В Тунисе неспокойная обстановка. 6-го февраля 2013 г. в связи с убийством главы тунисских социалистов Шукри бель-Эйда начались демонстрации. В столице и других городах на улицы вышли тысячи людей, требовавших отставки Движения «Ан-Нахды» (ДН). В Тунисе разгневанная толпа подожгла штаб-квартиру ДН, а в ряде населенных пунктов были организованы погромы офисов «Ан-Нахды». Со своей стороны группы исламистов стали организовывать контр-демонстрации и стычки с оппозицией.
В этой связи правительство приняло решение о самороспуске. Премьер-министр и генеральный секретарь ДН Хамади Джебали попытался организовать новый правящий кабинет, отдав ключевые министерства в руки технократов, не связанных с «Ан-Нахдой». Когда это ему не удалось, он подал в отставку, и формирование нового правительства было поручено министру внутренних дел, заместителю генерального секретаря ДН Али Лараеду (которого тысячи манифестантов призывали уйти в отставку, поскольку он не помешал убийству Ш.бель-Эйда). В образованном им новом правительстве «Ан-Нахда» имеет 28% мест, в то время как в старом кабинете она располагала 40% мест. Беспартийные министры получили 48% должностей кабинета. Независимыми являются министры иностранных дел, внутренних дел и юстиции. ДН пошло, таким образом, на уступки.
Тем временем, по обвинению в убийстве Ш.бель-Эйда 25-го февраля с. г. были задержаны 31-летний мастер по изготовлению мебели и еще один человек, подозреваемый в причастности к этому делу.
Перед новым правительством стоят сложные задачи. В 2012 г. была израсходована половина бюджетных средств, выделенных на создание новых рабочих мест. В настоящее время насчитывается 700 тыс. безработных, что составляет 18% активного населения по сравнению с 13% в 2010 г. Причем в некоторых районах уровень безработицы достигает 50%. Падение туризма сказывается на 30% работающих. Иностранные туристы приносили до 50% доходов в местный бюджет. В 2011 г. экономика Туниса впервые с 1986 г. сократилась на 1,8%. Бюджетный дефицит составил в прошлом году 7,2% валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с 2,6% в 2010 г. Валютные резервы равнялись 7,5% ВВП, что позволяло платить за импорт в течение трех месяцев. Инфляция – по разным данным – достигла на конец года от 5,5% до 10%. В результате «Стандарт энд Пуурс» понизила рейтинг Туниса до БиБи-1.
В результате упала популярность правительства ДН. 92% тунисцев думают, что в центре внимания должны находиться экономические вопросы, а 78% считают, что за период нахождения «Ан-Нахды» у власти экономическая ситуация в стране не улучшилась. Жители Туниса полагают, что не только бизнес – круги, но и правительство не уделяют должного внимания положению в сфере занятости.
Но дело не ограничивается только экономикой. Тунисцы утверждают, что ДН установила контакты с тунисским частным сектором и прибегает к подавлению демонстраций. В то же время власти сквозь пальцы смотрят на акты насилия, к которым прибегают салафиты. Партия исламского освобождения («Хизб ат-тахрир») умудрилась собрать у здания Национальной учредительной ассамблеи 2,5 тыс. демонстрантов, которые требовали халифата и установления шариата. Выступления экстремистов летом 2012 г. вынудили власти ввести на несколько дней комендантский час в столице, а 4 сентября прошлого года исламисты совершили нападения на посольство США. Множество профсоюзных и оппозиционных движений обвиняют исламистские группировки в совершении нападений на их штаб–квартиры и активистов. В тунисской прессе начали появляться сообщения о тунисцах, которые воевали на стороне фундаменталистских движений в Сирии. Поневоле встает вопрос, будут ли салафиты доминировать в жизни Туниса, не превратится ли страна в базу подготовки боевиков для заграницы.
Другой проблемой являются тунисские преступные группы, милиции правящего ДН и оппозиционных партий и саморазвал полиции, которая плохо оплачивается и не обеспечена оружием.
Первой причиной снижения рейтинга капиталовложений, как считает «Стандарт энд Пуурс», является нестабильность политической ситуации.
Для одних существует страх, что придется потерять привычные условия жизни под господством имамов, для других – опасность репрессий в случае победы оппозиции. Но страх существует и в другом плане. Ведь ДН так и не оформилась в однородную партию – одни члены «Ан-Нахды» выступают за прагматический подход к ситуации, в то время как другие настаивают на применении исламских законов.
Выборы покажут, какая из партий пользуется наибольшим влиянием. Но когда они состоятся? Объявлено, что президентские и парламентские выборы пройдут 23 июня 2013 г. Однако некоторые партии требуют перенести сроки голосования на осень с.г. И еще одно. Страна наводнена боевиками и складами с оружием, схроны которого находят с завидной регулярностью. И не исключено, что часть ДН, близкая к боевикам, и представители салафитов могут – если их не устроят результаты выборов – взяться за оружие.