Саудовский государственный бюджет 2013 года

29 декабря 2012 г. на специальном заседании совета министров под председательством короля Абдаллы бен Абдель Азиза был окончательно утвержден саудовский государственный бюджет на 1434/1435 гг. Хиджры (2013 г.).

Обращаясь в этой связи к гражданам страны, монарх в своем выступлении на этом заседании подчеркивал: «Сегодня мы приняли бюджет будущего года, расходная часть которого превышает 820 млрд риалов[1]. Мы будем и далее продолжать курс на реализацию программ и проектов поддержки движения по пути роста и развития на благо родины и ее народа. Мы планируем создать больше рабочих мест для граждан и повысить уровень предоставляемых им услуг. Мы вновь подтверждаем наше стремление вкладывать доходы от тех природных богатств, которыми нас наделил Господь, в хозяйственную жизнь страны ради нормализации ее положения, ради служения вам, гражданам государства, ради удовлетворения ваших жизненных запросов, что было и остается нашим долгом по отношению к вам».

Слова саудовского монарха несут в себе немало важных моментов. Выступая на том же заседании, саудовский министр культуры и информации Абдель Азиз бен Мухиддин Ходжа (исполняющий, в том числе, и обязанности официального представителя основного института исполнительной власти) подчеркивал, в частности, что новый бюджет (направленный на реализацию инициированного в 2010 г. девятого пятилетнего плана социально-экономического развития) ставит своей целью, в первую очередь, «увеличение рабочих мест для граждан». Все же, сокращение безработицы (прежде всего, в среде выходящей на рынок труда молодежи) не является единственной проблемой саудовской власти. Он отмечал, что в стране растет уровень цен на основные продукты питания (2,9% в 2012 г. по сравнению с 2011 г. и 4,5% по сравнению с 1999 г.), проявляет себя тенденция к стагнации в ненефтяных секторах экономики (несмотря на то, что в 2012 г. их рост составил 7,2%, а рост нефтяного сектора – 8,6%), что создает основу для инфляции (составившей в истекшем году 3,8%).

Тем не менее, саудовский департамент статистики и информации предполагает, что в наступившем году рост нефтяного сектора едва ли превысит 5,5%, в то время как производство в отраслях ненефтяного сектора сохранит уровень 2012 г., хотя в тех из них, которые контролируются частным капиталом, рост производства и составит 7,5% (превысив соответствующий показатель для государственных отраслей – только 6,3%). Впрочем, проводимая саудовским государством приватизация уже дала свои плоды, — вклад частного сектора в ВВП страны уже составил в истекшем году 58%. Одновременно, по расчетам специалистов этого департамента, частный ненефтяной сектор саудовской экономики и в наступившем году будет демонстрировать последовательный рост, — доля ненефтяной перерабатывающей промышленности в ВВП страны составит 8,3%, связи и информационных технологий 10,7%, производства электроэнергии, природного газа и воды – 7,3%, строительства – 10,3%, розничной и оптовой торговли, гостиничного дела и сферы общественного питания – 8,3% и, наконец, банковского сектора, страхования и операций с недвижимостью – 4,4%.

Конечно, в 2012 г. Саудовской Аравии удалось добиться и других успехов, направленных на стабилизацию экономической ситуации. Как считает министерство финансов, в истекшем году произошло снижение уровня саудовского государственного долга, составляющего ныне 98 млрд 848 млн риалов или 3,6% от ВВП. Еще десять лет тому назад, как подчеркивал король Абдалла, выступая 29 декабря 2012 г. на заседании совета министров, «государственный долг Королевства Саудовская Аравия составлял более 685 млрд риалов». Это обстоятельство, по его словам, «представляло собой тяжелое бремя на плечах государства, препятствовавшее его начинаниям в сфере создания и развития современной инфраструктуры». С другой же стороны, снижение этого долга позволило «создать необходимый резерв для реализации целенаправленных и, вместе с тем, осторожных шагов в сфере инвестиций в национальную экономику».

В настоящее время, саудовское министерство финансов с оптимизмом заявляет о том, что отчет Международного валютного фонда «выделяет Королевство Саудовская Аравия, положительно оценивая проводимую им экономическую политику, целью которой является использование высоких доходов за нефть для ускорения прогресса в области внутреннего роста, в сфере государственного контроля над банковско-финансовыми операциями и рисками, включая последовательное противостояние отмыванию денег и нелегальному финансированию международного терроризма». Этот оптимизм связан также и с тем, что, как считает руководство этого министерства, «отчет G20 поставил Королевство на первое место среди членов Группы в отношении осуществления рекомендаций, связанных со структурными реформами, финансовой дисциплиной, реформой финансовых институтов и рынков и противодействию политике торгового протекционизма». В свою очередь, Saudi News Agency, цитируя официального представителя министерства финансов, отмечало, что агентство Standard & Poor’s рассматривает Саудовскую Аравию как страну, «последовательно проводящую политику экономического роста, сохраняющую индекс AA и  имеющую стабильные перспективы в отношении будущего», что, по словам этого представителя, «подтверждает прочность экономики Королевства и его международное значение в качестве стабильного финансового центра».

Новый бюджет является свидетельством того, что Саудовская Аравия стремится и в наступившем году проводить целенаправленный курс на экономию своих финансовых расходов. Однако, при этом, этот курс, как и ранее (однако ныне соответствующее положение вытекает и из событий 2011 г., когда в стране развивалось значительное движение под лозунгами политических реформ, а в ее Восточной провинции происходили серьезные волнения местного шиитского населения), исходит из преимущественного внимания саудовского политического истеблишмента к двум основным проблемам. Если первая из них связана с развитием национального человеческого потенциала, то вторая – с созданием современной инфраструктуры.

Оформленный в качестве указов правящего монарха бюджет предусматривает, в первую очередь, значительные (но, вместе с тем, жестко фиксируемые) расходы на образование и здравоохранение. Так, в частности, один из этих указов предполагает, что использование государственного резерва возможно только для сокращения государственного долга или покрытия бюджетного дефицита. Одновременно, перераспределение расходной части бюджета потребует специальных решений министерства финансов и соответствующих государственных ведомств и институтов. При этом, соответствующий указ запрещает нецелевое использование средств, выделяемых в рамках бюджета на осуществление тех или иных программ и проектов развития. В свою очередь, любые операции, связанные с заключением контактов, касающихся выполнения соответствующих программ, предполагают, что эти операции должны реализовываться в пределах выделенных бюджетом средств, что равным образом относится и к найму работников (заработные платы которых не могут изменяться в течение срока действия бюджета), необходимых для выполнения этих программ. В целом, выполнение бюджета должно находиться под наблюдением существующих в Саудовской Аравии контролирующих служб.

Раздел бюджета, посвященный образованию, предусматривает, в частности, выделение средств существующим в стране высшим учебным заведениям. Эти средства варьируются в зависимости от значимости того или иного учебного заведения и места его расположения, что, в том числе, определяет и количество обучающихся в нем студентов, как и число преподавательского корпуса. Если  первый возникший в Саудовской Аравии и крупнейший эр-риядский Университет имени короля Сауда должен получить из вновь утвержденного государственного бюджета почти 10 млрд риалов, то расположенный в Араре Университет провинции Северные границы (северо-запад страны) только около 932 млн риалов. Вопрос, однако, заключается не только в этом обстоятельстве, — бюджетные ассигнования выглядят более значительными в случае, если речь идет о современных технических высших учебных заведениях. На развитие расположенного в Дахране Университета нефти и полезных ископаемых имени короля Фахда бюджет 2013 г. выделяет примерно 1 млрд 346 млн риалов. Дотации на развитие Университета имени короля Фейсала (кампусы которого расположены в Даммаме и Эль-Хасе), специализирующегося на подготовке специалистов медицинского и сельскохозяйственного профиля, достигают почти 2 млрд 205 млн риалов, а на развитие расположенного в Джидде Университета имени короля Абдель Азиза (связанного, в первую очередь, с подготовкой инженеров различных специальностей) 5 млрд 710 млн риалов. Для сравнения стоило бы заметить, что открытая часть нового саудовского бюджета содержит и упоминание о «генеральном департаменте военной промышленности», на развитие которой выделяется почти 2 млрд 730 млн риалов, равным образом на развитие «городка ядерной энергии имени короля Абдаллы» предусматривается 500 млн риалов.

Но, при этом, не обойдены вниманием государства и те саудовские университеты, в названии которых присутствует определение «исламский», — крупнейший религиозный университет страны, расположенный в Эр-Рияде Исламский Университет имени имама Мухаммеда бен Сауда – почти 3 млрд 816 млн риалов, мекканский Университет Умм Аль-Кура[2] – около 2 млрд  691 млн риалов. Саудовский политический истеблишмент не стремится к разрыву с официальным корпусом богословов, хотя настойчиво подталкивает его к трансформации на основе принципа «умеренности» и «диалога с иными религиями и цивилизациями». Союз с богословской элитой принципиально важен для «правящего класса» королевства в сегодняшней ситуации в зоне Персидского залива и арабского мира, где возникают новые очаги напряженности и не стихают события, начало которым было положено «арабской весной». Впрочем, это не мешает саудовскому истеблишменту выделять немногим более 116 млн риалов на поддержание деятельности патронируемого государством Общества прав человека (общественный правозащитный центр финансируется, в первую очередь, на основе частных пожертвований).

Сфера здравоохранения представлена в новом бюджете средствами на развитие медицинского обслуживания, когда, в частности, на развитие крупнейшего саудовского лечебного заведения – эр-риядского госпиталя имени короля Фейсала и существующего при нем Центра медицинских исследований выделяется почти 6 млрд риалов. Идентичная ситуация складывается и с Саудовским Красным Полумесяцем, на деятельность которого бюджет 2013 г. предусматривает почти 2 млрд риалов, как и на развитие  государственного департамента лекарственных медикаментов – почти 1 млрд риалов. Иные сферы здравоохранения подчинены муниципальным образованиям, которым новый бюджет выделяет более 4 млрд 170 млн риалов.

Создание и развитие современной инфраструктуры – второй приоритет бюджета 2013 г. Речь идет о модернизации портов (3 млрд 500 млн риалов, при этом, на реконструкцию и расширение нефтеналивного порта Джубейль бюджет выделяет более 9 млрд риалов), развитии компании Саудовские арабские воздушные линии (24 млрд 690 млн риалов), прокладке новых железных дорог (немногим более 2 млрд риалов). Однако вопросы, касающиеся инфраструктуры, не ограничиваются только этими проектами. Вновь принятый бюджет предусматривает выделение свыше 16 млрд риалов на нужды опреснения морской воды (что принципиально важно для страны, значительную часть территории которой занимают аридные зоны) и почти 2 млрд. риалов на модернизацию элеваторов и мукомольных заводов (продовольственная безопасность и сегодня сохраняет свое значение).

Все эти количественные показатели не будут претворены в жизнь, если саудовские государственные структуры (опираясь на созданный в 2010 г. Антикоррупционный комитет) не добьются снижения уровня коррупции. Собственно, об этом и говорил в своем выступлении на заседании совета министров король Абдалла, обращаясь непосредственно к руководителям ведомств: «Министры и высшие менеджеры каждой отрасли! Хочу сказать вам, что, начиная с сегодняшнего дня, никто из вас не будет прощен за допущенные вами растраты, недостатки, упущения или небрежности. Знайте, что вы ответственны перед самим Всевышним Господом, а после него и перед нами за любое упущение, способное нанести урон государственной стратегии. Каждый министр и каждый высший менеджер обязан через средства массовой информации регулярно предоставлять подробные и четкие отчеты гражданам о работе своей отрасли или ведомства». Это предупреждение стоило бы рассматривать как предельно жесткое!

 


[1]              1 доллар Соединенных Штатов составляет 3,75 саудовских риала.

[2]              «Мать городов», обычный для арабо-мусульманской риторики синоним Мекки.

51.95MB | MySQL:101 | 0,349sec