Судан: об арестованном генерале Вад Ибрагиме

Вторым основным архитектором заговора с целью свержения режима Омара аль-Башира в Судане по официальной версии был бригадный генерал Мохамад Ибрагим Абдул аль-Джалиль (Вад Ибрагим).

Родился в 1964 году в деревне Аль-Эбедийя (штат Нил). Закончил военную академию Суданских вооруженных сил (СВС). 1986 – второй лейтенант вооруженных сил. 1986-1990 – участвовал в боевых действиях с южносуданцами. 1990-1992 – занимал офицерские должности среднего звена в командовании СВС в Восточном Судане. Участвовал в боях против отрядов СНОА. 1992-1994 – заместитель главного координатора Народных сил обороны (НСО). 1994-1995 – служил в ДР Конго в миротворческом контингенте. 1995-2002 – командующий республиканской гвардией. В этом качестве отвечал за безопасность президента О.аль-Башира. 2002 – присвоено звание полковника. 2002-2005 — руководитель ВАТ в суданском посольстве в Кении. 2005 – руководитель сектора безопасности лидера южан Дж. Гаранга после заключения Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС). 2010 – присвоено звание бригадного генерала. 2012 – заместитель командующего контингента СВС в Южном Кордофане и Хедлиге.

Сделал блестящую  военную карьеру. Прославился в боях против южносуданцев в Восточном Судане. Отличается личной храбростью, что было отмечено орденом Мужества. Среди военнослужащих суданской армии имеет непререкаемый авторитет, пользуется уважением среднего офицерского звена. Характеризуется как человек далекий от всяческого личного обогащения. Будучи генералом, не имеет своего дома, проживает только на служебных квартирах. Про него говорят – «генерал с чистыми руками, к которым не пристает грязь». Избегает публичности, всегда последовательно дистанцировался от политики. Является резким оппонентом любой идеи мирных переговоров с повстанцами, считая, что это имеет смысл только после того, как им будет нанесено военное поражение. Придерживается жесткой линии по отношению предоставления регионам страны излишней самостоятельности, полагая, что это является первым шагом к расчленению страны. Личный девиз – «предан только Корану и автомату Калашникова». Пользуется громадным авторитетом среди молодых кадров Суданского исламского движения (СИД), которые составляли костяк сил специального назначения в период войны с южносуданцами. При этом является ярым антагонистом нынешнего министра обороны, который явно уступает ему по популярности в армии.

Поддерживался на пути своей карьерной лестницы лично президентом О.аль-Баширом, а в последнее время – советником президента и главным архитектором стратегии по Дарфуру Г.Салахетдином, который относится к так называемым «молодым кадрам» в правящей Партии Национального Конгресса (ПНК). Последний пытался резко омолодить партийный аппарат за счет притока кадров из СИД, но проиграл второму человеку  в партии Нафи Али Нафи.

Сильные стороны. Выдающиеся успехи в военной карьере. Дисциплинированный и исполнительный солдат, который пользовался заслуженным уважением среди коллег. Во время операции по освобождению Хедлига проявил себя хорошим военным стратегом. Имеет репутацию религиозного пуританина и альтруиста, что обеспечивает ему высокий уровень популярности среди молодых исламистов. После ареста последние неоднократно обращались к президенту с требованием его освобождения.

Слабые стороны. Не имеет доверительных контактов с высшим партийным эшелоном и центрами силы в Партии Национального Конгресса. В результате его кандидатура как министра внутренних дел была отклонена руководящим органом ПНК в 2010 году. Выступал против вмешательства партийного аппарата в дела армии, за что был заподозрен в недостаточной лояльности высшему руководству. Подписал обращение во главе еще 700 офицеров к президенту О.аль-Баширу с требованием объявить жестокую войну коррупции в высших эшелонах власти, что вызвало недовольство многих чиновников. Неоднократно предупреждался комиссией партийного контроля за излишнюю критику курса президента Судана.

В этой связи многие эксперты полагают, что в стране назрел кризис политических элит и налицо конфликт между разными поколениями исламистов. Молодые кадры (Салахетдин, Гош, Вад Ибрагим) являются выразителями интересов тех сил в СИД, которые полагают, что высшие эшелоны власти погрязли в коррупции и нуждаются в серьезной чистке. При этом подразумевается новая  политика с опорой на собственные силы с жесткой централизацией и нетерпимостью к автономии регионов. Кроме того, «реформаторы» требуют отделить СИД от ПНК и предоставить ему право осуществлять контроль за действиями государственного и партийного аппарата. В отношениях с Джубой подразумевается диктат силы, что должно обеспечить гарантию соблюдения интересов  Хартума. Указанная доктрина не учитывает экономические и политические моменты развития страны, а все неудачи списывает исключительно на некомпетентность и коррумпированность старого руководства. Ее гипотетический приход к власти не означает вместе с тем «уход в средневековье», поскольку основные «младореформаторы» придерживаются курса по безусловной интеграции в мировую экономическую систему. А это подразумевает выстраивание ровных отношений с США. И это стратегическое направление, пожалуй, является  общим местом для всех борющихся за власть политических групп в Судане, чтобы из тактических соображений не заявляли в то или иное время их представители.

52.22MB | MySQL:103 | 0,514sec