Сомали: первые успехи и новые проблемы федерального правительства

Прошло уже полгода со дня избрания в Сомали президента и четыре месяца после утверждения парламентом федерального правительства. За это время новое руководство Сомали сумело добиться определенных успехов в реализации объявленного им курса на стабилизацию обстановки в стране, восстановление её национальной безопасности и территориальной целостности, возрождение основ социально-экономической инфраструктуры, развитие международных связей. В то же время перед властями Сомали появились новые политические и экономические проблемы, от решения которых зависит будущее сомалийского государства.

3 марта премьер-министр Сомали Абди Фарах Ширдон «Сáид» выступил перед федеральным парламентом с отчетом о деятельности своего кабинета за первые 100 дней. В этом отчете премьер-министр прежде всего отметил, что новому правительству досталось в наследство крайне тяжелое положение страны: разруха в системе государственного управления, в экономике и социальной сфере; взаимное недоверие в обществе, широкое распространение экстремизма, бандитизма, пиратства; проблемы сотен тысяч беженцев и вынужденных переселенцев; пустая казна и внутренний долг в 20 млн. долларов. Тем не менее, за первые 100 дней, по мнению премьер-министра, правительству удалось переломить негативные тенденции в развитии ситуации и заложить основу для успешной реализации национальной программы развития.

В интересах обеспечения безопасности и стабильности в стране правительством предприняты следующие шаги:

— переработан и вступил в действие План национальной безопасности и стабилизации обстановки (NSSP), обновленный с учетом изменившихся условий и возрастания роли Сомалийской национальной армии (СНА); завершается разработка федеральных законов о полиции и Службе национальной безопасности (СНБ);

— достигнуты договоренности с дружественными государствами (США, Турцией, странами ЕС и IGAD) о подготовке личного состава и материально-техническом оснащении СНА;

— в Могадишо начато восстановление объектов министерства обороны, в том числе военного госпиталя; также восстановлены здания и реорганизована структура МВД, СНБ и министерства юстиции; разработаны 4-летние планы их деятельности;

— частями СНА совместно с миротворческими силами Африканского союза (АМИСОМ) и подразделениями воинского контингента Эфиопии освобождены от боевиков экстремистской группировки «Аш-Шабаб» ряд городов и районов в провинциях Бай, Бакол, Средняя Шабелле, Нижняя Шабелле; с начала марта восстановлено транспортное сообщение между Могадишо и юго-западными провинциями страны (Бай, Гедо);

— в освобожденных районах под контролем правительства создаются временные администрации (сроком на 6 месяцев, до проведения местных выборов);

— по распоряжению президента страны в столице ликвидировано около 60 блок-постов, на которых военнослужащими и ополченцами незаконно взималась плата за проезд;

— в результате активной оперативной деятельности полиции и СНБ число терактов в Могадишо в последние месяцы сократилось (хотя, следует заметить, в северных районах города позиции СНА и АМИСОМ по-прежнему подвергаются обстрелам почти каждую ночь);

— в столице и других городах страны открыто до 10 пунктов реабилитации бывших боевиков «Аш-Шабаб», добровольно перешедших на сторону законного правительства;

— в центральных провинциях страны объявлена амнистия рядовым пиратам, отказавшимся от преступной деятельности, что, по мнению премьер-министра, способствовало сокращению пиратской активности у берегов Сомали и привело к освобождению шести захваченных пиратами иностранных моряков без выплаты какого-либо выкупа.

Большой объем работы выполнен правительством в сфере экономического и социального развития:

— своевременно разработан, а затем принят парламентом государственный бюджет на 2013 год в размере 170 млн долл. США (первоначальная сумма бюджета была увеличена вдвое по требованию депутатов федерального парламента);

— правительством пересмотрена система налогообложения, разработаны и направлены в парламент законопроекты о национальных финансах, о Государственной инспекции, о Банке развития, о тарифах; ведется разработка законов о национальной связи, о гражданской авиации, о рыболовстве, о разведке и добыче нефти;

— впервые обеспечено прямое поступление в Центробанк доходов, получаемых от работы морского порта и международного аэропорта Могадишо;

— в конце февраля, спустя 22 года, возобновлен экспорт живого скота в страны Аравийского полуострова через столичный морской порт;

— для усиления контроля за расходованием бюджетных средств внедрена программа специального кредитования SFF, отвечающая международным стандартам;

— начаты переговоры с МВФ и МБРР о списании долгов Сомали;

— разработаны программы развития здравоохранения, начального и среднего образования, возвращения на родину сомалийских беженцев и вынужденных переселенцев.

Активная внешнеполитическая деятельность нового правительства Сомали позволила ему добиться широкого международного признания и заручиться поддержкой со стороны США, Японии, стран ЕС, ОИС и ЛАГ, прежде всего Турции, Катара и Египта. (К примеру, правительство Катара заявило о намерении выделить на помощь Сомали до 130 млн долл. США). К марту 2013 года в Могадишо возобновили работу уже 20 иностранных посольств.

Как значительный внешнеполитический успех правительства Сомали многими сомалийскими политиками оценивается принятие Совбезом ООН резолюции о частичной отмене международного эмбарго на поставки оружия в эту страну. После смягчения режима эмбарго, действовавшего с 1992 года, правительство Сомали рассчитывает значительно улучшить материально-техническое обеспечение СНА за счет ожидаемых поставок из-за рубежа боевой техники, легкого вооружения и боеприпасов. В то же время принятие данной резолюции вызвало озабоченность правительства Сомалиленда (непризнанного государства на северо-западе Сомали), которое опасается дальнейшей дестабилизации обстановки в регионе в результате возобновления поставок оружия в Могадишо.

Вместе с тем, в министерстве иностранных дел и международного сотрудничества Сомали завершается реорганизация, которая предусматривает сокращение числа сомалийских посольств, их персонала, переподготовку и повышение квалификации дипломатических работников. В целях экономии бюджетных средств предлагается официально закрыть ряд дипломатических представительств Сомали, в том числе и посольство в России. По оценке некоторых сомалийских политических обозревателей, под предлогом реорганизации МИД президент Хасан Шейх Махмуд попросту проводит замену старых дипломатов на верных ему людей, сторонников исламской группировки «Дам-уль-Джадид» (ячейки «Братьев-мусульман» в Сомали).

В последние дни отмечается заметная активизация деятельности федерального правительства и в решении задач национального примирения и государственного строительства. В период с 4 по 12 марта правительственная делегация во главе с премьер-министром впервые совершила рабочую поездку в центральные и северо-восточные провинции (Гальгудуд, Мудуг и Нугал), где воочию ознакомилась с положением дел и провела переговоры с руководителями суфийской военно-политической группировки «Ахлу Сунна уаль-Джамаа» (АСУ) и администрациями регионов Пунтленд, Гальмудуг и Химан и Хеб.

В результате переговоров с лидерами АСУ 6 марта было подписано соглашение о передаче подконтрольных ей территорий в провинции Гальгудуд под временное управление федеральных властей до планируемого создания там Центрального федерального округа (ЦФО), а также о включении вооруженных формирований АСУ в состав СНА и поэтапной компенсации расходов этой группировки на борьбу с «Аш-Шабаб» (размер компенсации — 5 млн долл. США). Сразу после подписания соглашения министром внутренних дел и национальной безопасности Сомали были назначены новые главы администраций в районах Дусамареб, Абудуак, Баланбале, Гуриэль, Херале и Дабад.

В итоге переговоров премьер-министра с президентом Пунтленда Абдирахманом Фароле в Гароуэ 11 марта было заключено новое соглашение о сотрудничестве между федеральным центром и правительством этого региона. По своему содержанию новое соглашение похоже на прежнее, заключенное в 2011 году с Временным федеральным правительством Сомали. Новый договор предусматривает развитие сотрудничества между Могадишо и Гароуэ в областях национальной безопасности, внутренней политики, экономики и социального развития. В частности, сотрудничество в сфере безопасности предполагает совместную борьбу с терроризмом и пиратством, обмен информацией и опытом между спецслужбами, взаимодействие в вопросах вооружения и материального обеспечения силовых структур, комплектование СНА представителями не одного, а всех сомалийских регионов и племен. При этом, следует заметить, правительство Пунтленда пока сохраняет в своем  подчинении собственные силы обороны  численностью до 8 тыс. военнослужащих.

Вместе с тем, премьер-министру не удалось договориться с администрациями Гальмудуга и Химан и Хеб об их прямом подчинении федеральному центру до тех пор, пока не будет образован ЦФО. В отличие от прежнего временного правительства Сомали, новое руководство страны не признает эти администрации в качестве законных федеральных регионов и намерено взять в свои руки процесс их объединения в новый федеральный округ.

Аналогичную позицию власти Могадишо занимают и в отношении попыток ряда сомалийских политиков создать на юге страны федеральный округ Джубаленд. В течение нескольких месяцев федеральное правительство пыталось возглавить или, по крайней мере, затянуть процесс его создания, однако, не преуспев в этом, пошло на конфронтацию с инициаторами провозглашения Джубаленда – лидерами группировок «Рас Камбони», «Азания» и южносомалийской фракцией АСУ. Оно объявило незаконным открывшийся 28 февраля в Кисмайо съезд представителей юга Сомали, на котором планируется провозгласить Джубаленд, избрать его руководство и принять его конституцию. По заявлению некоторых депутатов парламента, с целью срыва съезда федеральные власти всячески препятствуют прибытию в Кисмайо делегатов из провинции Гедо, перебрасывают на юг Сомали дополнительные подразделения СНА и устраивают вооруженные провокации. В настоящее время ситуация в Кисмайо остается напряженной и дальнейшее развитие событий там может стать серьезным испытанием для федеральных властей Сомали.

Еще одной сложной проблемой для нового правительства стало продолжающееся падение курса доллара США на внутреннем рынке и, как следствие, быстрый рост цен на основные продукты питания и товары первой необходимости (за год доллар на сомалийских рынках подешевел почти вдвое и, соответственно, вдвое выросли цены). Причиной этого, по мнению государственных чиновников, является нехватка в обороте национальной валюты (сомалийских шиллингов) вследствие умышленного изъятия из оборота наличности некоторыми крупными торговцами, связанными с «Аш-Шабаб». В какой-то степени снижение курса доллара объясняется и притоком американской валюты в связи с возвращением в последние месяцы в Могадишо тысяч сомалийских репатриантов.

Так как в экономике многих сомалийских семей важную роль играют денежные переводы из-за рубежа, падение курса доллара заметно бьет их по карману и ведет к росту социальной напряженности в Могадишо и других городах. Пока правительство Сомали, не имея возможности самостоятельно печатать сомалийские шиллинги, не предприняло каких-либо эффективных мер для исправления создавшегося положения, хотя планы замены национальной валюты были разработаны еще предыдущим правительством (заказ на печать новых сомалийских шиллингов был выполнен в Судане в 2012 году). По-видимому, власти Сомали пока не в состоянии самостоятельно принимать решения по вопросам монетарной политики без одобрения стран-доноров. Кроме того, существуют опасения, что значительная часть населения откажется принимать новые сомалийские банкноты.

В целом же деятельность нового правительства Сомали за первые четыре месяца оказалась не столь эффективной, как первоначально ожидалось. На первых порах кабинет министров Сомали в большей степени занимался решением организационных задач и налаживанием связей со странами-донорами. Успех новых сомалийских властей в реализации намеченных планов, как и прежде, во многом зависит от иностранной военной, финансовой, экономической и гуманитарной помощи.

ПРИЛОЖЕНИЕ

НОВОЕ РУКОВОДСТВО ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ СОМАЛИ (ФРС)

Должность Имя в русской транскрипции Имя в сомалийской транскрипции Примечания
Президент ФРС, председатель Комитета национальной безопасности Хасан Шейх Махмуд «Улусóу» Xasan Sheekh Maxamuud (Culusoow) Родился в 1955 г. в гор. Джала-лакси (пров. Хиран), выходец из племени мудулод (абгаль /  хавие). Имеет высшее техническое образование (окончил университеты в Могадишо и Бхопал, Индия). Работал в сфере образования в UNICEF, UNDP и ВФП Сомали.  В 1999 г. основал  в Могадишо университет SIMAD. С 2005 г. возглавлял Сомалийский гражданский форум, с 2011 г. –  Партию за мир и прогресс (PDP). Симпатизирует исламистской группировке «Дам-уль-Джадид». Имеет двух жен. Избран ФП 10.9.12.
Председатель  Федерального парламента Махамед Шейх Осман «Джавáри» Maxamed Sheekh Cusmaan (Jawaari) 1945 г.р. Выходец из племени элай (раханвейн). По образованию – юрист. Занимал министерские посты при С. Баррэ.  С 1991 по 2008 гг. жил и работал в Норвегии. Позднее возглавлял экспертный совет по разработке новой конституции Сомали. Спикером ФП избран 28.8.12.
1-ый заместитель председателя ФП Джейлани Нур Икар Jeylaani Nuur Iikar Представитель этнических меньшинств. Избран 28.8.12.
2-ой заместитель председателя ФП Махди Абдалле Авад Mahdi Cabdalle Cawad Представитель группы племен дир. Избран 28.8.12.
Генеральный сек-ретарь парламента Абдикарим хаджи Абди Бух C/kariin Xaaji Cabdi Buux Избран 12.2.13
Правительство ФРС (сформировано 4.11.12, одобрено парламентом 13.11.12)
Премьер-министр Абди Фарах Ширдон   «Сáид» Cabdi Faarax Shirdoon  (Saacid) Родился в 1958 г. в Дусамаребе (Гальгудуд), выходец из племени марехан (дарод). Имеет высшее экономическое образование (окончил университет Могадишо в 1981 г.). В 1980-х гг. работал в министерствах финансов и с/х. С 1991 г. проживал в Найроби, занимался бизнесом, возглавлял НПО, сотрудничающую с ООН. В 2007 г. создал ОПО «Раджо» *. Соратник президента по PDP*. Женат (жена – депутат ФП от племени хабар-гидир).  На пост премьера назначен 6.10.12.
Вице-премьер, министр иностранных дел и международного сотрудничества Фоузия Юсуф хаджи Аден «Кабилле» Fowsiyo  Yuusuf Xaaji Aadan (Qabille) До 1991 г. работала в посольствах Сомали в США, ФРГ и Франции, позднее — в руководстве университета Харгейсы и  частной телекомпании RAAD. В 2011 г. возглавила ОПО «За мир, демократию и процветание» (NDB), не прошедшую регистрацию в Сомалиленде. Формально представляет племена исак (хабар-йонис). Имеет британское гражданство.
Министр юстиции и по вопросам религии Абдуллахи Абьян Нур C/laahi Abyan Nuur Занимал этот же пост в прави-тельстве Фармаджо в 2010-2011 гг. Был членом руководства «Аль-Ислах»*. Выходец из племени биёмаль (дир).
Министр обороны Абдихаким хаджи Махмуд Фики C/xakiin Xaaji Maxamuud Fiqi Занимал этот же пост в прави-тельстве Фармаджо в 2010-2011 гг. Высшее образование получил в США. Бывший дипломат, работал в Канаде и США. Входил в руководство «Аль-Ислах» и партии «Таё»*. Выходец из племени дабаррэ (дигиль).
Министр внутренних  дел и национальной безопасности Абдикарим Хусейн Гулед C/kariin Xuseen Guuleed Член руководства «Дам-уль-Джадид» и PDP*. Также возглавлял НПО «Африканский мусуль-манин». Работал в университете SIMAD. Родом из племени саад (хабар-гидир/ хавие).
Министр финансов и планирования Махмуд Хасан Сулейман «Авиль» Maxamuud Xasan Suleymaan Cawil Представитель сомалийской диаспоры в Великобритании. Высшее образование получил в США. Работал в Исламском банке (в Швейцарии и Саудов-ской Аравии). Член руководства «Дам-уль-Джадид»*. Выходец из племени маджертен (дарод).
Министр информации, связи и транспорта Абдуллахи Ильмогэ Хирси C/laahi Ciilmooge Xirsi Бывший офицер СНА (учился в СССР). Работал по линии WFP в странах Средней Азии. Друг и деловой партнер нынешнего премьер-министра, член руководства «Раджо». Происходит из племени огаден (абсамэ/дарод).
Министр природных ресурсов Абдирисак Омар Махамед C/risaaq Cumar Maxamed Дядя нынешнего президента. Высшее образование получил в Канаде. Происходит из племени хавадле (хавие).
Министр общест-венных работ, портов и морского транспорта Мухъядин Махамед  Кальмой Muxyadiin Maxamed Kaalmooy Родственник бывшего председателя парламента Шарифа Хасана. Происходит из племени джарер-уэйнэ (банту). Сторонник «Дам-уль-Джадид»*.
Министр социального развития Марьям Касим Maryan Qaasim В правительстве Фармаджо была министром по делам семьи и женщин. Представитель сомалийской диаспоры в Великобритании, была членом «Аль-Ислах» и председателем партии «Tayo»*. По профессии – врач.  Происходит из племени рэр-хамар (бенадири). 
Министр торговли и промышленности Махмуд Ахмед Хасан Maxamuud Axmed Xasan Выходец из племени мирифле (раханвейн).
ГМ канцелярии президента Фарах шейх Абдуль-кадир Махмуд Farax Sheekh C/qadir Maxamuud Выходец из племени ау-хасан (малый этнос). Один из лидеров «Дам уль-Джадид», друг и соратник президента. Назначен 13.12.12.
ГМ иностранных дел Махамед Нур Гаал Maxamed  Nuur Gacal Выходец из племени мурусадэ (хавие). Член руководства «Дам-уль-Джадид». Был кандидатом на пост президента. Назначен 13.12.12.
ГМ внутренних дел Махди Махмуд Али Mahdi Maxamuud Cali Выходец из племени дулбахантэ (дарод). Назначен 13.12.12.
ГМ финансов Махамед Рашид шейх Дахир Maxamed Rashiid Sheekh Daahir Выходец из племени янтар (раханвейн). Назначен 13.12.12.
ГМ социального развития Махмуд Измаил Баркадле Maxamuud Ismaaciil Barqadle Выходец из племени гадабурси (дир). Назначен 13.12.12.
Советник премьер-министра Джастин Мароцци Justin Marozzi Ранее сотрудничал с МИД и МО Великобритании. Имеет британское гражданство.
Прочие должностные лица
Главнокоман-дующий  СНА Г-л Дахир Аден Ильми «Индокарше», Daahir Aadan Cilmi (Indhoqarshe) Военное образование получил в СССР и США. Назначен в марте 2013 г.
Начальник полиции Див. г-л Шариф Шехуна Майе Shariif Sheekhunaa Maye Выходец из племени туни (раханвейн). Юридическое и финансовое образование получил в Италии (1985-87 гг.) Назначен в марте 2011 г.
Директор Службы национальной безопасности Ахмед Мааллин Фики Axmed Macallin Fiqi
Председатель Центробанка Абдисалам Умар Cabdisalaam Cumar Гражданин США. Работал в муниципальных финансовых органах округа Колумбия, UNDP и в минфине ВФП Сомали. Назначен в январе 2013 года.
Председатель Верховного суда Абукатэ Айдид Абдулахи «Илка-Ханаф» Abuukaate Ceydiid Cabdulaahi Ilka Xanaf Назаначен 2.04.11
Председатель суда ВС Сомали Хасан Махамед Хусейн Xasan Maxmed Xuseen
Генеральный прокурор Абдулькадир Махамед Мусе C/qadir Maxamed Muuse Назначен 29.5.11
Военный прокурор Хасан Махамед Хусейн «Мунгаб» Xasan Max’ed Xuseen (Mungaab)
Главы провинций и регионов
Глава провинции Бенадир, мэр Могадишо Махмуд Ахмед Нур «Тарзан» Maxamuud Axmed Nuur «Tarzan» Из племени мудулод (абгаль / хавие).
Глава провинции Нижняя Шабелле Абдулькадир Маха-мед Нур «Сиди» C/qaadir  Maxamed Nuur Siidii Представитель племени гаррэ (дигиль). 24.11.12 был ранен на пути в Баллидогле боевиками «Аш-Шабаб». 
Глава провинции Средняя Шабелле Cabdi Jiinoow Calasoow Абди Джиноу Аласоу
Глава провинции Гедо Махамед Абди Калил Maxamed Cabdi Kaliil Альтернативную администрацию возглавляет Хусейн Фарей.
Глава провинции Хиран Абдифатах Хассан Афрах C/fataax Xassan Afrax Бывший  глава «Администрации долины Шабелле»
Глава провинции Гальгудуд Ахмед Юсуф Хасан «Иёоу» Axmed Yuusuf Xasan (Ciyow) Назначен 16.7.12
Глава провинции Бай Абди Аден Хосоу Cabdi Aadan Hoosow Представитель сомалийской диаспоры в Великобритании. Назначен указом президента 5.2.13 вместо Абдифитаха Гэсэя.
Глава провинции Бакол Махамед Абди Махамед «Талл» Maxamed Cabdi Maxamed Tall
Президент и глава правительства Пунтленда Абдирахман шейх Махамед Махмуд «Фароле» Сabdiraxmaan Sheekh Maxamed Maxamuud (Faroole) Происходит из рода исса-махмуд ( маждертен). Имеет австралийское гражданство. Избран в январе 2009 г.
Президент и глава правительства Гальмудуга Абди Хасан Авале «Кайбдид» Cabdi Xasan Cawaale (Qaybdiid) Происходит из рода саад (хабар-гидир/хавие).Отставной генерал, бывший начальник полиции Сомали и член ВФП. Избран 1.8.12.
Президент авто-номии Химан и Хеб Махамед Абдилахи Маалин Аден «Тиэй» Maxamed C/laahi Macallin Aadan (Tiiceey) Происходит из рода салебан (хабар-гидир/хавие). Репатриант из США. Избран в 2008 г.

 

* Примечания:

1. «Дам-уль-Джадид» («Свежая кровь») – относительно умеренная исламистская группировка, отколовшаяся от организации «Аль-Ислах» (ячейки «Братьев-мусульман» в Сомали) в середине 2000-х гг. Прежде ее деятельность в Сомали не была заметна. Лидер группировки – шейх Осман Ибрагим Ахмед. В руководство «Дам-уль-Джадид» входит Фарах Шейх Абдулькадир, владелец радиостанции «Умадда»  и телекоммуникационной компании Horn Connect, близкий друг президента, поставленный им на пост государственного министра канцелярии. Группировка неофициально получает финансовую поддержку из Катара, Судана и Саудовской Аравии.

2. Партия за мир и прогресс (Xisbiga Nabadda iyo Horumarka или PDP)  –  общественно-политическая организация, созданная представителями сомалийской  интеллигенции и деловых кругов в 2011 г. Своими целями партия провозглашает восстановление единого сомалийского государства, законности и правопорядка, достижение национального примирения, обеспечение основных прав человека и социально-экономическое развитие Сомали. Лидером партии является нынешний президент Хасан Шейх Махмуд. Многие члены руководства партии ранее состояли в организации «Аль-Ислах».

3. Партия «Таё» (Tayo, она же Партия за справедливость и равенство)  —  общественно-политическая организация, созданная сомалийской диаспорой в США и Западной Европе, для участия в политической борьбе за власть в Сомали. Своей основной задачей провозглашает активизацию общественного сознания и восстановление национальных силовых структур для обеспечения законности и правопорядка, эффективного функционирования государственных органов власти Сомали на принципах демократии и социальной справедливости. Сотрудничает с «Аль-Ислах». Фактическим лидером партии является бывший премьер-министр ВФП Сомали Махамед «Фармаджо», выдвигавший свою кандидатуру на пост президента Сомали на недавних выборах.

4. Форум «Раджо» («Надежда») – общественно-политическая организация, созданная в 2007 г. в Найроби представителями сомалийской диаспоры, политиками, бизнесменами. Выступает за решение политических проблем Сомали самими сомалийцами, без внешнего вмешательства. Руководителем организации является нынешний премьер-министр Сомали Абди Фарах Ширдон «Сáид».

52.37MB | MySQL:106 | 0,841sec