Позиция суданского руководства по актуальным вопросам внешне- и внутриполитической повестки Республики Судан

В ходе прошедшего с 4 по 8 февраля с.г. визита в Хартум у автора состоялся целый ряд встреч с видными учеными, политиками и общественно-религиозными деятелями, а также с известными журналистами. Во время этих встреч был затронут широкий круг вопросов, часть из которых касается оценки высшим суданским руководством современного положения как во внутренней политике страны, так и во внешней.

Главным лейтмотивом большинства встреч была тема активизации нынешнего российско-суданского сотрудничества, особенно на фоне повышенной активности российской дипломатии на сирийском направлении, которая находит полную поддержку и одобрение в Судане. Много говорилось о прекрасных возможностях для государственных и  частных российских инвесторов, имеющихся в области сельского хозяйства, туризма, промышленности, в частности, строительства объектов нефтеперерабатывающего комплекса, а также в сфере железнодорожного строительства.

Неоднократно подчеркивался (в том числе и в частных беседах) тот момент, что российские компании работают лучше, чем западные или китайские («русские работают на совесть» и не смешивают бизнес с политикой, чем, по мнению суданских собеседников, грешат западные компании, навязывающие Судану не только свои коммерческие условия, но и требующие от суданского государства привести свой режим в полное соответствие с нормами американской демократии).

Часть представителей суданской интеллектуальной элиты высказывает опасение, что в случае промедления с возвращением России на суданский рынок Москва не только потеряет крупные прибыли от будущих совместных проектов, которые уйдут в «чужие руки», но и лишится возможности влиять как на суданскую, так и на африканскую политику в целом.  Здесь уместно привести слова крупного суданского ученого, профессора Хасана Макки, ректора Международного африканского университета: «Влияя на Хартум, влияешь на всю остальную Африку».

Совсем немаловажным моментом является наличие в Судане порядка 20 тысяч, по приблизительным оценкам властей, суданцев учившихся в России и женившихся на россиянках. Все они представители суданского среднего класса и их хорошее, теплое, отношение к нашей стране определяет общественное мнение по этому вопросу.

При этом Россия, в отличие от американцев, разными способами заманивающих суданскую молодежь на учебу в США, и китайцев, открывших свой университет в Хартуме, где обучают китайскому языку всех желающих, имея колоссальные возможности влиять на умонастроение суданской правящей элиты и особенно её молодого поколения, делает это, по оценке суданцев, очень медленно и очень мало. Так до сих пор не открыт Российский культурный центр, не обновлены фонды учебно-методической литературы и пособий кафедры русского языка в Хартумском университете, одной из старейших кафедр университета, «заморожены» контакты по линии общества российско-суданской дружбы и т.д.

Также суданская сторона крайне заинтересована в обеспечении Россией дипломатической поддержки интересов Республики Судан при  обсуждении вопросов из суданского «досье» в различных международных организациях и, в первую очередь, это касается Совета Безопасности ООН. В частности, касаясь вопроса отношений Хартума с ООН в контексте урегулирования различных спорных вопросов между Севером и Югом Судана,  профессор Бадредин Ахмед Ибрагим, глава пресс-службы НК (Национальный конгресс Судана, правящая партия страны с 1989 года), заявил: «Надо решить наши проблемы с южанами на уровне Африканского союза, но не вмешивая сюда ООН».

Острое неприятие американцев, с которым автор столкнулся в Хартуме (как на официальном, так и на бытовом уровне), вызвано, по мнению суданской стороны, главной ролью, которую американские дипломаты, такие как Сьюзан Райс, Вульф Франклин и др., сыграли в процессе разделения Судана на Республики Южный Судан и Судан (РЮС и РС).

В Судане принято считать, что отсчет механизм развала страны был запущен вышеуказанными  лицами в 1996 году. Причиной послужила самостоятельная политика Хартума, не пожелавшего подчиняться приказам из Вашингтона и, в частности, отдать под контроль американских компаний нефтяные месторождения Судана.

В результате, как полагают суданские собеседники, в частности помощник президента доктор Нафи Али Нафи, американцы, которые до этого момента делали ставку на Суданскую народно-освободительную армию (СНОА), подталкивая её к захвату Хартума и всей страны, видя что их южносуданские союзники не могут достичь своих военно-политические целей в полном объеме, как того хотели США, ввели в действие другой план: они запустили процесс отделения Юга от Севера.

Из бесед с суданцами хорошо видно, что все в стране уверены в том, что южане проголосовали за отделение от Севера под дулами автоматов СНОА. В качестве аргумента этого тезиса приводится тот факт, что большинство южан, проживавших в Хартуме до образования РЮС, не стали перебираться на Юг, где даже членам семей высокопоставленных чиновников правительства Киира живется гораздо хуже, чем раньше они жили на Севере.

В настоящий момент суданское руководство волнуют  такие темы, как Дарфур, Абъей (в Судане всерьез опасаются, что США захочет потребовать от Совета Безопасности ООН признать этот спорный штат частью Республики Южный Судан), Голубой Нил и Южный Кордофан (где 9-я и 10-я дивизии СНОА мешают стабилизации общественно-политического и социально-экономического положения и соответственно налаживанию нормальных условий жизни населения), нефтяные соглашения с Джубой (они не выполняются по вине Джубы, которая использует поставки нефти как способ давления на Хартум по вопросам Абъейя, Голубого Нила и Южного Кордофана), рост радикальных исламистских настроений джихадистского толка среди молодежи, особенно студентов, на фоне сохраняющейся слабости национальной экономики.

Таким образом, отталкиваясь от краткого анализа бесед автора  со своими суданскими собеседниками, стоит выделить ряд принципиальных моментов:

—       Во-первых, России, по их мнению, стоит начать как можно быстрее усиливать свое присутствие в Республике Судан, интенсифицируя российско-суданские контакты во всех областях сотрудничества от военной до академической, благо общественное мнение Судана относится к русским очень хорошо и такие действия Москвы будут встречены весьма позитивно.

—       Во-вторых,  Москва вполне может помочь Хартуму, если на то будет соответствующая просьба последнего, установить нормальные добрососедские отношения между Республикой Южный Судан и Республикой Судан.

—       Наконец, в-третьих, Россия в настоящий момент обладает прекрасной возможностью не просто поднять российско-суданские отношения на новый, более высокий уровень, но и получить в лице Республики Судан надежного долговременного внешнеполитического партнера, с помощью которого можно успешно влиять на текущее и будущее положение дел на значительной части африканского континента. Но для этого России нужно уже сейчас ускорять усилия по расширению своего присутствия в этой стратегической стране северо-африканского региона, которую испокон веков именовали не иначе как «воротами Африки».

48.39MB | MySQL:107 | 0,646sec