Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (3-9 декабря 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте и Сирии. Президент Египта М. Мурси в ночь на 9 декабря отменил конституционную декларацию, утвержденную им 22 ноября и предоставившую главе государства «исключительные полномочия». В то же время президент оставил в силе дату проведения референдума по новой конституции страны – 15 декабря. Руководители сирийских оппозиционных вооруженных группировок на совещании в Анталье (Турция) избрали Единое военное командование (ЕВК) в составе 30 человек, большинство из которых являются членами или сторонниками исламистов, в том числе радикальных.

В Египте продолжается острый политический кризис, вызванный действиями президента страны М. Мурси. На всем протяжении минувшей неделе в Каире и многих других городах АРЕ проходили массовые протестные выступления оппозиционных сил, требовавших отмены конституционной декларации от 22 ноября и отсрочки проведения референдума по новой египетской конституции. 5 декабря М. Мурси издал указ не применять насилие против демонстрантов. При этом было заявлено, что «администрация не несет ответственности за столкновения в Каире». Оппозиционеры объявили города Александрия, Эль-Мансура и Эль-Махаллят эль-Кубра «свободными от исламистов». В Каире оппозиционеры напали на президентский дворец. Одновременно массовые акции в поддержку президента М. Мурси проводили его сторонники из Партии свободы и справедливости (ПСС, политическое крыло «Братьев-мусульман»), члены радикальной салафитской партии «Ан-Нур» и других исламистских группировок. Произошли сопровождавшиеся человеческими жертвами столкновения оппозиционеров со сторонниками исламистов. В различных городах Египта были подожжены 28 офисов «Братьев-мусульман» и ПСС.

8 декабря египетское военное командование призвало конфликтующие стороны к диалогу, предупредив, что если они не придут к консенсусу, то последует реакция армии. Военные также пообещали защищать государственные структуры и мирных жителей, пресекать столкновения, а главное – было заявлено, что армия не допустит скатывания страны в катастрофу.

В Каире 8 декабря в рамках объявленного М. Мурси «национального диалога» начались переговоры между представителями различных политических партий и президентом М. Мурси. Причем в них участвовали главным образом исламисты в лице ПСС и ряд второстепенных, не имеющих какого-либо веса в обществе партий и организаций. Крупнейшие оппозиционные партии, объединившиеся во «Фронт по спасению родины», а также молодежные движения отказались вступать с властями какой-либо диалог до тех пор, пока не будут удовлетворены основные их требования, а именно отсрочка референдума и отмена конституционной декларации.

После переговоров в ночь на 9 декабря было объявлено, что президент аннулировал подписанную им 22 ноября конституционную декларацию, но подтвердил, что конституционный референдум состоится в намеченный срок – 15 декабря. В новой конституционной декларации, которая, как и прежняя, не может быть отменена в судебном порядке, М. Мурси объявил, что в случае, если на референдуме египтяне отвергнут предложенный проект конституции, то путем прямого голосования будет избрана новая конституционная комиссия в составе 100 человек, которая разработает новый проект основного закона страны. Президент также предложил оппозиции представить свои поправки к нынешнему проекту конституции. Ведущие оппозиционные силы негативно расценили решение М. Мурси об отмене старой конституционной декларации, назвав его «манипулированием», «обманом народа», и продолжают настаивать на переносе срока конституционного референдума.

В целом, оценивая действия М. Мурси и его сторонников, отметим, что исламисты, отступив в малом (отмена декларации от 22 ноября), отстояли свои позиции в главном – не стали переносить референдум по разработанной ими конституции, которую они стремятся навязать Египту.

Напряженная обстановка сохраняется в Сирии, где продолжаются боевые действия между правительственными войсками и силами вооруженной оппозиции. На минувшей неделе наиболее ожесточенные бои происходили в районах, прилегающих к Дамаску. Отряды мятежников пытались блокировать Дамасский международный аэропорт с целью его последующего захвата, однако это им пока не удается сделать. Бои происходили также в городе и провинции Алеппо, в провинциях Хомс, Хама, Ракка, Хасеке, Латакия, Деръа и Эль-Кунейтра. На северо-востоке страны возобновились бои между отрядами оппозиции и местными курдскими формированиями. Сообщается, что Турция перенесла основное поле антикурдских контртеррористических операций с турецко-иракской границы на турецко-сирийскую.

Лидеры сирийских вооруженных оппозиционных группировок на совещании в турецкой Анталье избрали Единое военное командование из 30 человек, представляющих различные повстанческие группы. Причем две трети из вошедших в состав ЕВК лиц связаны с «Братьями-мусульманами» и другим исламистскими группами. Некоторые из членов командования — бывшие военные. Начальником штаба ЕВК стал бывший бригадный генерал сирийской армии С. Идрис. Предполагается, что командование будет взаимодействовать с недавно созданной Национальной коалицией оппозиционных и революционных сил. Совещание в Анталье готовили Турция, Катар и КСА при участии США, Великобритании и Франции. Зарубежные представители обещали оказать ЕВК всестороннюю помощь в борьбе с режимом Б. Асада. Отметим, что на совещании не присутствовали глава Свободной сирийской армии (ССА) полковник Р. аль-Асаад и генерал М. аш-Шейх, известный своей оппозиционностью к «Братьям-мусульманам». В Анталью также не пригласили представителей связанной с «Аль-Каидой» группировки «Джабха ан-Нусра».

НАТО приняло решение разместить комплексы ПВО «Пэтриот» в районе турецко-сирийской границы уже «в ближайшие недели». Официально заявлено, что эти комплексы «будут исполнять исключительно оборонительную роль, прикрывая турецкую территорию от возможных ракетных обстрелов со стороны Сирии». Две батареи «Пэтриотов» и 400 военнослужащих выделит Германия, а две батареи и 360 военнослужащих – Нидерланды».

США наращивают группировку своих ВМС в Восточном Средиземноморье вблизи берегов Сирии. Сюда прибыл атомный ударный авианосец «Д. Эйзенхауер» с 70 самолетами на борту. Всего здесь в настоящее время находятся 17 американских военных кораблей, часть из которых оснащена крылатыми ракетами. На борту десантных кораблей находится морская пехота.

Сенат Конгресса США принял поправку к военному бюджету на 2013 г., обязав Пентагон рассмотреть возможность военного вмешательства в сирийский конфликт. Среди сценариев, обнародованных авторами документа, объявление Сирии «зоной, закрытой для полетов», размещение комплексов ПВО «Пэтриот» в соседних странах, отправка в регион подразделений ВВС США для борьбы с сирийской авиацией. Авторы поправки отдельно оговаривают, что Конгресс не намерен просить у президента США санкции на проведение наземной операции.

На минувшей неделе в странах Запада вновь стали активно поднимать вопрос о возможном применении режимом Б. Асада химического оружия. Президент США Б. Обама обещал Асаду «последствия», в случае если тот «совершит трагическую ошибку» и использует это оружие для борьбы с мятежниками. В то же время генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил 7 декабря, что не располагает данными о якобы подготовке режимом Асада к применению химическое оружия. МИД Сирии направил 8 декабря письма в Совбез ООН и генсеку ООН, в которых говорится, что правительственные войска ни при каких обстоятельствах не будут применять химическое оружие.

ООН приостановила часть операций в Сирии в связи с ухудшением ситуации в стране. Из САР выводится часть персонала организации.

6 декабря глава МИД РФ С. Лавров, госсекретарь США Х. Клинтон и спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Л. Брахими обсудили в Дублине пути политического урегулирования сирийского конфликта.

Ситуация в Сирии стала одной из главных тем переговоров президента России В. Путина с премьер-министром Турции Р. Т. Эрдогаом в Стамбуле. Отмечается, что Россия и Турция пока не могут найти общих подходов к методам урегулирования в Сирии, но в ходе переговоров, «возникли свежие идеи». В. Путин подчеркнул, что позиции Москвы и Анкары совпадают в оценках ситуации в Сирии – «по тому, какой ситуации мы должны достигнуть». В то же время Россия – «не адвокат действующего сирийского руководства. Россия просто не хочет повторения ошибок, которые были совершены в недавнем прошлом» в Ливии. Большое внимание было уделено российско-турецким торгово-экономическим отношениям. По итогам визита В. Путина в Стамбул заключено 11 соглашений о сотрудничестве в этой сфере.

Сирийский конфликт оказывает все большее влияние на ситуацию в соседнем Ливане. На севере страны в Триполи 4 декабря возобновились бои между суннитскими боевиками, поддерживающие сирийскую вооруженную оппозицию, и местными алавитами – сторонниками Б. Асада. В город введены части ливанской армии, однако все попытки восстановить действие соглашения о прекращении огня остаются пока безрезультатными.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил 5 декабря о приверженности идее мирного урегулирования с палестинцами путем переговоров на основе принципа «двух государств для двух народов». В то же время израильское руководство не откажется от планов строительства еврейских поселений на палестинских территориях, «несмотря на давление со стороны мирового сообщества».

Глава политбюро палестинского движения ХАМАС Х. Машаль на минувшей неделе впервые посетил сектор Газа, где участвовал в празднествах по случаю 25-й годовщины создания организации. В Газе он заявил, что ХАМАС не признает Израиль, а «Палестина — это наша земля от Средиземного моря до реки Иордан, и мы не можем уступить ни единого ее дюйма».

Перспективы возобновления палестино-израильских переговоров о мире обсудил 6 декабря в Рамалле с главой Палестинской национальной администрации М. Аббасом король Иордании Абдалла II. Он стал первым зарубежным лидером, посетившим палестинские территории после решения Генассамблеи ООН признать Палестину в качестве государства-наблюдателя.

3 декабря глава МИД Ирана А. А. Салехи заявил о возможности прямых переговоров между Ираном и США, но любые инициативы такого рода должны получить одобрение верховного лидера ИРИ А. Хаменеи.

Вашингтон вновь решил не применять санкции против ряда крупнейших импортеров иранской нефти в связи с постепенным сокращением ими объемов закупок этого сырья, заявила 7 декабря госсекретарь США Х. Клинтон. Речь идет об Индии, Китае, Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, Тайване, Турции, Шри-Ланке и ЮАР. В то же время премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что Анкара продолжит закупки газа в ИРИ, даже если в отношении этой страны будут введены международные санкции.

5 декабря эмир Кувейта шейх С. аль-Джабер ас-Сабах вновь назначил шейха Дж. аль-Мубарака ас-Сабаха премьер-министром страны. Согласно кувейтской конституции новое правительство должно начать свою работу до первого заседания вновь избранного парламента, намеченного на 16 декабря. Тем временем десятки тысяч сторонников оппозиции провели 8 декабря в столице Кувейта демонстрации, требуя распустить недавно избранное Национальное собрание и отменить поправку к закону о выборах.

Наследный принц Бахрейна С. бин Хамад Аль Иса выступил 7 декабря с инициативой возобновления диалога с оппозицией, обещав провести в стране «политические и юридические реформы». Ведущая шиитская оппозиционная партия «Аль-Вифак» приветствовала инициативу кронпринца.

В Тунисе не прекращается противостояние между профсоюзами и исламистами. В столице и ряде городов происходят стычки рабочих и исламистов. Главный тунисский рабочий союз призвал провести 13 декабря общенациональную забастовку, а 6 декабря предварительная забастовка прошла в четырех регионах страны.

Приложение

 

 

О президенте Алжира Абдельазизе Бутефлике и его политике

 

 

Будущий президент Алжирской Народной Демократической Республики (АНДР) Абдельазиз Бутефлика родился 2 марта 1937 г. в городе Уджда, Марокко, в семье выходца из алжирской провинции Телесмен Ахмеда Бутефлики, эмигрировавшего в соседнюю страну и занимавшегося предпринимательством. В официальной биографии алжирского президента опускается, вероятно, по политическим причинам, факт его рождения и проживания в Марокко.

С юношеских лет А. Бутефлика участвовал в борьбе Алжира за независимость от Франции, вступив в повстанческую Армию национального освобождения и ведущую антиколониальную политическую организацию – Фронт национального освобождения (ФНО), который стал правящей партией страны в 1962 г. после завоевания независимости. В 1962 г. А. Бутефлика представлял город Телемсен в Учредительной Ассамблее республики, а затем становится министром по делам молодежи, спорта и туризма. В 1963 г. (в возрасте 26-ти лет) его назначают министром иностранных дел Алжира. Этот пост он занимал до 1978 г. В 1964–1981 гг. А. Бутефлика был членом Политбюро партии ФНО. Возглавляя внешнеполитическое ведомство, А. Бутефлика проявил себя умелым дипломатом, он много сделал для укрепления международных позиций молодого алжирского государства. В 1974-1975 гг. был председателем 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

После смерти в декабре 1978 г. президента АНДР Х. Бумедьена А. Бутефлика считался одним из главных претендентов на пост главы государства, но военные, фактически руководившие страной, выдвинули своего кандидата – полковника Ш. Бенджадида. Одновременно Бутефлику старательно отодвигали на второй план политической жизни АНДР. Он был вынужден покинуть пост главы МИДа и стал государственным министром. Политические противники Бутефлики, выдвинув в его адрес обвинения в злоупотреблениях на посту министра иностранных дел, добились в 1981 г. вывода Бутефлики из состава Политбюро ФНО. В течение шести лет (1983-1989 гг.) А. Бутефлика находился в эмиграции, проживал в ОАЭ, Франции и Швейцарии. Как специалист в области международной политики, он неоднократно оказывал консультационные услуги правительствам Саудовской Аравии и ОАЭ. По возвращении на родину в 1989 г. его избирают в ЦК ФНО. В начале 1990-х гг. А. Бутефлика выступал с критикой несовершенства многопартийной системы, возникшей в Алжире после событий 1988 г, приведших к ликвидации монопольного положения ФНО в стране.

В январе 1994 А. Бутефлика отказался от предложения военного руководства стать преемником убитого президента М. Будиафа, после чего главой государства генерал Л. Зеруаль.

В 1999 г. в условиях продолжавшегося в стране вооруженного конфликта между правительством и радикальными исламистскими группировками А. Бутефлика согласился баллотироваться пост президента АНДР как независимый кандидат. При этом он получил поддержку со стороны военных. По официальным данным, за Бутефлику проголосовали 74% алжирцев, пришедших к избирательным урнам. Остальные кандидаты отказались от участия в выборах, заявив о «неизбежности подтасовок и махинаций» в ходе голосования.

В 2004 г. А. Бутефлика был переизбран на пост главы государства, получив на выборах 85% голосов. В 2009 г. А. Бутефлика вновь баллотировался на президентский пост. Поскольку конституция АНДР не позволяла ему делать это в третий раз подряд, поддерживавшие Бутефлику пропрезидентские партии инициировали референдум, в ходе которого алжирцы в ноябре 2008 г. проголосовали за внесение соответствующего изменения в основной закон страны. На сей раз, по данным властей, за Бутефлику проголосовали 90% алжирцев, пришедших на избирательные участки. Шансов у остальных пяти кандидатов, как и в 2004 г., практически не было.

Главнейшей задачей А. Бутефлики после прихода к власти в 1999 г. стало прекращение кровопролития, развязанного в стране исламистами. Одновременно правительство пыталось оздоровить экономику путем реформирования и восстановить позиции Алжира на международной арене. В сентябре 1999 г. Бутефлика инициировал референдум, входе которого население поддержало его курс на достижение «гражданского согласия». В 2005 г. была принята Хартия мира и национального примирения. Эксперты подчеркивают, что именно политика «гражданского согласия» стала «главным политическим детищем» Бутефлики. И хотя до настоящего времени полностью искоренить терроризм не удалось, правительство смогло резко снизить уровень насилия и в основном подавить мощное движение радикальных исламистов.

А. Бутефлика стал первым алжирским президентом, сумевшим ослабить, причем существенно, позиции военной верхушки на политической арене страны. При этом президенту удается в целом поддерживать баланс в отношениях с армией, отводя ей роль государственного института, призванного обеспечивать безопасность АНДР. И все же в армии сохраняется недовольство самостоятельностью президента. Определенные положительные сдвиги произошли в экономической сфере, особенно в нефтегазовом секторе, жилищном строительстве, в реализации ряда социальных проектов. Алжир восстановил свои политические позиции в мире, Африке и на Ближнем Востоке.

Вместе с тем, за прошедшие два с лишним десятка лет пребывания нынешней элиты у власти ей «не удалось значительно продвинуться в решении внутренних проблем алжирского общества и сплотить его». Стабильность в стране во многом обеспечивается за счет жесткой политики властей и доходов от импорта природного газа и нефти. Современное алжирское общество представляет собой пестрый набор «общественных групп, не решивших своих проблем и становящихся все более агрессивными в отношении друг друга». Причем каждая группа стремится к взаимоисключающим реформам и изменениям. Так, образованная светская часть общества выступает за ликвидацию монополии на власть нынешней правящей элиты и расширение гражданских свобод. Бутефлике удалось отчасти нейтрализовать воинственность исламистов, привлекая наиболее умеренных из них к управлению на местах. Однако в настоящее время умеренные исламисты теряют авторитет, а растущий политический вес набирают радикалы, поддерживаемые аравийскими монархиями. Растет этническая напряженность, связанная с притеснением и дискриминацией берберов, которые активизируют борьбу за свои права. В этих условиях старой элите и ее лидеру трудно справляться с вызовами времени и проводить назревшие реформы. Причем ситуация осложняется наличием значительных противоречий внутри самой элиты.

Коснулась Алжира и «арабская весна», хотя масштабы происходивших в стране волнений был значительно меньше, чем в ряде других государств региона. А главное – они не привели к смене власти. Режим при этом проводил курс «кнута и пряника», что в итоге позволило не допустить резкой дестабилизации обстановки в стране. К тому же разнородность оппозиции сделала ее выступления менее действенными. В марте 2011 г. Бутефлика объявил, что в Алжире будет «открыта новая страница на пути реализации глобальных реформ», включая политические. Так, речь шла о пересмотре конституция АНДР (1996 г.) с тем, чтобы «укрепить демократию». Также президент обещал «глубоко пересмотреть» закон о выборах, ликвидировать монополию государства на электронные СМИ, отменить уголовные наказания за профессиональные ошибки, совершаемые журналистами и СМИ, принять новый закон о политических партиях. В последнее время более 20 новых политических партий получили официальное разрешение на легальную деятельность. В мае 2012 в стране прошли парламентские, а в ноябре – муниципальные выборы. В обоих случаях победу одержали пропрезидентские партии Фронт национального освобождения и Народное демократическое движение, в то время как исламисты потерпели неудачу. Однако информация о массовой фальсификации голосования и количестве пришедших на выборы (официальная явка на выборах в парламент составила 42,%, реальная – 18 %) не способствовали укреплению авторитета президента.

В последнее время осложнились отношения А. Бутефлики с Западом и некоторыми аравийскими монархиями. Это связано с позицией Алжира, фактически поддержавшего режим Каддафи в 2011 г. в гражданской войне в Ливии, трудностями в деле сотрудничества в борьбе с североафриканской «Аль-Каидой» и несговорчивостью в вопросах передачи иностранным фирмам контрольных пакетов акций в ряде совместных нефте- и газовых проектах.

Абдельазиз Бутефлика, достигший 75-и летнего возраста, неоднократно демонстрировал слабость своего здоровья. Понятно, что он не пойдет на президентские выборы в 2014 г. Причем Бутефлика публично признал свою усталость от «слишком долгой» работы. И здесь многое в Алжире будет зависеть от того, сумеют ли различные кланы местной элиты договориться об условиях смены власти, которые позволили бы соблюсти все их «многочисленные и подчас диаметрально противоположные интересы».

52.33MB | MySQL:103 | 0,560sec