Пакистан – Индия: официальное предоставление статуса наиболее благоприятствуемой нации откладывается

«Пакистан переживает некоторые внутренние процессы, и, мы надеемся, что они будут завершены в ближайшее время», — такими словами  характеризовал представитель пакистанского МИДа вопрос о предоставлении Индии статуса наиболее благоприятствуемой нации (НБН).

В октябре 2011 г.  Исламабад объявил о принципиальном решении предоставить статус НБН Индии с 1 января 2013 г. в рамках  общей стратегии нормализации отношений с Нью-Дели. В то время молодой руководитель МИДа Пакистана Хина Раббани Хар полагала, что имея достаточный запас времени, сможет урегулировать все формальности.

Согласно процедуре  федеральный кабинет министров  рассматривает вопрос о предоставлении какой-либо стране статуса  НБН;  при положительном решении  документ в дальнейшем направляется в Министерство юстиции, далее Министерство торговли; и только после длительной процедуры  анализа и проверок внешнеполитическое ведомство страны информирует Индию об окончательном вердикте.

Последнее в 2012 г. заседание  центрального правительства состоялось 26 декабря, и вопрос о предоставлении статуса наиболее благоприятствуемой нации для Индии не стоял в повестке дня. Пакистан также пропустил крайний срок 15 декабря 2012 г. для отмены отрицательного списка товаров. Еще в  марте 2012 г. Исламабад принял решение о поэтапном отказе от отрицательного списка товаров между двумя странами до 31 декабря 2012 г., это и означало  бы начало процесса либерализации торговли.

Таким образом,   как отмечают многие пакистанские аналитики, в целом решение о предоставлении  Индии статуса  НБН может затянуться на шесть месяцев из-за стартовавшей недавно в Пакистане кампании подготовки к всеобщим парламентским выборам. Вопрос о либерализации торговли с Нью-Дели будет решать, видимо,  уже новый состав федерального правительства.

В 1996 г.  Индия предоставила Пакистану статус наиболее благоприятствуемой нации.  Несмотря на увеличение объемов товарооборота, тем не менее, обе соседние страны незначительно продвинулись на пути к либерализации торговли.

Ведущие политические партии Пакистана согласились с политикой свободной торговли в отношении Индии. Однако, как пишут пакистанские СМИ, основными ее оппонентами выступали и выступают пакистанские аграрии, они нашли лоббистов  своих интересов в нижней палате парламента, которые, как полагают, и затянули процесс принятия решения. Земледельцы выразили недовольство тем, что начиная с 1 января 2013 г.  местные рынки будут завалены индийскими товарами, которые в результате заявленной политики либерализации  намного дешевле из-за низкого экспортного тарифа.

Пакистанские фермеры для преодоления потенциального торгового «неравенства» выдвигали федеральному правительству несколько требований: гарантированные поставки электроэнергии для создания равных условий с индийскими производителями, предоставление гарантированных субсидий с целью повысить конкурентоспособность  местных товаров (свежие фрукты и овощи, молочные  продукты и т.д.). . Острые дискуссии среди пакистанских аграриев вызвал вопрос об экспорте дешевого индийского  риса на внутренний рынок Пакистана.

Задержка  с  предоставлением Индии статуса наиболее благоприятствуемой нации в настоящее время инициировала новые разногласия и взаимные обвинения внутри правящей коалиции.

В последние годы каждый шаг поступательного развития пакистано-индийских отношений сторонам давался нелегко, сказывался груз наследия трех военных конфликтов. Преодоление внутреннего сопротивления, постоянный компромисс руководства двух стран, не уступавших своих позиций, сдерживал динамичное движение. И все же, 2012 г. в определенной степени был прорывным для Пакистана и Индии.   15 февраля 2012 г. стороны подписали два соглашения — Соглашение о таможенном сотрудничестве и Протокол о взаимном признании и восстановлении торговых претензий, которые были направлены на разрешение вопросов, связанных с нетарифными барьерами между двумя странами. Например, Соглашение о  таможенном сотрудничестве ставило целью  избежать произвольной остановки товаров в портах двух стран.

Далее, 8 сентября 2012 г. в ходе визита главы индийского внешнеполитического ведомства С.М.Кришны в Исламабаде были подписаны Договор о либерализации визового режима,  Дополнение к согласованию новых мер укрепления доверия в районах Линии контроля и т.д.

Согласован режим выдачи восьми категорий виз. Например, согласно новым правилам бизнес-визы выдаются  бизнесменам  сроком на один год для многократного посещения пяти городов страны.  В реальной жизни  для многих пакистанцев  предоставилась возможность  для поездок в Индию.

По подсчетам пакистанских экономистов  объем торговли между Индией и Пакистаном составляет 2,6 млрд долл., что значительно ниже потенциала, который оценивается в  8 — 10 млрд долл.     Бизнес-сообщество Пакистана резко  отреагировало на затягивание вопроса о предоставлении Индии статуса наиболее благоприятствуемой нации. Экономические выгоды для Исламабада очевидны: либерализация торговли позволит пакистанским производителям сэкономить на стоимости импортного сырья, откроет  новые возможности работы с рынком, насчитывающий более миллиарда потребителей для таких конкурентных отраслей, как текстиль, цемент, мрамор, кожа, пластик, сухофрукты и т.д. Экспортный потенциал из Пакистана в Индии оценивается в 2,2 млрд долл. и т.д.

Основными препятствиями дальнейшего развития  торговых отношений между двумя соседними странами, по мнению, пакистанской стороны, являются барьеры в  сфере логистики,  связи и транспорте.

Откладывание на неопределенный срок официальной даты предоставления Индии статуса наиболее благоприятствуемой нации  тормозит и внутрирегиональную интеграцию.  Пакистан и Индия являются крупнейшими экономиками в регионе СААРК.   «Мы непрерывно работаем уже более двух лет  для  решения этого вопроса, за этот период вложены огромные инвестиции двух стран, поэтому рассматриваем задержку как отступление от одобренного курса на интеграцию», заявил Ифтихар Малик, вице-президент торговой палаты и промышленности  СААРК.

Но была и еще одна причина. Исламабад возлагал большие надежды на первый официальный визит премьер-министра Индии М.Сингха, он планировался на конец  2012 г.  Президент А.А.Зардари  лично пригласил его  еще во время паломнической поездки в Индию  в апреле  2012 г. Тогда же индийский лидер заявил, что «разделяет желание  нормализовать отношения между двумя странами», но обошел молчанием возможность поездки  в  Пакистан.

52.21MB | MySQL:103 | 0,501sec