О развитии ситуации в Мали

Характер боев в Мали начинает приобретать все более ожесточенный характер. Согласно полученным данным, французская армия вместе с чадскими военнослужащими приступили к «зачистке» горного района Адрар-Ифорхас на границе с Алжиром. Обозначились и первые существенные потери контингента: погибло 26 чадских военнослужащих. Про потери среди боевиков говорить необходимо очень осторожно, поскольку при массированном «квадратном» обстреле участков, в которых эти боевики скрываются, подсчитать потери досконально очень сложно. Опять же в официальные данные не входит количество раненых при этих обстрелах, многие из которых не выживают.

Сценарий действий французов (и уже примкнувших к ним, пока в небольшом количестве, американцев) удивительно напоминает афганский сценарий. Повстанцы под угрозой авиаударов добровольно ушли из более или менее крупных населенных пунктов и рассредоточились в сельской местности и горных районах. При этом необходимо учитывать, что отряды туарегов, независимо от их идеологии и названия, комплектуются во многом из жителей того или иного района или племени. Этим и определяется во многом  район рассредоточения той или иной группы: от родных мест никто далеко не уходит. Это обеспечивает повстанцам  тыловую поддержку и гарантирует относительную безопасность: в сельские районы ни французы, ни тем более малийские военнослужащие стараются не входить. При этом сосредоточение и вход в тот или иной населенный пункт является лишь вопросом считанных часов, как, впрочем, и овладение в них ключевыми узлами управления.

Примерно это наблюдалось во время недавних событий в Гао, где только вмешательство французской армии вынудило повстанцев выйти из города. Это второй после «освобождения» вход в Гао повстанцев из группировки «Движение за единство и джихад в Западной Африке» (ДЕДЗА). Напомним, что ДЕДЗА фактически является представителем местной племенной верхушки, и недавняя акция по входу в Гоа являлась ничем иным как ясным посылом французам о том, что пора бы уже начать активную фазу переговоров. Пока консультации с племенной верхушкой ведутся сотрудниками французских спецслужб через посредников из Национального фронта освобождения Азавада (НФОА), что, судя по последним событиям,  ощутимого и желаемого результата для местных племен не принесло. И это при условии того, что министр обороны Франции настоятельно рекомендовал ДЕДЗА как одного из обязательных партнеров по переговорам. Скорее всего, речь идет о том, что НФОА старается блокировать включение ДЕДЗА в мирный процесс. И вопрос здесь в противоречии между руководителями этих групп, а вернее племен туарегов, которые за этими группами стоят.

Что же касается продолжающихся  боев в горах на севере Мали, то здесь речь идет  в первую очередь о тех движениях и группах, которые тесно связаны с т.н. «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» (АКИМ). То есть это более интернациональные и ориентированные на алжирских исламистов отряды. Сфера их интересов – это наркотраффик и захват иностранных заложников. Естественно, они тоже опираются на племена, но преимущественно в горных приграничных районах. Выбить их оттуда, даже с применением авиации, очень сложно, что уже почувствовали «на своей шкуре» чадские военнослужащие. Особенно если учесть тот факт, что алжирцы свой участок границы прикрыли скорее номинально, нежели реально создали там надежный заслон. Это сделать сложно чисто физически, не говоря уже о том, что ряд крупных военных чинов Алжира  кровно заинтересованы в том, чтобы имеющийся канал контрабанды оружия и наркотиков продолжал работать.

Скорее всего, в данном случае мы имеем дело с обыкновенной демонстрацией намерений, а не с реальным желанием радикально избавить этот район от скопления повстанцев. Особенно с учетом того, что французы уже объявили о выводе своего континента в марте с.г. Для того, чтобы серьезно ослабить влияние боевиков в горных районах необходимо присутствие в них развлетвленной сети блок-постов и небольших баз, чего Париж делать не желает. Это понятно, поскольку такой сценарий будет означать полномасштабное ввязывание в гражданскую войну. «Алжирский синдром», таким образом,   будет подкреплен «малийским», чего в Елисейском дворце не хотят ни при каких обстоятельствах.

Война в малийских горах имеет и еще один повод. Это демонстрация президента Ф.Олланда способности предпринимать некие реальные действия по освобождению французов-заложников, которые удерживаются боевиками именно в этом районе. Напомним, что переговоры с похитителями при посредничестве  НФОА закончились неудачей.

Сомнительно, что в результате этой операции поставленные задачи будут выполнены. Более того, совершенно очевидно, что в случае вывода сухопутной составляющей французского контингента кампания приобретет  характер постоянных набегов партизан на города и населенные пункты с последующим выбиванием их из них с помощью авиации. И такая ситуация сохранится до тех пор, пока не будет налажен внутрималийский диалог о достижении консенсуса.

52.39MB | MySQL:103 | 0,454sec