общины по всем вопросам, связанным с управлением государством.
  2. Важно отметить, что характеризуя систему органов государственной власти, конституция на первое место ставит законодательную власть – двухпалатный парламент (часть 3 «Государственная власть», глава 1 «Законодательная власть»). Нижняя палата состоит из 350 членов, избираемых прямым тайным голосованием сроком на 5 лет.  Палата представителей (нижняя палата парламента) может вынести вотум недоверия премьер-министру по требованию 1/10 депутатов. Президент  может распустить Палату представителей только с последующим утверждением этого решения на всеобщем референдуме. Нижняя палата не может быть распушена по одним и тем же основаниям дважды.

Верхняя палата – Консультативный совет (Совет шуры) состоит из 150 членов, избираемых прямым тайным голосованием сроком на 6 лет (обновляется наполовину каждые три года). Президент может назначить членов палаты в составе не более 1/10 от числа избираемых членов. В случае досрочного роспуска нижней палаты все законодательные полномочия выполняет Консультативный совет. Однако принятые им акты подлежат обязательному утверждению новым составом нижней палаты.

В случае отсутствия двух палат и возникновения крайней необходимости, президент (статья 131) может издавать декреты, имеющие силу закона, которые затем должны быть представлены на утверждение обеих палат в течение 15 дней с начала их заседания. Если президентские декреты не были представлены в установленный срок или не были одобрены, то действия их как законов отменяется.

Глава 2 посвящена исполнительной власти: раздел «Президент» включает 22 статьи. Конституция характеризует Президента Египта как «главу государства и главу исполнительной власти», который «действует в интересах народа, защищает независимость и территориальную целостность страны и контролирует осуществление принципа разделения властей». Он избирается прямым всеобщим и тайным голосованием сроком на 4 года и может быть переизбран всего один раз. По конституции президент не может занимать никакой другой государственной должности (что было характерно для конституций многих арабских республик, когда президент мог занимать одновременно пост министра обороны или начальника Генерального штаба). Интересным является положение конституции о том, что любые дополнительные вознаграждения и подарки, полученные президентом, должны передаваться в государственную казну.

Президент назначает премьер-министра и ставит перед ним задачу сформировать кабинет и представить его на утверждение в Палату представителей. Если кабинет не получает одобрения Палаты представителей, президент назначает нового премьер-министра из партии, получившей большинство мест в парламенте. Если и этот кандидат не получает одобрение палаты, то она сама представляет новую кандидатуру премьер-министра Президенту. Если и эта кандидатура не получает поддержки, в этом случае Президент распускает палату и назначает дату новых выборов.

Вместе с кабинетом министров Президент разрабатывает общую политику государства и осуществляет ее реализацию. Президент представляет Египет в международных отношениях, заключает международные договоры и соглашения и представляет их на ратификацию в парламент. Для их ратификации требуется одобрение 2/3 членов обеих палат.

Президент может объявить (статья 146) после консультации с кабинетом министров чрезвычайное положение. Такое объявление должно быть представлено в Палату представителей в течение 7 дней. Если Палата не заседает в это время, она немедленно должна быть созвана на чрезвычайную сессию; если она распущена – вопрос о введении чрезвычайного положения представляется в Совет шуры. Объявление чрезвычайного положения должно быть утверждено большинством каждой палаты. Период чрезвычайного положения не может превышать 6 месяцев и этот период может быть продлен на такой же срок только после одобрения на всеобщем референдуме.

Палата представителей не может быть распущена в период чрезвычайного положения.

Президент может созывать референдум по важнейшим государственным вопросам. Решение на референдуме принимается большинством действительных голосов, принявших участие в голосовании, и его результаты являются обязательными для всех государственных властей.

Конституция предусматривает выдвижение обвинения против президента не менее чем 1/3 общего состава Палаты представителей, а осуждение Президента в порядке процедуры импичмент требует большинства в 2/3 палаты.

В случае болезни Президента или его временного отсутствия, его функции может выполнять премьер-министр (Конституция 1971 года предусматривала пост вице-президента).

Исходя из краткого анализа взаимоотношений исполнительной и законодательной властей и порядка формирования правительства, можно сделать вывод, что Египет по форме правления становится  республикой смешанного типа (президентско-парламентской).

Глава 3 посвящена судебной власти (6 статей), которая провозглашается независимой, осуществляется судами справедливости и действует на основании закона. Вмешательство в дела судебной власти является «преступлением, которое не имеет срока давности».  Судьи независимы и не могут быть уволены со своих должностей и не подчиняются никакой власти, кроме власти закона. В систему судебной власти конституция также включает Высший конституционный суд и Государственный совет (рассматривает административные споры и споры, касающиеся административных решений). Все остальные компетенции, касающиеся судебной власти, определяются законом. В этой связи остается открытым вопрос будет ли закреплен в текущем законодательстве статус шариатских судов, о которых в конституции ничего не сказано, хотя статья 219 характеризует «шариатские принципы» не только как общерелигиозные правила, но  и как «правила юриспруденции», применяемые в суннизме.

Конституция предусматривает формирование такого органа как Национальный совет обороны. Он функционирует под председательством президента и включает  спикеров двух палат парламента, премьер-министра, министра обороны, министра иностранных дел, министра финансов, министра внутренних дел, главы центральной разведывательной службы, начальника штаба вооруженных сил, командующего флотом, воздушными силами и противовоздушной обороны. Совет является ответственным за вопросы, связанные с методами обеспечения безопасности страны и формирования бюджета вооруженных сил. Он также дает консультации относительно проектов законов, касающихся вооруженных сил.

  1. Отдельная статья конституции (204) посвящена Национальной антикоррупционной комиссии, в задачу которой входит (вместе с другими независимыми органами) разрабатывать и применять стратегию борьбы с коррупцией.

Таким образом, новая египетская конституция, ставшая итогом пока еще недолгой политической и юридической деятельности победившей на выборах Партии свободы и справедливости, является ярким отражением той сложной и комплексной проблемы, которая стоит в настоящее время перед мусульманской правовой мыслью, а именно: как совместить законы шариата с принципами демократии и международными стандартами.

В любом случае новая конституция не решает политических и правовых проблем Египта. При любых результатах референдума половина населения будет их оспаривать, а если референдум не состоится, то у президента, в соответствии с его конституционной декларацией, останутся исключительные полномочия «до принятия новой конституции».

52.26MB | MySQL:103 | 0,543sec