Об операции против исламистов в Сомалиленде

Служба безопасности Сомалиленда провела в начале марта с.г. широкомасштабную операцию по задержанию членов исламистских радикальных группировок на территории анклава. Операция продолжалась около десяти дней, в ней были задействованы бойцы вновь образованного подразделения быстрого реагирования  полиции Харгейсы.

Операцию курировал министр безопасности Мохаммед Нур Арале («Дуур»), который регулярно отчитывался о ее ходе лично перед президентом Сомалиленда Ахмедом Мохаммедом Махамудом («Силаньо»). В рамках облав и деятельности временных блок-постов было арестовано порядка 120 человек, которые подозреваются властями в связях с «Аш-Шабаб». Все они размещены сейчас в трех секретных фильтрационных пунктах в Харгейсе, Бурао и Аноде. Еще ранее в феврале с.г. полиция Сомалиленда провела две автономные операции по нейтрализации исламистов в Бербере, когда было задержано в общей сложности 26 человек. Эти операции проводились в координации с британскими разведслужбами. Примечательно, что за месяц до проведения операции Форин Оффис рекомендовал  всем подданным Великобритании покинуть Сомалиленд в связи с ростом «террористической опасности».  Как представляется, именно в этот период времени нынешняя операция начала прорабатываться, и Лондон просто сделал шаг по упреждению  возможных нападений на британских граждан. Вместе с тем это свидетельствует также о том, что власти Сомалиленда всерьез опасались возникновения крупных очагов сопротивления исламистов в рамках проведения операции по их нейтрализации.

Среди задержанных Хуссейн Фейсал Али Варраб, сын президента оппозиционной партии UCID Фейсала Али Вараба. Также арестована его жена. 17 февраля с.г они прибыли из Хельсинки (имеют финские паспорта) и были арестованы вскоре в городе Аноде. Самое примечательное, что отец Варраба в беседе с министром безопасности Сомалиленда подтвердил, что его сын действительно связан с радикалами. По данным службы безопасности  анклава, младший Варраб  с женой должны были выехать в Йемен для того, чтобы присоединится к исламистским группировкам в составе «Аль-Каиды Аравийского полуострова». Скорее всего, так оно и есть, но примечательно, что арест сына Ф.А. Варраба властями Сомалиленда был организован самим лидером оппозиции с двоякой целью: уберечь его от очень возможной вероятности погибнуть в Йемене за дело «джихада», а также предотвратить возможные спекуляции среди политических  элит Сомалиленда и Эфиопии по поводу его причастности к радикальным исламистам. Представляется, что условия изоляции сына и его жены в этой связи не будут очень жесткими. О таком сценарии говорит и тот факт, что, имея финские паспорта, Варраб и его жена могли напрямую вылететь в Сану без заезда в Харгейсу. Туда он приехал по пути по просьбе своего отца и был арестован.

Сомалилендовские политики, несмотря на жесткие разногласия, стараются не связывать себя с исламистами из «Аш-Шабаб», дабы лишний раз не напрягать своих основных союзников в регионе в лице Аддис-Абебы.  То же самое справедливо и по отношению к Западу. Руководство анклава четко отдает себе отчет в том, что исламизация Сомалиленда осложнит  и без того не очень хорошую   ситуацию с привлечением западных инвестиций. А это является «задачей номер один» для президента Силаньо.  Пока только канадские геологи работают на урановых месторождениях, что далеко недостаточно, чтобы оживить экономическую жизнь в Сомалиленде. В планах руководства  анклава активизация военно-морской базы в Бербере с целью использования ее в качестве глубоководного морского порта, а в перспективе – как конечную точку трансафриканской железной дороги. Помимо этого в условиях продолжающегося «холодного конфликта» Эфиопии и Эритреи, Аддис-Абеба рассматривает Берберу как основной вариант создания транспортного коридора по выходу к морским коммуникациям.

На этом пути существуют два основных препятствия на сегодняшний день. Это официальное «непризнание» Сомалиленда со стороны  мирового сообщества, чему крайне противится Африканский союз. Особенно после событий в Мали, где тоже все начиналось с требования «широкой автономии». Второе препятствие —  проникновение в Сомалиленд боевиков «Аш-Шабаб», которые используют территорию анклава в качестве «тыловой базы» и логистического коридора. Это особенно актуально для боевиков, поскольку бои с контингентом Амисом  в настоящее время  идут в непосредственной близости  от границ Сомалиленда и Пунтленда.

Собственно и нынешняя операция по задержанию боевиков была проведена в рамках совместных усилий руководства анклава,  НАТО и Амисом с целью воспрепятствовать уходу боевиков «Аш-Шабаб» из-под огня на территорию Сомалиленда, что позволяет им в любой удобный момент вновь неожиданно возникать на театре боевых действий.

52.21MB | MySQL:103 | 0,534sec