На фоне неурегулированности территориального спора и демаркации государственных границ между Суданом и Южным Суданом, а также разногласий по вопросу назначения временной администрации в нефтеносном штате Абъей, президент Южного Судана Сальва Киир пошел на массовые кадровые перестановки в высшем эшелоне армейского руководства. При этом большое количество высокопоставленных южносуданских военных лишились своих постов и были отправлены в отставку.
Основные перестановки коснулись генерального штаба. В частности, своих постов лишились заместители начальника генерального штаба Суданской народно-освободительной армии (СНОА) генерал-лейтенант Обуто Мамура, генерал-лейтенант Биара Атема, генерал-лейтенант Пинг Денг Коула, генерал-лейтенант Ауйен Альер, генерал-лейтенант Вильсон Денг, генерал-лейтенант Куол Дейм. Все они отправлены в отставку. Их судьбу повторили еще двадцать шесть генералов. Одновременно ряд генерал-майоров стали генерал-лейтенантами. Они заменили ушедших на их постах в качестве заместителей начальника генерального штаба генерал-лейтенанта Джеймса Мея.
Одновременно были заменены командующие основными секторами в военных округах Бахр Газали, Верхний Нил и Экваториальный. Ими стали генерал-лейтенант Габриэль Риак (сектор Вау), генерал-лейтенант Джонсон Билиу (Малакал), генерал-лейтенант Чарльз Чол (Торит). Отметим, что два первых сектора являются проблемными. В них активно действуют мятежные отряды, которые уже не раз доставляли «неудобства» Джубе.
Заметим, что указанные перестановки состоялись перед внеочередным съездом правящей в Южном Судане Суданского народно-освободительного движения (СНОД) в феврале с.г., на котором ожидается попытка если не внутреннего переворота, то, по крайней мере, – всплеск недовольства ряда авторитетных фракций в руководстве партии. В стране, которая находилась в состоянии перманентной войны в течение без малого двадцати лет, роль военных крайне важна. Особенно в условиях еще очень слабых и инфальтильных гражданских структур исполнительной власти. Нынешняя кадровая чистка затронула ветеранов партизанского движения, которая в большинстве своем имели самостоятельную точку зрения на происходящие в стране процессы и перспективы развития двусторонних отношений с Хартумом. «Пострадали» в основном сторонники «жесткой линии», которые выступали против любого внятного компромисса с Суданом.
Кроме того, примерно с конца прошлого года ряд экспертов неоднократно указывали на то, что в армии зреет недовольство политикой С.Киира и его окружения. Все это усугублялось растущими экономическими проблемами, что, безусловно, самым негативным образом отражалось и на состоянии южносуданской армии. Прежде всего, в области материально-технического снабжения и выплаты денежного довольствия. События в мятежных штатах Судана Голубой Нил и Южный Кордофан и фактическое участие в них южносуданской армии вновь оживили недовольство военных их падающей ролью в политической жизни страны. В этой связи различные наблюдатели указывали на то, что в стране складываются достаточные условия для осуществления государственного переворота.
Фактический тупик на переговорах с Хартумом по вопросу решения спорных вопросов, что в свою очередь блокирует возобновление экспорта нефти через Порт-Судан, вынуждает президента С.Киира идти на решительные кадровые решения, дабы ослабить позиции «ястребов» и лишить их инструментов влияния на ситуацию в виде лояльных им военных. Но насколько стратеги из руководства СНОД просчитали все возможные последствия такого шага, покажет ближайшее время.