Военно-политическая обстановка в Ираке (январь 2013 года)

В январе 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала осложняться. Это было  обусловлено усилением противостояния между оппозиционными силами, выражающими главным образом интересы арабского суннитского населения, и правительство во главе с шиитом Н. аль-Малики. Массовые антиправительственные выступления охватили практически все районы с преимущественно арабским суннитским населением. Ситуация усугубляется нерешенностью целой группы серьезных проблем между центральным правительством и властями Региона Курдистан. На фоне обостряющегося политического кризиса в Ираке активизировали свои действия экстремистские и террористические группировки, преимущественно суннитские. В январе 2013 года внешнеполитическая деятельность иракского руководства не отличалась особой активностью. В Багдаде, как и прежде, основное внимание уделяли соседним странам, особенно Сирии и Турции.

По мнению большинства зарубежных и иракских экспертов, одним из главных факторов, дестабилизирующих ситуацию в Ираке, является внутренняя и внешняя политика правительства Н. аль-Малики, «который своими действиями или бездействием провоцирует все более широкие народные массы на новые акции протеста и демонстрации». Откровенное игнорирование Н. аль-Малики соглашений о национальном примирении (2010 г.), невыполнение премьер-министром своих обещаний по реализации основных положений иракской конституции вызывает растущее недовольство в стране, причем не только среди арабского суннитского населения. Внутриполитический кризис усилился в условиях тяжелого заболевания президента Ирака, авторитетного политика Дж. Талабани, который играл важную роль посредника между враждующими политическими силами и их лидерами и во многом сглаживал противоречия между ними. В целом нынешний кризис в стране является самым серьезным со времени свержения в 2003 году режима С. Хусейна и носит комплексный характер. Ирак «балансирует на грани распада или начала новой гражданской войны».

Положение дел в сфере безопасности в Ираке в январе 2013 года оставалось нестабильным с заметными элементами напряженности. Усилилась активность действий террористических группировок. Крупные серии терактов в различных районах страны были совершены 15-17 и 22-23 января. В первом случае погибли 88 человек, во втором – 70 человек. По-прежнему большая часть терактов была направлена против шиитского арабского населения. Усилилась террористическая деятельность на спорных территориях на севере Ирака, принадлежность которых оспаривают центральное правительство в Багдаде и власти курдской автономии в Эрбиле. В частности, крупный теракт был совершен 23 января в городе Туз-Хурмату: погибли 35 и получили ранения 75 человек. Растет число жертв террористов и среди суннитов.

По официальной информации иракских правительственных органов, в январе число погибших (гражданских лиц, военнослужащих и полицейских) в результате терактов, вооруженных нападений и других видов насилия составило 246 человек (в декабре — 208 человек). Ранения получили 735 человек (в декабре – 300 человека). Число погибших среди гражданского населения составило в минувшем месяце 190 человек (в декабре — 115 человек), а число раненых среди гражданского населения достигло в январе 671 человека.

В январе на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, обстрелы, теракты и другие вооруженные насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Эль-Фаллуджа, Рамади, Самарра, Тикрит, Эр-Рутба, Эль-Мусаийб, Эд-Дуджаиль, Шаркат, Хувейджа, Байджи, Вахид Хадуран, Балад Руз, Эт-Таджи, Эль-Махмудия, Эс-Саадия, Бадуш и в ряде других мест.

В минувшем месяце в Багдаде и прилегающих к столице районах регулярно продолжали происходить теракты и вооруженные нападения. Как и прежде, большая часть терактов совершалась в шиитских районах столицы.

Крупный теракт был совершен 3 января в городе Эль-Мусаийб к югу от Багдада: погибли 27 и получили ранения 60 человек.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в различных районах провинции Найнава. Здесь регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. В январе напряженность в Мосуле значительно усилилась в результате проведения регулярных массовых антиправительственных демонстраций и других протестных выступлений.

Террористы и боевики продолжают активно действовать в соседнем Киркуке. Крупный теракт был совершен в городе 16 января, когда погибли 25 и получили ранения 190 человек. 28 января в Киркуке ракетному обстрелу был подвергнут штаб оперативного командования правительственных войск «Тигр». Напряженная ситуация в городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами.

Возросла напряженность обстановки в западной провинции Анбар. Это связано как с усилившимися в регионе массовыми антиправительственными выступлениями, так и с действиями террористов. Иракские власти в период с 9 по 13 января закрыли два пограничных перехода на границе с Сирией и один пограничный переход на границе с Иорданией, объяснив это шаг «соображениями безопасности» и намерением не допустить проникновения в страну вооруженных боевиков. В то же время оппозиция считает, что этим шагом правительство пыталось оказать давление на вождей местных суннитских племен.

В январе иракская армия провела в провинции Анбар спецоперацию на стыке границ Ирака, Сирии и Иордании с целью ликвидации опорных пунктов «Аль-Каиды», через которые, в частности, осуществляется переброска боевиков и оружия с сирийской территории в Ирак. Для поддержки наземных сил были задействованы боевые вертолеты. Отметим, что пустынные районы провинции, примыкающие к Сирии и Иордании, уже давно используются террористами для устройства своих баз и опорных пунктов.

В январе осложнилась обстановка в северо-восточной провинции Дияла.

На юге Ирака в январе теракты и вооруженные нападения имели место в Кербеле, Эль-Касиме и некоторых других местах. В целом ситуация в южных районах страны была относительно стабильной.

Во внутренних областях Региона Курдистан в минувшем месяце ситуация в основном сохранялась стабильной.

Сложность военно-политической обстановки в Ираке во многом обусловлена продолжающимся конфликтом между центральным правительством в Багдаде и руководством курдской автономии в Эрбиле, вызванного созданием по распоряжению Центра специального оперативного командования «Тигр», в зону ответственности которого вошли спорные территории на севере страны.

В то же время в январе напряженность в районах противостояния иракской правительственной армии и курдских сил «пешмерга снизилась. Так, 31 января министерство «пешмерга» (обороны) в курдском правительстве  объявило, что военным делегациям курдской автономии и центрального правительства удалось достичь принципиальных договоренностей о предотвращении эскалации конфликта на спорных территориях.

Вместе с тем, два важных вопроса требуют согласования: совместные посты безопасности и механизм вывода войск, дополнительно введенных сторонами в спорные районы. Кроме того, курды требуют отменить «смещение курдских должностных лиц в министерстве обороны и внутренних дел в федеральном правительстве по неоправданным причинам, и перевести их обратно на прежние места работы», а также прекратить вызывать курдских офицеров для допросов, следовать решениям предыдущих соглашений и прекратить все военные передвижения на спорных территориях. Отметим, что в переговорах между иракскими и курдскими военными непосредственное участие принимали представители США.

Напряженная обстановка сохраняется в приграничных с Турцией районах Иракского Курдистана. Так, 7 января боевики сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) открыли огонь по турецкому блокпосту с территории Ирака. В ответ турецкие пограничники открыли огонь из минометов по курдским боевикам. По официальной турецкой информации, в результате инцидента погиб один турецкий военнослужащий и 12 курдских боевиков. 16 января тактические истребители F-16 ВВС Турции нанесли ракетно-бомбовые удары по базам партизан РПК на севере Ирака в горах Кандиль в 90 км от границы.

Сложная ситуация сохраняется на иракско-сирийской границе. Продолжается переход в Ирак сирийских беженцев. Власти Региона Курдистан открыли границу с Сирией для оказания гуманитарной помощи курдам, проживающим в северо-восточных районах соседней страны. Только в курдской провинции Дахук число беженцев из Сирии достигло 80 тыс. человек.

В прошедшем месяце террористы и боевики в различных районах Ирака продолжали совершать вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей, военнослужащих, сотрудников полиции и органов безопасности, бывших и действующих бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «сахва». Жертвами вооруженного насилия часто становятся дети. Террористическим атакам подвергаются мечети, прежде всего, шиитские. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций, различных военных и полицейских объектов. Боевики обстреливают правительственные объекты из минометов и ракет. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.

Рост напряженности в стране небезуспешно используют в своих интересах экстремистские и террористические группировки, прежде всего, местное ответвление «Аль-Каиды» — «Исламское государство Ирака» (ИГИ). Экстремисты стремятся усилить рознь и противостояние между суннитами и шиитами, подтолкнуть участников антиправительственных выступлений к вооруженному противостоянию с властями. С соответствующим призывом экстремисты, в частности, выступили 31 января. Одновременно руководство ИГИ пытается скомпрометировать вождей суннитских племен и других суннитских политических лидеров, а также свести счеты с бойцами отрядов «сахва», сыгравших в 2007-2008 годах важную роль в борьбе с боевиками местной «Аль-Каиды».

Руководство «Исламского государства Ирака» взяло на себя ответственность за серию терактов, совершенных в стране 15-17 января. Боевики ИГИ совершили в минувшем месяце целый ряд покушений на видных вождей племен и политических деятелей. Так. 13 января недалеко от Багдада было совершено покушение на жизнь министра финансов Ирака Р. аль-Иссави. Пострадали двое его телохранителей. Сам министр не пострадал. 15 января террорист-смертник убил суннитского депутата иракского парламента из оппозиционного блока «Аль-Иракия» А. С. аль-Иссауи. В результате взрыва погибли еще пять человек. Несколько вождей суннитских племен было убито и ранено в провинциях Анбар и Салах-эд-Дин. В то же время руководство ИГИ заявляет о поддержке выступлений суннитского населения против правительства Н. аль-Малики. Со своей стороны, лидеры суннитской оппозиции отвергают сотрудничество с экстремистами.

В целом теракты, вооруженные нападения и другие насильственные акции, совершаемые боевиками «Исламского государства Ирака», показывают, что эта группировка остается «мощным актором» в современном иракском политическом противостоянии.

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, которые зачастую хорошо вооружены.

По состоянию на 1 февраля 2013 года в силовых структурах Ирака числилось около 806,6 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах — 271,4 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 531 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

По официальной информации министерств обороны и внутренних дел Ирака, в январе 2012 года потери военнослужащих и полицейских при проведении боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности составили убитыми 48 человек, в том числе 18 военнослужащих и 30 полицейских (в декабре – 83 человека, в том числе 28 военнослужащих и 55 полицейских). Число раненых в минувшем месяце составило 57 человек, в том числе 26 военнослужащих и 31 полицейский. Кроме того, в январе погибли 6 военнослужащих курдских военных формирований «пешмерга» и 2 бойца суннитских военизированных отрядов «сахва», а 6 курдских военнослужащих и 1 боец «сахва» получили ранения.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 6 января призвал вооруженные силы не вмешиваться в политический кризис страны.

США поставили сухопутным войскам Ирака три многоцелевых вертолета «Белл» 407. В настоящее время на вооружении иракских сухопутных войск стоят 10 многоцелевых вертолетов «Белл» 206, 22 вертолета «Еврокоптер» EC635 (еще два заказаны), 44 Ми-8/Ми-171 и 15 «Белл» UH-1H.

В докладе, опубликованном международной организацией «Transparency International», Ирак отнесен к группе стран, в которых правительства не противостоят коррупции в области закупок вооружений и оборонных сделок. Согласно докладу, страна по этому показателю находится в положении «очень высокого риска». В целом организация причисляет Ирак к наиболее коррумпированным государствам в мире.

Источник в Совете министров Ирака сообщил 29 января о взломе хакерами веб-сайта Н. аль-Малики, ресурс которого не работал в течение двух недель.

6 января Интерпол объявил о приостановке своей деятельности в Ираке из-за «отсутствия беспристрастности правосудия» в этой стране, но при этом международная полицейская организация сохраняет прежний уровень отношений с курдской автономией. Секретариат Интерпола обратился с письмом к правительству Ирака, информируя его о принятии решения не реализовывать любые вердикты, принятые иракской судебной системой после того, как Генеральный секретариат организации подтвердил, что эти решения не являются нейтральными, особенно в отношении некоторых иракских политических деятелей. В письме, в частности, говорится: «Секретариат убедился, что иракские суды находятся под давлением и доминированием некоторых иракских партий, стоящих сейчас у власти, и это то, что делает большинство их решений несправедливыми и не нейтральными».

Таким образом, в январе 2012 года ситуация в сфере безопасности в Ираке продолжала осложняться, что связано как увеличением масштабов антиправительственных выступлений в стране, так и с активными действиями экстремистских и террористических группировок, в первую очередь, местного ответвления «Аль-Каиды» — «Исламского государства Ирака».

В январе 2013 года внутриполитическая обстановка в Ираке серьезно обострилась. В стране резко усилилось противостояние между сторонниками премьер-министра Н. аль-Малики и оппозиционными блоками, преимущественно суннитскими и либеральными. В этом противостоянии суннитские политики получили поддержку, хотя и не полную, со стороны главных курдских политических партий – Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана, а также некоторых видных политиков шиитского политического поля. Характерной особенностью политической борьбы в минувшем месяце продолжали оставаться массовые антиправительственные демонстрации, митинги, сидячие забастовки и другие акции протеста, проходившие почти ежедневно в регионах с преобладающим арабским суннитским населением. Причем число участников акций протеста и их масштабы возросли по сравнению с декабрем 2012 года. В демонстрациях и митингах участвовали представители законодательной и исполнительной власти в провинциях, вожди суннитских племен, видные местные политики. Массовые протестные акции носили в целом мирный характер, однако в некоторых случаях происходили столкновения их участников с войсками и полицией. Имелись человеческие жертвы. Манифестанты регулярно продолжали блокировать шоссе, соединяющее Ирак с Иорданией и Сирией. Ситуация в Ираке осложнялась продолжавшимся кризисом в отношениях между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии.

Эпицентром волнений продолжали оставаться провинции Анбар, Найнава, Салах-эд-Дин, Дияла, Багдад. Наиболее массовые акции протеста прошли в городах Рамади, Мосул, Эль-Фаллуджа, Самарра, Тикрит, Баакуба, Байджи.

Основными требованиями протестующих по-прежнему были: прекращение дискриминации суннитской общины и ее политиков, отставка Н. аль-Малики и проведение новых выборов, освобождение политзаключенных, прежде всего женщин, соблюдение прав человека в иракских тюрьмах, отмена ряда статей (в первую очередь – четвертой) закона о борьбе с терроризмом, соблюдение законности в стране, прекращение казней, «достижение политического баланса в государственных учреждениях» между представителями различных религиозных конфессий. Манифестанты также обвиняли власти в неспособности удовлетворить насущные нужды граждан. В то же время некоторые суннитские политики, особенно из числа «твердых исламистов» выступают за создание на западе Ирака автономного суннитского района, наподобие курдской автономии. Ряд суннитских политиков рассматривает нынешнее противостояние с правительством как часть борьбы, которую сирийские повстанцы-сунниты ведут против режима президента Сирии алавита Б. Асада и поддерживающего его шиитского Ирана.

14 января демонстранты в Мосуле заявили о своей готовности к актам вооруженного неповиновения, если правительство Ирака продолжит свою нынешнюю политику. На следующий день совет провинции Найнава признал требования демонстрантов законными и правовыми, подчеркнув, что аресты протестующих без решения суда являются неконституционными, и пригрозил «принять дальнейшие меры», если требования демонстрантов не будут выполнены. Сотни граждан начали 18 января сидячую забастовку на площади в центре Мосула. 17 января участники акций протеста в Мосуле объявили о начале кампании гражданского неповиновения и закрытии дорог, ведущих в Багдад, с 18 января, если правительство не ответит на их требования. Манифестанты объявили также о начале «революции чести и достоинства» и попытались захватить центральную площадь Ахрар, но были вытеснены оттуда полицией и войсками. 20 января в городе впервые в Ираке со времени начала нынешних событий одним из демонстрантов была предпринята попытка самосожжения. Владельцы магазинов и рынков Мосула 21 января начали акции гражданского неповиновения, перестав открывать свои заведения в ранние часы.

Крупнейшие антиправительственные выступления прошли в Ираке 24 января. Они охватили практически все провинции с преимущественно арабским суннитским населением, а общее число участников превысило миллион человек. Основной митинг состоялся в административном центре провинции Анбар городе Рамади, на центральную площадь которого пришли сотни тысяч человек. Главное требование участников этой акции – отставка премьер-министра страны Н. аль-Малики, прекращение дискриминации суннитов и их политических лидеров.

25 января в ходе столкновений между демонстрантами и военнослужащими в Эль-Фаллудже (провинция Анбар) погибли шесть демонстрантов, а более 60 получили ранения. Среди пострадавших есть женщины и дети. Инцидент в Эль-Фаллудже стал наиболее серьезным со времени начала акций протеста в декабре 2012 года. Местные суннитские богословы возложили всю полноту ответственности «за пролившуюся кровь» на главу правительства. В городе был объявлен комендантский час. Министерство обороны Ирака заменило все подразделения армии в Эль-Фаллудже на полицейские силы. Военное ведомство также распорядилось провести тщательное расследование инцидента.

О своей поддержке антиправительственных выступлений иракских суннитов заявил И. ад-Дурри – единственный из бывших заместителей С. Хусейна, до сих пор находящийся на свободе.

«Иракской весной» назвал происходящие в стране события влиятельный радикальный шиитский лидер М. ас-Садр. Он выступил «за ограничение диктатуры и сдерживание междоусобицы» в Ираке, заявив, что народ имеет право на демонстрации до тех пор, «пока они остаются мирными». М. ас-Садр всячески подчеркивает, что он и его сторонники не проводят различий между шиитами и суннитами. 4 января в знак протеста против политики правительства Н. аль-Малики сунниты и шииты провели общую пятничную молитву, в которой участвовали влиятельные суннитские и шиитские лидеры страны. Представители суннитского духовенства и общественности посетили шиитские провинции Ирака с тем, чтобы заверить «братьев по вере», что их выступления против правительства «не носят конфессионального подтекста и не преследуют цели расколоть страну».

М. ас-Садр призвал к беспристрастности при применении законов о государственной безопасности, отметив, что «проблема в практике применения законов, а не в самих законах». Он потребовал от правительства объективного применения законов, которые предусматривают возможность ареста лиц, подозреваемых в терроризме, а также увольнение чиновников, связанных с бывшей при С. Хусейне правящей партией Баас. Вместе с тем, М. ас-Садр выступает категорически против снятия запрета на деятельность этой партии. Шиитский политики также не поддержал требования демонстрантов амнистировать суннитских женщин, арестованных в соответствии с антитеррористическим законодательством, заявив, что, с его точки зрения, закон применяется «плохо», но «мы все хотим бороться с терроризмом».

4 января М. ас-Садр, посетил католическую церковь в Багдаде, выразив скорбь по поводу роста антихристианского насилия в стране, а 10 января призвал иракских евреев, покинувших Ирак, вернуться на родину предков. М. ас-Садр объявил, что «все, — шииты, сунниты, курды, христиане, бедуины и иудеи должны строить Ирак».

Глава курдской автономии М. Барзани и лидер ведущего оппозиционного блока «Аль-Иракия» А. Алауи договорились о совместной работе над «национальной программой без сектантских лозунгов». Два влиятельных политика согласились с тем, что разрешение нынешнего кризиса в Ираке должно проходить на основе действующей конституции и «прежних соглашений» между основными политическими блоками страны. В то же время многие эксперты считают, что хотя «суннитско-арабские протесты в Ираке объединили суннитский и курдский блоки, но обе стороны до сих пор не пришли к решению проблем между собой».

Со своей стороны, Н. аль-Малики подчеркивает, что волнения суннитов стали следствием «вмешательства Турции и курдов», которые, по его словам, стремятся «политизировать события и придать им конфессиональный характер, с тем, чтобы расколоть Ирак». Он также считает, что действия его политических противников представляют собой попытку разрушить политический процесс в стране, последствия чего будут иметь для Ирака катастрофический характер. Тем не менее, глава правительства признал ряд требований участников акций протеста «справедливыми» и заявил, что у него нет претензий к протестующим, которые имеют право на протест. Но при этом Н. аль-Малики выразил претензии по форме проведения демонстраций, посоветовав манифестантам выразить свои требования в письменной форме. «Неприемлемыми» назвал глава правительства требования протестующих об отмене законов и «освобождении террористов, которые несут ответственность за убийство невинных людей, насилия и похищения». Н. аль-Малики обвинил суннитских партнеров по правительственной коалиции в торможении законодательной деятельности и отказе от сотрудничества с целью подорвать его положение. Н. аль-Малики послал в январе своих эмиссаров в города Рамади и Самарру для обсуждения требований, которые выдвигают его политические противники. Результаты этих переговоров объявлены не были.

Глава правительства регулярно напоминает своим оппонентам, что его терпение по отношению к демонстрантам не беспредельно. Премьер-министр и верховный главнокомандующий призвал армию, силы безопасности и полицию, «демонстрировать максимальную сдержанность, но в то же время препятствовать террористам, которые пытаются превратить мирные протесты в вооруженные столкновения и наносят вред мирным демонстрантам».

30 января Н. аль-Малики признал, что «сектантство вернулось в страну», но при этом намекнул, что диктатура лучше, чем хаос, который охватил ряд арабских государств.

Следует отметить, что в январе наряду с антиправительственными акциями протеста в Ираке (в основном на юге страны и в Багдаде) проходили демонстрации в поддержку Н. аль-Малики и проводимой им политики. В частности, их участники требовали не отменять закон о борьбе с терроризмом, осуждали политику Турции, Катара и Саудовской Аравии, призывали бойкотировать товары этих стран и исключить эти государства из любых проектов в Ираке. В целом же проправительственные демонстрации не были столь многочисленны, как акции противников режима.

В январе власти во многом под давлением участников акций протеста начали освобождение заключенных, содержавшихся в тюрьмах в соответствии с антитеррористическим законом, но против которых не было найдено достаточно доказательств, или сроки их заключения подошли к концу. Для рассмотрения дел заключенных была создана специальная правительственная комиссия во главе с вице-премьером Х. аш-Шахристани, который принес извинения «от имени государства тем, кто был арестован и содержался под стражей все это время, а позже оказалось, что вы были невиновны». Х. аш-Шахристани призывал силовые структуры «не осуществлять поспешные аресты, а сосредоточить усилия на реальных преступниках, которые совершили злодеяния против иракцев». Всего, по информации вице-премьера, в тюрьмах Ирака находятся 6500 заключенных, в том числе 97 женщин, осужденных за «террористические преступления» и имеется 15,8 тыс. задержанных, включая 500 женщин, «за совершение гражданских преступлений». По состоянию на 22 января, власти выпустили на свободу 888 заключенных. Еще более тысячи человек были освобождены под залог. Х. аш-Шахристани пообещал, что освобождения заключенных продолжатся. В то же время 24 января М. ас-Садр объявил о выходе его фракции из комиссии Х. аш-Шахристани, заявив, что Н. аль-Малики «несерьезно относится к справедливым претензиям со стороны суннитской общины».

Политическое противостояние в Ираке происходит не только в виде массовых акций протеста, но и в стенах парламента, в правительстве, в острых дискуссиях между политиками. Так, лидер блока «Аль-Иракия» А. Алауи заявил, что Н. аль-Малики и его правительство «не в состоянии вывести страну из экономического и политического кризиса». 7 января вице-премьер Ирака С. аль-Мутлак (араб-суннит) предупредил, что в случае, если нынешняя политика будет продолжаться, то Ирак окажется в более сложной ситуации, нежели Сирия. По словам политика, неудачная политика Н. аль-Малики наносит большой вред национальному единению страны и отношениям с соседями. По словам С. аль-Мутлака, премьер-министр Н. аль-Малики «является диктатором» и должен распустить правительство. Он призвал его к проведению новых выборов, без выдвижения себя на пост премьер-министра.

И. аль-Джаафари — предшественник Н. аль-Малики на посту премьер-министра, а ныне лидер преимущественно шиитского проправительственного блока «Иракский национальный альянс» предложил в январе провести в Багдаде многопартийную «национальную встречу» по поиску путей вывода страны из кризиса. Многие местные политические наблюдатели увидели в этой инициативе И. аль-Джаафари стремление вновь занять премьерское кресло. Однако данная идея не получила одобрения оппозиции, где заявили, что не видят в И. аль-Джаафари «приемлемой альтернативы» Н. аль-Малики, так оба эти политика «сделаны из одной формы».

Спикер иракского парламента У. ан-Нуджайфи (суннит) призвал шиитских политиков и религиозных авторитетов добиться смещения Н. аль-Малики и найти ему замену. По мнению У. ан-Нуджайфи, диалог с Н. аль-Малики уже «не возможен».

26 января иракский парламент большинством голосов (176 из 242 присутствовавших) одобрил закон, запрещающий избрание на третий срок главы правительства, президента и спикера Совета представителей, что не должно позволить Н. аль-Малики претендовать на кресло премьер-министра после выборов в 2014 году. Новый закон поддержали депутаты от блока «Аль-Иракия», курдских партий и фракции радикального шиитского лидера М. ас-Садра. В тоже время сторонники Н. аль-Малики назвали этот документ незаконным, так как в конституции Ирака нет временных ограничений для занятия поста главы правительства.

Руководство блока «Аль-Иракия» 26 января объявило о бойкоте заседаний парламента, за исключением тех, которые будут обсуждать вотум недоверия правительству и требования демонстрантов. Лидеры «Аль-Иракии» также заявили, что будут добиваться вынесения вотума недоверия нынешнему кабинету и формирования «новой широкой коалиции, которая сумеет преодолеть политический кризис в стране».

Глубокий кризис в отношениях между федеральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии продолжает серьезно осложнять внутриполитическую ситуацию в Ираке.

Курдское руководство продолжает требовать от Багдада выполнения положений ст. 140 конституции Ирака, которая предусматривает возвращение насильственно перемещенных в годы правления С. Хусейна лиц курдской и арабской национальности к местам их прежнего проживания, после чего проведение новой переписи населения на спорных территориях и проведение референдумов среди их населения о будущей административной принадлежности этих районов. Речь здесь, в первую очередь, идет о нефтеносном районе Киркук. Этот город курды считают своей исторической столицей. В Эрбиле также требуют от федерального правительства скорейшего принятия нового закона о разведке и добыче полезных ископаемых (нефти и газа), «так как до сих пор Багдад руководствуется законом еще саддамовских времен, а курды своим, принятым уже в постсаддамовское время». Власти Региона Курдистан считают, что они имеют полное право заключать новые договора и соглашения с иностранными партнерами на разведку и добычу углеводородов, в то время как федеральное правительство этого не признает. Еще одним острым вопросом является будущее курдских военных формирований «пешмерга», имеющих в своем боевом составе до 20 мотопехотных бригад. И хотя между Багдадом и Эрбилем имеется договоренность о том, что эти войска на правах национальной гвардии или пограничной стражи будут входить в состав Иракских вооруженных сил, Н. аль-Малики всячески препятствует этому. Он заявляет, что не признает «пешмерга» национальными силами безопасности, и поэтому федеральное правительство не будет поддерживать или оплачивать курдские силы.

Президент Региона Курдистан М. Барзани считает, что одной из главных причин кризиса, в котором находится сегодня Ирак, является несоблюдении действующей конституции страны и нарушение соглашений, достигнутых ранее между ведущими иракскими политическими блоками. Причем своей политикой «федеральное правительство усиливает кризис путем пренебрежения и угроз, что ведет к опасным последствиям». Барзани выразил свою поддержку требованиям участников акций протеста в Ираке, назвав их «легитимными».

М. Барзани подтвердил свое желание действовать совместно с другими иракскими лидерами для решения спорных вопросов между Эрбилем и Багдадом и вопросов по управлению Ираком в целом. При этом, как считает курдский руководитель, «опыт показал, что Ирак может регулироваться на основе партнерства и подлинного разделения власти. Мы по-прежнему привержены конституции, и мы считаем, что диалог является единственным способом решения многих серьезных задач, стоящих перед Ираком».

В целом же, несмотря на сохраняющиеся принципиальные разногласия, прежде всего, по территориальным и экономическим вопросам, Багдад и Эрбиль не идут на дальнейшее обострение отношений и продолжают диалог. Так, начальник управления внешних связей курдского регионального правительства Ф. Мустафа, заявил что «мы не рассматривали отказ от участия в работе федерального правительства, потому что мы хотим быть частью политического процесса». По мнению высокопоставленного чиновника, «наш выход не решит проблему, поэтому мы собираемся с нашими партнерами в политическом процессе в целях создания федерального демократического нового Ирака».

Тем временем власти курдской автономии продолжают укреплять свои внутриполитические, международные и внешнеэкономические позиции. 23 января премьер-министр правительства Региона Курдистан Н. Барзани заявил о достижении принципиального согласия по вопросам урегулирования проблем, существующих в отношениях с курдскими оппозиционными партиями и организациями. Речь, в частности, идет о «Движении за перемены» во главе с Н. Мустафой, «Исламской группе» А. Бапира и «Исламском союзе Курдистана», возглавляемого М. Фараджем.

По информации Н. Барзани, его правительство смогло привлечь в автономию в общей сложности 22 млрд долларов иностранных инвестиций. На сегодняшний день в регионе работает большое число иностранных компаний, включая европейские и американские, а также «сотни арабских, турецких и иранских компаний». Н. Барзани особо отметил «успех курдской нефтяной политики», объявив, что суточный экспорт нефти уже достиг 250 тыс. баррелей. Регион Курдистан начала самостоятельный экспорт нефти на мировые рынки через территорию Турции.

В январе  М. Барзани принял участие в ежегодном международном экономическом форуме в Давосе, где провел переговоры с министром иностранных дел Турции А. Давутоглу, обсудив двусторонние отношения, ситуацию в Ираке и Сирии. Стороны выразили свое удовлетворение в связи с увеличением связей и взаимного сотрудничества в области экономики, а также подтвердили свою приверженность дальнейшему укреплению этих связей. После окончания форума курдский президент совершил поездку по некоторым странам Западной Европы.

В январе были опубликованы результаты социологического опроса, проведенного 11-12 декабря 2012 года Институтом политических вопросов Курдистана. Опрос показал, что 85% жителей Региона Курдистан гордятся своей курдской идентичностью, а 68% респондентов выразили недоверие иракскому федеральному правительству в Багдаде. Около 55% опрошенных считают, что споры между М. Барзани и Н. аль-Малики не имеют личного характера, причем 52% респондентов утверждали, что иракский премьер не представляет угрозы для курдского региона. Одновременно 85% курдов заявили о своей готовности защищать страну, в то время как 69% сообщили, что они не доверяют иракской армии. При этом 61% опрошенных считают, что оперативное командование «Тигр», созданное Багдадом, представляет угрозу для Курдистана, но в то же время 45% заявили, что между курдами и центральным правительством не будет военных столкновений. 88% респондентов считают, что курдские власти  не справляется со своей ролью в борьбе с коррупцией. Что касается будущего, 30% опрошенных считают, что региональное правительство должно обратить пристальное внимание на проблему коррупции, решение проблемы безработицы (13%), и около 12 % заявили, что правительство должно справиться с проблемой высоких цен на товары.

20 января в Киркуке при содействии властей впервые в Ираке после свержения в 2003 году режима С. Хусейна был открыт христианский культурный центр.

В целом сложным продолжает оставаться экономическое и социальное положение Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне остается безработица, многочисленные трудности имеются в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране необходимой законодательной базы, проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

Ирак пытается договориться с иностранными нефтяными концернами о снижении объемов добычи нефти. Переговоры будут вестись с американской ExxonMobil, британо-нидерландской Shell и итальянской ENI. Необходимость переговоров связана с решением руководства страны о сокращении добычи нефти. Тем временем, российское ОАО «ЛУКОЙЛ» и иракские власти уже договорились о снижении планируемой добычи на месторождении Западная Курна-2 с 1,8 млн баррелей до 1,2 млн баррелей в сутки и продлении контракта на пять лет. Кроме того, 17 января в Багдаде президент ЛУКОЙЛа В. Алекперов и уполномоченные представители иракских госкомпаний North Oil Company и South Oil Company подписали дополнительное соглашение к контракту по разработке и добыче нефти на месторождении Западная Курна-2. В нем, в частности, зафиксирована передача ЛУКОЙЛу доли норвежской компании Statoil — 18,75 процентов, которая ранее вышла из проекта.

Таким образом, в январе 2013 года внутриполитическая ситуация в Ираке стала более напряженной в связи с усилением противостояния между ведущими иракскими политическими блоками, ростом числа и масштабов массовых антиправительственных выступлений в провинциях с преимущественно арабским суннитским населением. Негативное влияние на ситуацию в стране продолжает оказывать и продолжающийся конфликт между центральным правительством Ирака и властями курдской автономии.

В январе 2013 года в сфере внешнеполитическая деятельность иракского руководства не отличалась особой активностью. В Багдаде, как и прежде, основное внимание уделяли соседним странам, в первую очередь, Сирии и Турции.

В связи с усилением политического противостояния в Ираке Лига арабских стран 2 января потребовала от властей и политических лидеров страны принятия «срочных мер по укреплению национального единства и согласия».

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики осудил налет израильских ВВС на территорию Сирии, совершенный 30 января, охарактеризовав его как «оскорбление всем арабам и мусульманам». Он подчеркнул, что «Израиль воспользовался разобщением арабов и сложным положением в Сирии для осуществления своей агрессии». В этой ситуации, по мнению Н. аль-Малики, «арабы обязаны поддержать Сирию».

12 января в Тегеране между Ираном, Ираком и Сирией было подписано соглашение по расширению сотрудничества путем увеличения транзита товаров через общие границы.

Продолжается «война слов» между Багдадом и Анкарой. Н. аль-Малики регулярно выступал с резкими заявлениями в адрес Турции, обвиняя ее руководство во вмешательстве в иракские внутренние дела, что вредит добрососедским отношениям. По мнению премьер-министра, в Анкаре «недовольство народа искусственно используют в политических целях те, кто хочет расколоть Ирак». В ответ министр иностранных дел Турции А. Давутоглу заявил, что преследование некоторых иракских политических деятелей со стороны Н. аль-Малики «создало напряженность в стране, которая почти дошла до вооруженного столкновения между иракцами».

Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц С. аль-Фейсал подверг критике политику правительства Н. аль-Малики, заявив, что «иракская безопасность не стабилизируется до тех пор, пока правительство Ирака не откажется от сектантской политики».

Госдепартамент США выразил обеспокоенность «применением силы со смертельным исходом во время протестов в Ираке. Мы знаем, что иракское правительство выступило с заявлением о том, что оно начало очень срочное расследования этих инцидентов, и призвало органы безопасности контролировать себя. Мы готовы помочь в этом расследовании, если нас попросят это сделать, но правительство и его силы должны проявить сдержанность, в то время как демонстранты должны осуществлять свое право на протест ненасильственным путем и продолжать свои требования через политический процесс».

Посол Евросоюза в Ираке Я. Хабаскова заявила, что «европейцы не заинтересованы в политическом кризисе в Ираке… Мы хотим сделать все, что мы можем, говорить со всеми представителями политических и религиозных партий, чтобы предложить европейский пример сороковых годов прошлого века времен Второй мировой войны, когда мы поняли, что парламентская демократия — это единственный путь для мирного сосуществования».

30 января президент России В. Путин по телефону обсудил с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики состояние российско-иракских отношений. «Стороны обменялись мнениями по актуальным вопросам развития двустороннего сотрудничества. Подтверждена, в частности, важность реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита Нури аль-Малики в Россию в октябре 2012 года».

Таким образом, в январе 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала осложняться. В стране усиливалось противостояние между ведущими политическими блоками, прежде всего, между сторонниками и противниками премьер-министра Ирака Н. аль-Малики, росли число и масштабы массовых антиправительственных выступлений в провинциях с преимущественно арабским суннитским населением. Продолжается кризис в отношениях между федеральным правительством и властями курдской автономии. Более напряженным стало положение дел в сфере безопасности. В стране активизировались экстремистские и террористические группировки, совершившие несколько серий крупных терактов.

52.49MB | MySQL:103 | 0,555sec