Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (10-16 декабря 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте и Сирии. В Египте 15 декабря прошел первый этап референдума по проекту новой конституции страны. На совещании «Группы друзей Сирии», состоявшемся 12 декабря в Марракеше (Марокко), представители более 100 стран признали оппозиционную Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Сирии «в качестве законного представителя сирийского народа и структуры, возглавляющей оппозиционные силы».

11 декабря министр обороны США Л. Панетта, находясь в Кувейте, заявил, что американское военное присутствие в этой стране и других частях зоны Персидского залива способствует «сдерживанию агрессии» и укреплению потенциала партнеров США. Было подчеркнуто, что Соединенные Штаты сохранят «сильное присутствие» на Ближнем Востоке, несмотря на «стратегический сдвиг» в сторону Азии. По словам Л. Панетты, в настоящее время в Кувейте размещены 13,5 тыс. американских военнослужащих, а всего в регионе находятся до 50 тыс. солдат и офицеров ВС США, что позволяет Вашингтону «отреагировать на любую экстренную ситуацию в этом районе, причем Кувейт играет ключевую роль в обеспечении такой возможности».

15 декабря в Египте состоялся первый этап референдума по новой конституции страны, в ходе которого голосование прошло в 10 провинциях страны. В них проживает 26,6 млн египтян, из 51,3 млн обладающих избирательным правом. В частности, референдум прошел в Каире (кроме района Гиза), Александрии, на Синае и на юге Египта. Также в референдуме участвовали египтяне, проживающие за рубежом.

Отметим, что конституционный референдум проходил в условиях резко обострившейся политической ситуации в стране. Накануне проведения плебисцита по всему Египту прошли многотысячные манифестации в поддержку и против проекта нового основного закона. Имели место столкновения между исламистами, поддерживающими новую конституцию, и сторонниками светских партий и христианами-коптами.

Для обеспечения безопасности в день голосования были задействованы 380 тыс. военнослужащих и полицейских с привлечением 6 тыс. единиц военной техники. Президент АРЕ М. Мурси даже издал 10 декабря специальный указ об участии армии в обеспечении безопасности конституционного референдума, что свидетельствует о доверии главы государства к военным.

В ходе голосования с участков для голосования из различных районов страны поступали многочисленные жалобы на нарушения. Оппозиция обвиняла исламистов в повсеместных фальсификациях и подтасовках. В Каире и ряде других мест неоднократно происходили драки между сторонниками и противниками конституции. Высшая избирательная комиссия Египта, учитывая высокую явку избирателей, приняла решение о продлении времени голосования, чтобы все египтяне, желающие проголосовать, могли использовать эту возможность. По предварительным данным, в первом этапе референдума приняли участие до 58% зарегистрированных избирателей. После закрытия участков для голосования, противостоящие стороны – «Братья-мусульмане» и противники конституции – объявили о своем успехе на референдуме. Оппозиция требует повторного проведения первого этапа плебисцита из-за выявленных ею 4000 нарушений в ходе голосования. Второй этап референдума пройдет в 17 провинциях страны 22 декабря и только после его завершения будут официально объявлены окончательные итоги голосования.

Американские эксперты отмечают, что нестабильность в Египте не стала причиной отмены американских военных поставок в эту страну. Так, 11 декабря в Вашингтоне сообщили, что США поставят АРЕ 20 тактических истребителей F-16. Самолеты станут частью «пакета помощи» объемом в 1 млрд долларов. Соглашение об этих поставках было подписано еще в 2010 г. при президенте Х. Мубараке. В то же время МВФ отложил на месяц предоставление Египту «жизненно необходимого» кредита на сумму 4,8 млрд долларов именно по причине политического кризиса в стране.

В различных районах Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и формированиями вооруженной оппозиции. На минувшей неделе наиболее ожесточенные бои происходили вокруг Дамаска, причем ни армия, ни отряды противников режима не могут пока переломить здесь военную ситуацию в свою пользу. Силы оппозиции, получающие во все больших объемах помощь из-за рубежа, уверенно расширяют зоны своего контроля. В этой ситуации глава НКОРС М. Хатыб заявил, что сирийские повстанцы не нуждаются более «в международном вмешательстве на фоне своих военных успехов». НАТО зафиксировала неоднократное применение армией тактических ракет, что в Дамаске отрицают. Курды в Сирии создают собственную армию для «защиты территории сирийского Курдистана от любого вооруженного вмешательства, будь то войска Асада, или отряды Сирийской свободной армии, или боевики исламистских радикальных группировок». В Париже подтвердили, что авианосец «Шарль де Голль» находится в Средиземном море у берегов Сирии с отрядом морской пехоты на борту. НАТО в конце января 2013 г. разместит в Турции недалеко от границы с Сирией, шесть батарей ЗРК «Пэтриот», в том числе две американские. Число сирийских беженцев в соседних странах превысило 500 тыс. человек.

12 декабря в Марракеше на очередном совещании «Группы друзей Сирии» представители более 100 стран признали НКОРС «в качестве законного представителя сирийского народа и структуры, возглавляющей оппозиционные силы». Участники встречи вновь заявили, что Б. Асад «утратил легитимность и должен уйти, чтобы дать возможность запустить политический процесс в соответствии с Женевским коммюнике». Причем глава НКОРС М. Хатыб дал понять, что оппозиция готова «рассмотреть предложения Асада о передаче власти переходному правительству, если таковые поступят от него». «Группа друзей» призвала власти в Дамаске «немедленно прекратить атаки и полностью вывести войска из городских районов в качестве первого этапа на пути полной приостановки насилия». Участники встречи призвали международное сообщество «увеличивать давление на сирийский режим посредством принятия и применения мер, препятствующих получению извне властями в Дамаске помощи и ресурсов, которые позволили бы им совершать насильственные действия против граждан САР». «Друзья Сирии» высказались за «беспрепятственный доступ в страну гуманитарных организаций», заявили о желании «увеличить финансирование деятельности по оказанию помощи нуждающимся, осуществляемой через НКОРС».

Представители зарубежной сирийской оппозиции 15 декабря сообщили о создании «правительственного органа», т. н. «Свободного национального собрания» в составе семи человек во главе с бывшим премьер-министром САР Р. Хиджабом. Задачей этого «органа» является «недопущение коллапса власти» и государства в Сирии после падения режима Б. Асада.

США 11 декабря внесли в список террористических организаций связанную с «Аль-Каидой» радикальную сирийскую исламистскую группировку «Джабхат ан-Нусра». В то же время руководство НКОРС призвало Вашингтон отменить этой решение.

МИД России 14 декабря опроверг заявление зам. министра М. Богданова, который на заседании общественного совета по международному сотрудничеству при Общественной палате рассказал, что не исключает победы оппозиции в сирийском конфликте. В МИДе сообщили, что Богданов «заявлений или специальных интервью журналистам в последние дни не делал», хотя принимал участие в дискуссии по Ближнему Востоку и Северной Африке в Общественной палате, где «вновь подтвердил принципиальную российскую позицию о безальтернативности политического урегулирования в Сирии». Россия готова оказать содействие в организации межсирийского диалога, заявлено по итогам встречи главы МИД РФ С. Лаврова с делегацией внутренней сирийской оппозиции, состоявшейся 14 декабря.

10 декабря, вошедшие в Триполи на севере Ливана части национальной армии остановили междоусобицу, продолжавшуюся в городе 10 дней. Жизнь в Триполи постепенно возвращается в нормальное русло.

В «Отчете о прогрессе в обеспечении безопасности и стабильности в Афганистане», подготовленном Пентагоном, говорится об ухудшении обстановки в стране. По оценкам американских военных, президент Афганистана Х. Карзай и его правительство сталкиваются с системными проблемами, решить которые не удается уже много лет. Это — «широчайшее распространение коррупции; отсутствие подготовленных кадров и координации между различными ветвями власти; слабые или вообще не существующие связи между центром и провинциями». В итоге, несмотря на все усилия международной коалиции, позиции движения «Талибан» «остаются весьма прочными», а «антиправительственные формирования сумели адаптироваться к изменившимся условиям, сохранив способность мобилизовать значительное число бойцов и проводить как единичные, так и массированные атаки». В то же время состояние афганских вооруженных сил вызывает серьезные вопросы. Дополнительные проблемы создают отношения с Пакистаном, территорию которого отряды талибов используют как тыловую базу. В Пентагоне считают, что шансы на выживание у нынешнего афганского правительства могут появиться только в том случае, если Вашингтон внесет коррективы в план вывода войск, сохранив в стране весь 68-тысячный контингент вплоть до конца 2014 г.

Министр обороны США Л. Панетта 14 декабря обсудил в Кабуле с властями страны и командованием коалиции вопросы, связанные с американским присутствием в Афганистане после 2014 г. Афганские власти попросили Л. Панетту обеспечить национальные ВС большим количеством тяжёлого вооружения, а также помочь в укреплении ВВС.

15 декабря президент Афганистана Х. Карзай выразил желание ускорить процесс передачи баз и стратегических объектов войсками НАТО афганским силовым структурам, завершив его до вывода войск НАТО в 2014 г.

12 декабря в Стамбуле прошла седьмая встреча президентов Турции, Пакистана и Афганистана А. Гюля, А. А. Зардари и Х. Карзая. Обсуждались вопросы развития транспортной и коммуникационной инфраструктуры, безопасности и борьбы с терроризмом.

Представители МАГАТЭ и Ирана сообщили, что на встрече сторон, состоявшейся 14 декабря в Тегеране, достигнут «определенный прогресс», а очередная встреча состоится в январе 2013 г. и на ней может быть достигнуто соглашение о порядке проведения инспекции ядерной программы Ирана. Со своей стороны, администрация США ввела на минувшей неделе дополнительные санкции в отношении ряда иранских компаний и физических лиц, уличенных в нарушении режима нераспространения ядерных вооружений.

Пентагон обратился в Конгресс с запросом о предоставлении Израилю дополнительной военной помощи в объеме 647 млн долларов для восполнения запасов бомб и ракет, израсходованных в период недавней операции «Облачный столп» в секторе Газа.

16 декабря вице-премьер правительства и глава израильского МИДа, а также лидер партии «Наш дом Израиль» А. Либерман официально подал в отставку с государственных постов в связи с выдвинутыми против него обвинениями в подрыве общественного доверия.

В столице Судана Хартуме 10-11 декабря продолжались студенческие демонстрации, участники которых протестовали против убийства четырех студентов университета. Эти выступления стали крупнейшими акциями протеста с июня с. г.

15 и 16 декабря в Бахрейне прошли очередные многотысячные антиправительственные демонстрации шиитской оппозиции с требованиями начать в стране «реальный демократический процесс» и «покончить с эрой несправедливости и тирании».

Командующий Республиканской гвардией Йемена генерал А. Салех отказался выполнить распоряжение президента республики М. Хади о передаче ракетных подразделений, оснащенных ракетами типа «Скад», в распоряжение министерства обороны, что «вызвало кризис в отношениях между двумя сторонами».

Приложение

 

 

О некоторых аспектах внешней политики Судана

 

 

В настоящее время важнейшим направлением внешнеполитической деятельности суданского руководства являются отношения с Южным Суданом – бывшей частью единого Судана, ставшей в июле 2011 г. независимым государством. Большое внимание в Хартуме уделяют отношениям с соседними странами, особенно с Египтом и Чадом. Суданские руководители стремятся улучшить отношения с США, добиться отмены односторонних американских санкций, введенных в отношении официального Хартума. Традиционно видное место отводится многоплановым связям с Китаем. Активно развиваются отношения с рядом арабских и мусульманских стран.

В период, предшествовавший получению Южным Суданом независимости, Хартум и Джуба не сумели урегулировать целый ряд проблем и взаимных претензий, что сделало отношения между соседними странами напряженными, с отчетливо выраженной взаимной враждебностью. Речь, прежде всего, идет о демаркации двухсторонней границы, наличии спорных территорий, на которые претендуют как Хартум, так и Джуба (главный объект спора — нефтеносный район Абъей), и распределении доходов от экспорта нефти, большая часть которой добывается в Южном Судане, а экспортный трубопровод проходит через Судан. В результате за короткий период времени два Судана неоднократно оказывались на грани войны.

В последние месяцы, под давлением возможных санкций со стороны Совбеза ООН и учитывая катастрофическое состояние экономик двух стран, Хартум и Джуба после длительных и сложных переговоров при посредничестве Африканского союза подписали ряд соглашений по вопросам обеспечения безопасности в районе границы и экономическом сотрудничестве. В частности, была достигнута договоренность о создании буферной демилитаризованной зоны по обе стороны границы и взаимном прекращении поддержки повстанцев, что было главным условием Судана для нормализации отношений с южным соседом. Кроме того, Хартум и Джуба договорились о разделе доходов от экспорта нефти, что позволило Южному Судану принять решение о возобновлении ее добычи, приостановленной в январе 2012 г. после того, как Судан начал изымать часть «черного золота» в качестве платы за его перекачку. В то же время Хартум и Джуба не смогли и в ближайшее время вряд ли смогут прийти к согласию по демаркации границы и принадлежности района Абьей — двух наиболее острых проблем, нерешенность которых может вновь спровоцировать вооруженный конфликт. Стороны продолжают трудный диалог, а напряженность между Суданом и Южным Суданом сохраняется.

Пограничные и территориальные споры в Северо-Восточной Африке и на Африканском Роге имеют исторические корни. Еще в доколониальные времена точных границ здесь определено не было и вопрос об исторической принадлежности той или иной местности сильно запутан. Население, особенно кочевники, свободно перемещалось по всей территории региона. Проблема прохождения границ стала приобретать особую остроту по мере обнаружения на спорных землях месторождений полезных ископаемых. Все это в полном объеме проявляется в отношениях Судана с его соседями. К тому же сохранение напряженности в отношениях Судана с соседними странами было обусловлено неурегулированностью политических проблем и деятельностью оппозиционных сил в Судане и сопредельных с ним государствах.

Судан и Чад на протяжении длительного времени обвиняли друг друга в поддержке повстанческих оппозиционных сил в каждой из стран. Дело доходило до разрыва дипломатических отношений и пограничных вооруженных конфликтов. Однако в феврале 2010 г. после визита президента Чада И. Деби в Судан руководители двух государств приняли принципиальное решение отказаться от поддержки оппозиционных повстанческих групп, которые ранее использовались и Нджаменой, и Хартумом для решения своих политических задач по отношению друг к другу. Как видится, Судан пошел на примирение с Чадом в значительной степени в интересах урегулирования ситуации в граничащим с этой страной регионе Дарфур, где с 2003 г. продолжается конфликт между центральным правительством и местными повстанцами. А успех этого урегулирования во многом зависит от позиции Чада. В настоящее время напряженность в отношениях между двумя странами заметно снизилась, хотя говорить об их полной нормализации еще рано.

Суданское руководство спокойно встретило смену власти в Египте. В сентябре 2012 г. президент Судана О. аль-Башир посетил с визитом АРЕ и провел переговоры с новым руководителем Египта М. Мурси. В целом встреча двух лидеров подтвердила преемственность политики Каира в отношении Хартума. Судан и Египет возобновили обсуждение ряда проектов экономического и гуманитарного сотрудничества. Вместе с тем, начало реализации этих проектов тормозится суданским правительством. В Хартуме считают, что предварительно необходимо уладить спорные пограничные вопросы, прежде всего, о принадлежности «треугольника Халаиб» на побережье Красного моря (площадь до 10 тыс. кв. км, население – 18-20 тыс. человек). В настоящее время территорию «треугольника» контролирует АРЕ. Суданцы настаивают на том, чтобы «новый» Египет незамедлительно вывел оттуда свои войска. Как отмечают многие аналитики, проблема Халаиба затрагивает не только экономические интересы двух стран, хотя они велики в свете обнаружения на спорной территории запасов нефти. «Важнее, однако, эмоциональная составляющая конфликта. Отказаться от претензий на Халаиб для каждой из сторон означает перенести национальное унижение». К числу важнейших вопросов в египетско-суданских отношениях следует отнести распределение вод Нила. В 1959 г. Египет и Судан подписали договор по Нилу, который юридически закрепил квоты двух стран на воды этой реки. Ситуация в этом вопросе может серьезно осложниться в случае, если свои претензии на собственную квоту на воды Нила предъявит Южный Судан.

Ливийско-суданские отношения длительное время во многом характеризовались взаимной враждебностью. Поэтому в 2011 г. Хартум поддержал ливийских повстанцев в войне, приведшей к падению режима М. Каддафи. В январе с. г. О. аль-Башир посетил с визитом Ливию, выразив поддержку новому руководству этой страны. Судан подписал с Эритреей и Эфиопией соглашения, предусматривающие взаимный отказ от поддержки оппозиционных сил. Тем не менее, отношения с Эритреей остаются прохладными. С Эфиопией же сотрудничество развивается в целом успешно.

Сложно остаются отношения Судана с США. Вашингтон обвиняет Хартум в действиях, «угрожающих региональной стабильности», в многочисленных и «очень сильных» нарушениях прав человека в стране. Еще в 1997 г. США ввели односторонние экономические санкции против Судана, которые ежегодно продлеваются. Последний раз это было сделано в ноябре 2012 г. При этом в качестве основного аргумента Вашингтон выдвинул тезис о том, «что агрессивная политика суданских властей привела к вооруженным столкновениям в Южном Кордофане, Абъее и штате Голубой Нил». Судан продолжает добиваться отмены санкций, что является крайне важным для экономического, да и политического выживания страны.

Китай долгое время поддерживал тесные отношения с Суданом в различных сферах, в том числе военной. Особое значение Пекин придавал сотрудничеству в нефтяном секторе, импортируя из Судана до 5 проц годового потребления КНР в «черном золоте». Вместе с тем, прагматизм китайцев обусловил налаживание тесных отношений и с Южным Суданом после получения им независимости. И хотя главные нефтяные интересы Китая сейчас связаны с Южным Суданом, Пекин не бросает и Судан. По оценке экспертов, именно Китай имеет наиболее эффективные рычаги влияния на оба Судана.

Судан пытается поддерживать гармоничные разноплановые отношения как с Ираном, так и с аравийскими монархиями, в первую очередь – с Саудовской Аравией. В условиях продолжающегося жесточайшего экономического кризиса и дефицита валюты Хартум получает от Тегерана военную помощь в кредит и «по бартеру», что позволяет поддерживать хотя бы на минимально удовлетворительном уровне боеспособность суданской армии. Отказаться от такой схемы в условиях отсутствия альтернативных источников Судан просто не может, хотя это и вызывает раздражение в саудовской столице. В марте по итогам визита О. аль-Башира в Катар эта страна обещала инвестировать в различные сферы суданской экономики до 2 млрд долларов. Ранее, в 2010 г. при посредничестве Катара было подписано рамочное соглашение между суданским руководством и главной оппозиционной дарфурской повстанческой группировки — Движение за справедливость и равенство.

По информации СМИ, Судан позволяет использовать свою территорию в качестве канала снабжения оружием боевиков радикального палестинского движения ХАМАС в секторе Газа. При этом О. аль-Башир называет Израиль «врагом номер один». Судан обвинил Израиль в бомбардировке в октябре с. г. военного предприятия «Ярмук» в близи Хартума, в результате чего заводу был нанесен серьезный урон.

52.19MB | MySQL:103 | 0,458sec