О решении Парижа и Лондона поставить оружие сирийской оппозиции

Решение  Парижа и Лондона об оказании помощи сирийским повстанцам путем снабжения их вооружением и боеприпасами является ключевым моментом в развитии сирийского кризиса. Бесплодные попытки сплотить союзников по НАТО в единый фронт по отношению «сирийского досье», которые на протяжении последнего года предпринимали французы и британцы, завершились серьезным политическим кризисом в этой организации, который в очередной раз пробует на прочность принципы атлантической солидарности. Смена Н.Саркози на Ф.Олланда и тотальная ротация советников Елисейского дворца на самом деле оказалась лишь бюрократической возней. Здравый смысл вновь уступил место практическому расчету, а недавний печальный ливийский опыт нечему никого не научил. Собственно, в Елисейском дворце видимо и не считают этот опыт сильно негативным, поскольку Триполи заявил о серьезных намерениях по заключению контрактов на поставку вооружений с французскими фирмами и даже о предоставлении Парижу территории для создания военной базы. Французские медицинские и страховые фирмы также получили в Ливии  ряд значительных контрактов. На этом фоне какие-то геополитические резоны, типа стимулирование роста сепаратистских  настроений в Мали; нарушение баланса сил между шиитами и суннитами; повсеместная исламизация в странах «победившей арабской демократии»; ренессанс явления, которое называют «Аль-Каидой», в расчет не принимаются. В Париже и Лондоне взяли на вооружение африканский принцип жизни «один день, один бизнес», и постановили на этом  завершить изучение страноведения.

Решение о поставке сирийской оппозиции оружия было принципиально принято Парижем еще два месяца назад, когда министр обороны Франции  Ж-И. Ле Дриан посетил Эр-Рияд и провел переговоры с саудовским руководством. По результатам этих переговоров решение было окончательно оформлено, но стороны ждали положительной реакции от Вашингтона. Американская администрация переживала эпоху кадровых назначений, и было решено дождаться ее окончания. Но изменения в американском руководстве не внесли никаких кардинальных перемен в стратегический курс Вашингтона  на этом направлении. Вероятность расползания поставляемого оружия по региону крайне велика. В том, что оно попадет в руки исламистов, сомнений мало. Ни о какой способности руководства Сирийской свободной армии (ССА) контролировать адресатов получения такого рода помощи, говорить всерьез не приходится. Как впрочем, и заявления того же руководства о том, что отряды ССА составляют половину всего движения сопротивления в Сирии на настоящий момент, также вызывают сомнение. Все эти оценки разделяются аналитиками ЦРУ США, а не являются догадками и предположениями.

Отсюда «самостоятельное» решение Парижа и Лондона. Несомненно также, что оно было продиктовано не только «заботой о паритете сил». Об этой формулировке еще надо сказать отдельно. Вопрос здесь и в очень больших контрактах, которые саудовцы пообещали «за содействие» своим французским и британским  партнерам. Помимо простых видов вооружения типа самолетов и вертолетов, речь на этот раз идет о запуске «саудовской линии» беспилотников, которая должна снабжать ими не только собственно саудовскую армию, но и ряд союзников Эр-Рияда в Персидском заливе. Вашингтон ранее такую просьбу Саудовской Аравии отклонил, так как не захотел отдавать секретные технологии в распоряжение Эр-Рияда. И вопрос здесь был не праздный, поскольку в этом случае никто бы не смог гарантировать, что они не стали бы в скором времени достоянием джихадистов где-нибудь в Йемене, а оттуда совершенно спокойно переправились бы в тот же Иран. Но французов и британцев этот момент не смущает, контракт обещан многомиллиардный. И заявления министра иностранных дел Франции Л.Фабиуса. о том, что «Франция является суверенной державой», необходимо расценивать именно с точки зрения коммерческой выгоды

Не будем также забывать, какого рода оружия требуют у Запада повстанцы. Это ПЗРК и системы активной защиты бронетехники. Если с первым все понятно, то насчет второго полная неясность. Та бронетехника, которую захватывают повстанцы, и так снабжена активной защитой. Она кстати неэффективна в случае применения авиации и артиллерии. Зачем она нужна боевикам, пока не совсем понятно.

Насчет ПЗРК ситуация напоминает «ящик Пандоры». Достаточно вспомнить заявления повстанцев, кстати, из той же ССА, о том, что они будут сбивать гражданские лайнеры, прибывающие в сирийские аэропорты.  Война – это большой бизнес и все поставленное оружие будет перепродаваться по нескольку раз. В любом случае, ни о каком паритете сил речь пока не стоит. ПЗРК не смогут (Афганистан тому подтверждение) кардинальным образом минимизировать роль авиации, для этого необходимы стационарные ПВО. На сегодняшний день существуют довольно эффективные системы защиты, а от артиллерии и ракет «земля-земля» средства активной защиты не работают.

В любом случае начинается новый виток военного противостояния с повышающейся активностью зарубежных спонсоров как повстанцев, так и режима Б.Асада. А это означает, что  российско-американскую инициативу о начале мирных переговоров между противоборствующими сторонами можно смело забыть.

52.09MB | MySQL:103 | 0,442sec