Ливия: борьба за зарубежные активы

Внутренняя борьба за власть в руководстве Ливии в настоящее время все больше и более концентрируется вокруг контроля над национальными богатствами. И в данном случае мы имеем в виду не только исключительно углеводороды, доходы от которых составляют большую часть бюджетных поступлений страны. Сейчас практически все политические силы сошлись в схватке за право контроля над зарубежными активами бывшего лидера страны М.Каддафи, которые оцениваются в сумму более чем 80 млрд долларов США. В настоящее время их подавляющая часть находится в «замороженном состоянии» еще со времен активной фазы гражданской войны, и схватка между ливийскими политиками сконцентрирована именно на этом направлении. Если говорить еще конкретнее, то речь идет о новом председателе фонда «Ливийского инвестиционного управления» (LIA), который собственно и будет головным органом управления зарубежными активами бывшего ливийского лидера. Похоже, что в этой гонке пока одерживает вверх нынешний премьер-министр А.Зейдан.

Излишне говорить, что вокруг зарубежных  активов разгорелась нешуточная и жесткая конкуренция не только внутри самого ливийского руководства, но и среди зарубежных юридических фирм, которые собственно и будут осуществлять сам процесс «размораживания» активов и принимать участие в их управлении в дальнейшем. Это «нешуточный куш», и можно с большей долей уверенности констатировать, что  от выбора иностранных партнеров будет во многом зависеть и внешнеполитические ориентиры Ливии на среднесрочную перспективу. Предоставляя контракты на право управления активами крупнейшим юридическим компаниям на Западе, Триполи тем самым получает мощное лобби в той или иной стране. Одновременно «победитель» внутри самой ливийской элиты сразу же получает очень эффективный инструмент влияния на ситуацию  не только внутри самой Ливии, но и в Африке. Совершенно очевидно, что уже в самом ближайшем будущем в Ливии определятся некие группы влияния, которые начнут активно «играть» на Африканском континенте и Ближнем Востоке, используя отлаженные и отработанные финансовые инструменты  бывшего ливийского режима. Но на этот раз с большей долей вероятности с идеологической «начинкой» «Братьев-мусульман», а не «Зеленой книги».

 

Повторим, что нынешний премьер-министр А.Зейдан предпринимает сейчас активные шаги для того, чтобы при всех вариантах развития своей политической карьеры суметь сохранить за своими сторонниками ключевые посты именно в  LIA. Недавно он сумел сместить с поста председателя этого фонда Мохсена Дереджия и в настоящее время активно формирует новый состав менеджеров, которые могли бы заменить старую команду. И не только для сохранения эффективного управления активами. Перед ливийским премьером, политическая карьера которого целиком и полностью зависит от поддержки «Братьев-мусульман», стоит очень непростая задача по уравновешиванию влияния «братьев» в LIA за счет ввода в его органы управления «своих» людей».

 

Наиболее вероятным кандидатом на пост исполнительного директора  сейчас называют Фейсала Герджаба, который  с сентября 2010 по март 2011 года был директором стабилизационного комитета при Переходном национальном совете (ПНС). В настоящее время он является представителем американской компании «Шелл» в Катаре. Зейдан лоббирует эту кандидатуру с целью не только создать противовес «братьям» в руководстве фонда, но и заручиться поддержкой Вашингтона и Дохи. Игнорировать катарцев ливийским  «братьям» будет довольно сложно. По крайней мере сейчас, когда политическая ситуация в стране далека от идеала, а катарцы еще и очень серьезно облегчают жизнь «братьям», активно закупая и вербуя ливийских наемников для войны в Сирии. С учетом этого во многом снимается социальная проблема «ветеранов революции», которые после свержения Каддафи остались не у дел, а инструменты их социальной  адаптации не работали. Кстати, эта тема для Ливии является очень важной и не раз использовалась теми же «братьями» для борьбы со своими политическими конкурентами. В частности, достаточно вспомнить сознательное блокирование исламистами решений о выплате пенсий ветеранам, которые принимали чиновники, близкие к их основному политическому противнику М.Джебрилю. Доха не только обеспечила «работой» в Сирии значительную часть недовольных ветеранов  (напомним, что ливийцы на сегодняшний день самая многочисленная группа «добровольцев», которая воюет с режимом Б.Асада), но  даже развернула гуманитарную программу их медицинской реабилитации в Турции.

 

Кроме того, Ф.Герджаб является уроженцем западной области Ливии Джабаль Нафусса и по этой причине пользуется поддержкой самого мощного с военной точки зрения племенного клана Зейтан. А это на сегодняшний день, не считая коалиции либералов и светских под руководством М.Джебриля, самый мощный противовес влиянию «братьев» в стране. Таким образом, премьер ищет новых союзников для того, чтобы остаться «на плаву» в случае его расхождения с «Братьями-мусульманами».

 

Ф.Герджаб, таким образом, должен стать противовесом члену совета директоров LIA Мохаммеду Абуседра, который фактически однозначно становится в самом скором времени его председателем. Он принадлежит к руководству ливийских «братьев» и его назначение является одним из принципиальных условий политической поддержки со стороны движения А.Зейдана.

 

Учитывая  этот момент, А.Зейдан также надеется в течение ближайших недель уговорить войти в совет директоров LIA еще одного независимого технократа Ахмеда Али Аттигу, который в настоящее время представляет интересы International Finance Corp. (IFC) в Ираке  и Иордании. В прошлом году он уже отклонял предложение ливийского премьера занять должность исполнительного директора фонда. Если сейчас попытки его уговорить увенчаются успехом, то А.Зейдан получит еще одного влиятельного союзника в руководстве  LIA.

 

При этом А.Зейдан пытается заручиться поддержкой своей активности в отношении скорейшего «размораживания» зарубежных счетов и в США. С этой целью он в марте с.г. посетил Вашингтон, где провел переговоры не только с представителями администрации президента, Б.Обамы но и наладил контакты с рядом влиятельных республиканцев. Помимо темы «ливийских счетов» в американских банках, обсуждались и формы давления на Каир. Дело в том, что переговоры А.Зейдана о собственности и счетах бывших сторонников Каддафи в Египте окончились провалом. Египетский коллега Зейдана Х.Кандиль согласился обсуждать с ним только вопросы приграничного сотрудничества. В частности, стороны договорились провести консультации об увеличении числа КПП на египетско-ливийской границе. Эта проблема реально волнует ливийцев в силу снижения пропускной способности действующих КПП, что в свою очередь крайне негативно сказывается на росте товарооборота. Напомним, что большинство товаров ширпотреба и продовольствия идут в восточные области Ливии именно из Египта. Но здесь есть существенное препятствие в виде резко возросшего после свержения Каддафи трафика оружия, которое направляется как раз в обратную сторону. С учетом непростой ситуации в стране египетские власти очень осторожно относятся к перспективе увеличения числа  КПП.

 

Темы собственности сторонников бывшего ливийского режима, в том числе и родственника Каддафи А.Каддафадама, египетские «братья» обсуждать  не готовы. Собственно еще в прошлом году египетский президент М.Мурси  негласно дал понять, что египетское руководство не будет вести никаких переговоров в отношении счетов и собственности ливийских эмигрантов. Это касалось в первую голову того же А.Кадафадама, который рассматривается египетскими «братьями» как авторитетный союзник для распространения своего влияния в Ливии. Дело в том, что под эгидой египетских властей родственик бывшего ливийского лидера сейчас работает над созданием т.н. «третьей силы» в Ливии, куда бы вошли ведущие фигуры ливийской эмиграции в Африке и Европе. На стороне этого проекта  значительные финансовые средства, которые бывшие сторонники Каддафи смогли обналичить и вывести в тот же Нигер и Буркина-Фасо. Очень приличные суммы осели и в египетских банках. Особенно после того, как накануне падения М.Каддафи  при негласной помощи тех же «братьев» в Египте срочным образом была продана практически вся недвижимость, принадлежавшая ливийскому лидеру и оформленная на подставных лиц. Кроме того, в Каире не считают А.Зейдана «долгоиграющим политиком». Предполагается, что в очень скором времени он будет смещен ливийскими «Братьями-мусульманами» и заменен на другую фигуру. И только в этом случае египетские власти обещают начать диалог. Но, судя по всему, это только лишь юридическая отговорка, и тема «замороженных активов» имеет все шансы превратиться в «яблоко раздора» между египетскими и ливийскими «единомышленниками». И Вашингтон в данном случае плохой союзник для А.Зейдана.

 

При этом проблемы с «отдачей собственности» возникают и в более благополучных с точки зрения соблюдения законов местах, нежели неспокойный Египет. Так, в частности три владельца недвижимости класса «люкс» в Париже, ливийцы С.Зормати, Т.Бен Хуссейн и М.Нури Хамат отказались принимать имущественные претензии со стороны суверенного ливийского фонда Libyan Arab Foreign Investment Company (LAFICO), заявив, что никогда с ним не сотрудничали. Очевидно, что запутанные «серые» схемы приобретения недвижимости за рубежом, которую практиковал бывший ливийский лидер, позволяют сейчас очень долго оспаривать право владения  того или иного актива со стороны новых ливийских властей. Особенно с учетом того, что практически всегда отсутствуют необходимые документы, доказывающие участие того же LAFICO в той или иной сделке.

 

В борьбу за «замороженные активы» между тем включились и другие ливийские силы. В частности правовой департамент Министерства юстиции Ливии активно задествован в этом процессе, стремясь «застолбить» за собой ключевую роль. Директор департамента Башир аль-Акари является близким другом бывшего министра юстиции в период Каддафи и лидера ПНС М.Абдель Джалиля . Собственно и нынешний пост он получил благодаря протекции своего старого товарища.  В настоящее время правовой департамент подключил к операциям по «размораживанию» зарубежных счетов ряд западных юридических фирм, среди которых выделяется итальянская Filippo Paris. Естественно, что такие попытки встречают серьезный отпор со стороны тех же «Братьев-мусульман». В качестве самого мощного инструмента, который способен эффективно ослабить конкурентов, в настоящее время задействуется механизм лоббирования закона о запрещении бывшим функционерам режима Каддафи занимать государственные должности. В том числе и в суверенных фондах, типа  LIA. Напомним, что М.Абдель Джалиль и М.Джебриль при принятии этого закона  с политической арены уходят. Основным лоббистом этого закона является руководитель «братьев» в Мисурате аль-Свейли, который таким образом пытается не только убрать конкурентов, но и расчистить себе дорогу к посту спикера ливийского парламента.

 

Этот момент вызвал очень серьезное беспокойство других зарубежных участников рынка, которые и так были вынуждены срочно менять ориентиры в ливийской властной верхушке после смены руководства  LIA. В настоящий момент трудно выделить какого-либо одного фаворита в этой гонке, поскольку ливийцы предпочитают работать по системе малых или разовых контрактов. Тем не менее, отметим руководителя DLA Piper М.Боско, который является итальянским партнером крупнейшей юридической фирмы  Shearman & Sterling. По контракту с  LIA он успешно провел в октябре прошлого года переговоры с  Unicredit и Finmeccanica по вопросу размораживания ливийских счетов. Теперь он является основным советником LIA по вопросу судебного иска к Goldman Sachs по возмещению убытков на сумму более одного миллиарда долларов США. Правда, в данном случае судебное разбирательство рискует затянуться на годы. Специализирующийся на африканском направлении Libyan African Portfolio (LAP) использует услуги сразу четырех крупных юридических фирмt: Curtis Mallet-Provost Colt & MosieShearman & SterlingAllen &Overy и Hogan Lovells. Уже упоминавшийся LAFICO, ассоциированный с LAP пока с выбором иностранной компании не определился.

55.77MB | MySQL:118 | 0,528sec