О бывшем руководителе суданских спецслужб С.Гоше

Среди основных фигур, задержанных в Хартуме по обвинению в организации государственного переворота, необходимо отметить две: бывшего руководителя национальных спецслужб С.Гоша и командующего Народными освободительными силами (исламское ополчение) генерала Мохаммада Ибрагима Абдул аль-Джалиля. Многие эксперты полагают, что именно они были «мотором» путча. В этой связи есть смысл остановиться на их досье.

Салех Абдул Алла Салех (Гош). Родился в 1961 году в городе Мероу в Северном штате. Принадлежит к племени Шаииги. С учетом долгого проживания в Порт-Судане свободно владеет двумя основными диалектами восточного Судана: хадандава и бен амир. Женат, имеет двух дочерей. Образование: начальная школа в Аль-Дахайе; средняя школа в Буварисе; высшая школа в Порт-Судане; инженерный факультет Хартумского университета.  С 1979 по 1989 гг. – работа в специальном бюро Суданского исламского движения (СИД), которое отвечало за внутреннюю безопасность, разведку, координацию и проведение тайных операций. В 1989 году перешел на работу в Национальную службу разведки и безопасности (НСРБ), получил звание лейтенанта-полковника, назначен в  департамент внутренних операций, на который возлагалась основная задача по защите нового исламистского режима от внутренних угроз. Работа по внутренней светской оппозиции. На указанном посту проявлял излишнее рвение и порой жестокость. Известен случай, когда во время личного допроса свергнутого премьер-министра С.аль-Махди по приказу Гоша его заставляли сидеть на сломанном табурете 7 часов подряд в полном молчании.  1992-1996 – заместитель директора  Департамента внутренней безопасности (ДВБ). 1996 -2000 – директор ДВБ. 2000-2009 – директор НСРБ. 2009-2010 – советник президента по национальной безопасности. Пытался инициировать широкомасштабную борьбу с коррупцией. 2005-2010 – работа в секретариате Партии Национального конгресса (ПНК) по вопросам кадров и специальных интересов. 2010 – уволен со всех постов в НСРБ и ПНК. 2010-2012 – выбирался депутатом парламента от своего родного города.

Продвижение по службе обеспечивалось следующими моментами: основным «покровителем»  считается первый вице-президент Судана Осман Таха, который происходит из того же племени, что и С.Гош. Долгая работа в специальном бюро СИД обеспечило С.Гошу в дальнейшем опору в НСРБ, куда перешел на работу личный состав этого бюро в 1989 году. Играл ключевую роль в обеспечении безопасности режима, включая разоблачение нескольких заговоров по организации государственных переворотов и убийства президента Омара аль-Башира. Был основным организатором милитаризации аппарата НСРБ и организации в ее структуре воинских подразделений «коммандос» прямого подчинения. В этой связи выдвинул тезис о «определяющей боевой роли  спецслужб на поле боя». Указанная схема была успешно апробирована во время рейда повстанцев из группировки Движение за справедливость и равенство (ДСР) на Омдурман в 2008 году. С.Гош также настаивал на том, чтобы президент О. аль-Башир всегда возвращался в Хартум из своих зарубежных поездок через общий столичный аэродром. При этом он заявил, что «если НСРБ не может защитить своего президента, то я должен уйти в отставку».

Сильные стороны. Неплохое образование. По роду своей работы — прекрасная осведомленность о реальном положении дел в партийном аппарате и возможность сбора компромитирующих материалов на политических конкурентов. Предельная кропотливость и учет мелочей. Кличку «Гош» взял в честь своего профессора-индуса в Хартумском университете, который преподавал ему математику  и отличался очень неординарным и ярким мышлением.  Имел репутацию среди коллег как «жесткий и умный» руководитель, которого боялись в равной степени и друзья, и враги. Ярко выраженный прагматик. На посту директора НСРБ серьезно расширил аппарат  разведки и ориентировал ее усилия за пределы страны. Большое значение уделял работе загранаппарата в Ливии и Сомали, лично курировал эти направления. Был прекрасно осведомлен о ситуации в «Зеленом интернационале» и «Аль-Каиде». Гибкость позволяла долгое время пользоваться поддержкой двух основных политических «тяжеловесов»: президента О.аль-Башира и первого вице-президента О.Тахи.

Слабые стороны. Растущие политические амбиции, которые, в конечном счете, привели к конфронтации с представителями т.н. «старой гвардии». Позволил себе публичную критику и отказ выполнять директивы «второго человека» в партии Нафи Али Нафи по сворачиванию диалога  с представителями «внутренней оппозиции». Резко высказался против деятельности Нафи по заключению соглашения с представителями повстанцев в Южном Кордофане и Голубом Ниле.   Милитаризация аппарата разведки вызвала недовольство армейского генералитета, который увидел в этом покушение на его основную роль по обеспечению безопасности страны. Резко критиковал нынешнего министра обороны страны и доверенного человека Башира А.Р.Хуссейна за развал армии, обвиняя его в президентских амбициях на выборах 2015 года.

Еще одним поводом для критики со стороны исламистов стали контакты Гоша с ЦРУ США по линии борьбы с терроризмом. По инициативе Гоша американцам были переданы досье на сотни радикалов, которые входили в структуры «Аль-Каиды». Он также стоял за операциями по депортации зарубежных исламистов из Судана. За эту деятельность получил кличку «суданский Ягода».

Слабое здоровье. По некоторым данным, перенес несколько микроинфарктов. В настоящее время также  находится в госпитале.

Как предполагается, Гош в своей деятельности по организации переворота  опирался на так называемое фундаменталистское  «диссидентское крыло» в СИД («саехун») и установил контакты с харизматичным лидером  исламистов Хасаном ат-Тураби, а через него – с повстанцами из ДСР.

52.3MB | MySQL:103 | 0,465sec