Сомали: планы создания новой автономии

Новый президент Сомали Хассан Шейх Мохамуд в настоящее время активно продвигает идею создания нового регионального образования Джубаленда, который, как предполагается, будет располагаться вокруг недавно освобожденного от исламистов из «Аш-Шабаб» портового города Кисмайо на юге страны. Эта идея возникла не сразу, а явилась результатом компромисса, к которому новый президент вынужден был прибегнуть после провала его первоначального плана, который предусматривал создание в Кисмайо администрации, которая назначалась бы «центральными» властями и была бы полностью подконтрольной Могадишо.

Новый скорректированный план уже согласован и поддержан в общих чертах руководством Эфиопии и Кении. Переговоры с премьер-министром Эфиопии Х.Десаленем на эту тему сомалийский президент провел в ноябре с.г. во время своего визита в Аддис-Абебу. При этом эфиопское руководство поддержало новый скорректированный план по созданию нового сомалийского анклава с широкой автономией. Это выглядит абсолютно логично, поскольку Аддис-Абеба придерживается стратегии создания на территории бывшего Сомали ряда практически самостоятельных анклавов вместо единого централизованного государства, которое всегда расценивалось как потенциальная угроза национальной безопасности Эфиопии. Отсюда принципиальная поддержка со стороны эфиопского руководства Сомалиленда и, в меньшей степени, Пунтленда.

С Найроби дело обстоит не так гладко, несмотря на то, что принципиальное согласие кенийского руководства на этот проект уже получено. Сомалийский лидер планирует посетить кенийскую столицу как можно  быстрее для того, чтобы  решить с кенийцами этот срочный вопрос. При этом необходимо согласовать детали образования новой автономии и запустить этот процесс до того, как местная администрация Кисмайо назначит свою собственную администрацию. При этом кенийцы настаивают на сохранении в Кисмайо своего гарнизона на неопределенный срок.

Одновременно идут консультации между представителями федерального правительства в Могадишо, региональной организации ИГАД (Межправительственная комиссию по развитию) и основными кланами этой местности. Огаден представляют Мохаммед Ахмед Ислам Мадобе и Мохаммед Абди Ганхи; Клан Мерехан из района Гедо представлен генералом Абдуллахи; клан Харти (племена Маджертин, Дхулбантанте, Варасангел) – генерал Мохаммед Варсаме Фарах Дарвиш, который возглавлял сомалийские органы разведки в Могадишо при прежнем президенте А.Юсуфе. По инициативе ИГАД также приглашены для консультаций и представители малых кланов таких как  Байямал (Дир) и Галджаал (Хавийе), но они не определяют основную повестку дня.

Администрация Пунтленда, которая поддерживает идею образования нового анклава Джубаленда,  также опосредовано присутствует на переговорах через представителей клана Харти.  При этом какого-то внятного итога на консультациях пока не достигнуто в силу позиции представителей Огадена  Мадоба и Гандхи, которые требуют расширения полномочий будущего анклава. При этом Аддис-Абеба очень насторожено относится к попыткам  представителей Огадена получить господствующие позиции в будущей администрации Кисмайо. Это связано с действиями сепаратистов Огадена на эфиопской территории, а их возможное  засилье  в новом анклаве расценивается с точки зрения создания еще одной (помимо Эритреи)  тыловой базы для распространения сепаратистских идей и борьбы против центрального правительства,  отсюда попытка сбалансировать влияние Огадена за счет усиления позиций  проэфиопского клана Мерехен.

Сам факт того, что новые власти Сомали решились на беспрецедентный шаг по стимулированию создания новой автономии свидетельствует о том, что чисто военными средствами удержать под контролем Кисмайо и воспрепятствовать возвращению в этот регион исламистов из «Аш-Шабаб» невозможно. Да и само долгое присутствие исламистов в этом районе было обусловлено лояльной позицией местных кланов по отношению к ним, что объяснялось недоверием к федеральным властям в Могадишо и финансовой подпиткой племенной верхушки со стороны «Аш-Шабаб». С исчезновением такой подпитки встал вопрос о выборе нового генерального спонсора на условиях предоставления широкой автономии, что сейчас и обсуждается заинтересованными сторонами. Образование Джубаленда фактически открывает «парад суверенитетов» на территории бывшего Сомали и знаменует собой новый этап развития, когда на смену централизованного государства приходит схема конфедерации.

52.18MB | MySQL:103 | 0,457sec