К вопросу о некоторых проблемных моментах в двусторонних отношениях Кувейта с Ираком в свете недавнего приграничного инцидента

Как известно, 12 марта с.г. между Кувейтом и Ираком во время проведения демаркационных работ по установке приграничных столбов и опознавательных знаков произошел тревожный инцидент. Позднее выяснилось, что группа иракских молодых людей, проживающих в приграничной с Кувейтом провинции Ум-Каср, закидали камнями кувейтских экспертов по демаркации. Под удар попали и представители ООН, наблюдавшие за процессом нанесения на местности межгосударственной границы. Инцидент был исчерпал лишь после того, как вмешалась иракская полиция, открывшая огонь в воздух для разгона нарушителей порядка, сетовавших, якобы, на то, что нанесение границы подобным образом лишает их (иракцев) части принадлежащих им земель. По некоторым источникам, имела место перестрелка между иракскими и кувейтскими стражами правопорядка, не приведшая, к счастью, к каким-либо жертвам или ранениям.

О происшествии было немедленно доложено в Эль-Кувейт и Багдад, которые сразу же предприняли встречные шаги, направленные на урегулирование данной ситуации. Как результат, обе страны на неопределенное время отозвали свои экспертные группы с мест проведения работ вплоть до дальнейшего согласования новой даты их продолжения по дипломатическим каналам.

В свою очередь кувейтцы, в качестве формально пострадавшей стороны, поспешили направить в ООН официальную ноту обеспокоенности произошедшим, констатируя тот факт, что подобные действия «противоречат природе братских отношений между Кувейтом и Ираком».  Комментируя данное обращение в ООН, первый заместитель министра иностранных дел Кувейта Х.аль-Джаралла подчеркнул, что письмо кувейтского МИДа является именно нотой обеспокоенности, а не нотой протеста, объясняя это тем, что инцидент не был санкционирован иракскими официальными органами, а носил сугубо локальный, спорадический характер. Данное заявление прозвучало в рамках участия кувейтского дипломата в Седьмом совещании глав дипломатических миссий Кувейта за рубежом, проходившем в Эль-Кувейте 11-12 марта с.г.

Вместе с тем, Х.аль-Джаралла отметил, что кувейтская сторона надеется на осознание иракцами необходимости принятия меры по обеспечению безопасности занимающихся демаркацией государственной границы групп с тем, чтобы закончить все работы до конца марта, как это предусмотрено договоренностями сторон.

Не обошел стороной Х.аль-Джаралла в своем выступлении и затянувшийся конфликт вокруг строительства Кувейтом порта Мубарак Аль-Кабир (араб. – большой Мубарак), сопровождаемого параллельным расширением иракцами порта Аль-Фао, расстояние между которыми не превышает и 10 км. Камнем преткновения в данном вопросе, как известно, стали претензии иракцев к кувейтцам касательно того, что возведение нового порта на острове Бубиян, находящемся в непосредственной близости от крупного иракского порта Ум-Каср, лишает Ирак возможности обеспечения беспрепятственного судоходства, в первую очередь, для своих танкеров, доставляющих иракскую нефть иностранным покупателям.

Из открытых источников известно, что стоимость проекта по сооружению кувейтского порта составляет 1,1 млрд долл., в котором генеральным подрядчиком выступает южнокорейская корпорация «Хюндай». Согласно подписанному контракту, южнокорейская сторона обязуется сдать порт Мубарак Аль-Кабир в эксплуатацию к началу 2016 года. В свою очередь, заявления иракской стороны о намерениях произвести масштабную модернизацию порта Аль-Фао прозвучали еще в 2005 году, а стоимость проекта тогда была оценена в 6 млрд долл. Говорилось также о том, что пропускная способность порта Аль-Фао достигнет 99 млн тонн грузов в год. Важность данного проекта с точки зрения иракского правительства заключается в том, что с помощью порта Аль-Фао можно эффективно обеспечить выгрузку товаров и грузов, поступающих из стран Персидского залива, включая Иран, для их дальнейшей транспортировки в Европу через Турцию по иракской железнодорожной сети. Данный вариант, в случае его реализации, по мнению специалистов, составит серьезную конкуренцию варианту доставки грузов из Ближнего Востока и Южной Азии в Европу через Суэцкий канал.  Вместе с тем, претворение в жизнь планов иракской стороны множество раз откладывалось из-за нестабильной политической ситуации в Ираке, прогрессирующей коррупцией, а также по причине начала реализации Кувейтом проекта по строительству порта Мубарак Аль-Кабир.

Нельзя сказать, чтобы кувейтская сторона не испытывала сложностей с реализацией своей части проекта. Как известно, в июле 2012 г. после объявления о начале строительных работ в порту Мубарак Аль-Кабир посольство Кувейта в Багдаде подверглось ракетному обстрелу, а со стороны одной из шиитских группировок Ирака прозвучали угрозы в адрес кувейтцев с обещаниями нанести удар по кувейтскому порту в случае  продолжения работ по проекту.

Говоря о международной оценке спора вокруг сооружения иракского и кувейтского портов в самой северной точке Персидского залива, необходимо отметить единодушную поддержку и солидарность стран ССАГПЗ с Кувейтом, в то время как Иран неоднократно откровенным образом заявлял о важности расширения порта Аль-Фао, исходя, как нам видится, из собственных экономических интересов, поскольку именно через этот порт Иран получит дополнительную возможность осуществлять экспорт собственной продукции за пределы Ближнего Востока. Известно также, что США и Великобритания являются ярыми сторонниками завершения Кувейтом строительства порта Мубарак Аль-Кабир, поскольку, по их общему мнению, он будет ограничивать свободу действий Ирана в том, что касается экспорта продукции на внешние рынки. Похожая ситуация была, впрочем, и во время строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который американская и британская стороны практически полностью профинансировали с целью запуска первого нефтепровода в обход России.

По информации официальных кувейтских источников, вокруг порта Мубарак Аль-Кабир планируется строительство целого жилого городка площадью 250 кв. км под названием «Шелковый город». Стоимость  проекта оценивается в 90 млрд долл. Известно также, что данное поселение в будущем будет связано с центральной частью Кувейта современной железной дорогой и метрополитеном.

Следует заметить, что несколько дней назад спор вокруг кувейтского порта Мубарак Аль-Кабир и иракского Аль-Фао разгорелся с новой силой после того, как упомянутый нами Х.аль-Джаралла заявил о том, что любые оценочно-ревизионные работы, которые будут проводиться в Мубарак Аль-Кабир на предмет определения наличия либо отсутствия нарушений территориального суверенитета и экономических интересов Ирака, должны в обязательном порядке включать также проведение подобных проверок в порту Аль-Фао. При этом он добавил, что проводить подобные мероприятия должна нейтральная сторона, не представляющая интересы региональных игроков.

Важным шагом на пути к урегулированию имеющихся противоречий стала встреча глав МИД Кувейта и Ирака в Эль-Кувейте 27 февраля с.г., на которой министр иностранных дел Кувейта шейх С.Ас-Сабах подчеркнул свою уверенность в том, что иракская сторона не допустит каких-либо нарушений интересов Кувейта в зоне проведения работ по сооружению порта Аль-Фао, пригласив иракских партнеров принять участие в инспекции строящегося порта Мубарак Аль-Кабир. По словам кувейтского министра, Ирак и Кувейт «пребывают сейчас на стадии консолидации, а не соперничества». Он также выразил готовность Кувейта сотрудничать с любыми независимыми инспекционными группами, желающими прибыть в его страну для осмотра места строительства Мубарак Аль-Кабир, отметив, что между Кувейтом и Ираком не должно быть нерешаемых вопросов, учитывая нынешнее полноценное сотрудничество обеих стран в таких сложных вопросах, как судьба военнопленных, лиц пропавших без вести, кувейтский архив и др.

Вместе с тем, иное мнение, похоже, имеет министр транспорта Ирака, неоднократно заявлявший о том, что строительство порта Мубарак Аль-Кабир самым серьезным образом ограничит возможности иракского морского торгового судоходства, невзирая на отмену Кувейтом четвертой стадии проекта, предусматривавшей возведение 60 причалов, ограничившись лишь 24. Согласно тексту соглашения о торговом морском судоходстве между Кувейтом и Ираком, судам каждой из стран запрещается осуществлять морские перевозки через территориальные воды другой договорной страны, кроме как под своим собственным флагом. Запрещается также пересечение рыболовецкими судами двух стран разграничительных линий, определяющих участки акватории, принадлежащих каждому из государств. Стороны, согласно обоюдной договоренности, согласились в равных долях финансировать работы, связанные с очисткой акватории, недопущением ее загрязнения, проведением гидрографических изысканий, а также установкой указательных знаков и информативных таблиц.

В целом, следует сказать, что на данном этапе явным образом прослеживается желание Кувейта и Ирака достичь максимального понимания и прозрачности в отношении целого ряда вопросов, казавшихся нерешаемыми в силу определенных исторических обстоятельств. Вместе с тем, не стоит недооценивать давление, которому подвергаются оба государства в контексте борьбе мировых центров силы за влияние в Персидском заливе, что ставит страны данного региона в зависимость от конъюнктурных интересов внешних игроков, в том числе и в вопросах трансграничного сотрудничества.

62.84MB | MySQL:102 | 0,507sec