Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11-17 марта 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Израиле и Сирии. Ведущие политические партии Израиля сформировали новую правящую коалицию. Страны-члены Евросоюза отложили принятие решения о поставках оружия сирийской оппозиции.

15 марта ведущие политические партии Израиля достигли договоренности о формировании новой правящей коалиции после прошедших в январе выборов в Кнессет. Партнерами возглавляемого премьер-министром Б. Нетаньяху правого блока «Ликуд» — «Наш дом Израиль» стали центристская партия «Еш атид», правая партия «Еврейский дом» и левоцентристская «Ха-Тнуа». Партии, составившие коалицию, имеют в Кнессете 68 из 120 мандатов. Впервые за многие годы в кабинет не вошли представители ультрарелигиозных партий ШАС и «Яадут ха-Тора». В этой связи многие в Израиле воспринимают новую коалицию как антиклерикальную. По словам Б. Нетаньяху, перед правительством будут стоять «одни из самых серьезных задач за всю историю Израиля», «вызовы в сфере безопасности и дипломатии». В качестве первоочередной задачи кабинета его глава назвал «принятие ответственного бюджета, который сохранит рост израильской экономики и защитит рабочие места на внутреннем рынке». Поскольку в новом кабинете сохранилось доминирование представителей правых подходов к урегулированию с палестинцами, то нет серьезных оснований ожидать больших перемен по сравнению с предыдущим премьерством Б. Нетаньяху, когда переговорный процесс оказался заморожен, а поселенческое строительство на оккупированных территориях приобрело рекордный размах.

Начальник генштаба израильских вооруженных сил генерал Б. Ганц, заявил 11 марта, что Израилю не грозит война в ближайшем будущем, но есть высокая вероятность ухудшения ситуации. Это связано с обостряющейся обстановкой в Сирии, где в случае победы исламистов Израиль – «следующий в очереди». Генерал выразил надежду, что «довольно тихая» обстановка на границе с Ливаном сохранится, «но если нет, то мы готовы, и мы знаем, как действовать с необходимой силой непосредственно против «Хизбаллы» и государства, в котором она находится». Что касается сектора Газа, то Б. Ганц призвал различать «воинственные заявления ХАМАСа» и то, что это движение делает на практике». По оценке израильских военных, ситуация на границе с Египтом «находится в динамике. Синай является благодатной почвой для враждебной нам активности, для террористов». Причем «Египет заинтересован в поддержании там безопасности не столько для нас, сколько для себя самого. Мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы сохранить спокойствие в этом районе».

15 марта исполнилось два года со времени начала конфликта в Сирии, переросшего в гражданскую войну между сторонниками и противниками режима президента Б. Асада. В настоящее время боевые действия между противоборствующими сторонами ведутся в большинстве провинций страны. На минувшей неделе наиболее ожесточенные бои происходили в Дамаске и прилегающих к столице районах, в Хомсе и в районе северного участка сирийско-ливанской границы. МИД САР выступил с заявлением, в котором предупредил, что в случае продолжения проникновения на сирийскую территорию боевиков оппозиции ВС САР могут нанести удары по их базам в Ливане.

По оценке директора национальной разведки США Дж. Клэппера, американские спецслужбы «не знают как долго сирийский лидер будет удерживать власть». Он признал, что «бойцы оппозиции» все еще в значительной степени дезорганизованы, а среди вооруженных противников режима растет число и влияние иностранных боевиков, связанных с радикальными исламистскими группировками. Начальник военной разведки Израиля А. Кохави считает, что силы оппозиции контролируют две трети населенных районов страны. Он назвал свершившимся фактом распад Сирии, отметил усиление влияния радикальных исламистов в рядах оппозиции. Израильское командование внимательно наблюдает за происходящим в САР. Части ЦАХАЛа на Голанских высотах приведены в состояние полной боевой готовности.

На минувшей неделе руководители стран-членов Евросоюза после сложной дискуссии отложили принятие решения о снятии эмбарго на поставки оружия противникам режима Б. Асада до мая с. г. Активными сторонниками предоставления оружия сирийским оппозиционерам являются Великобритания и Франция, которые не исключают «поступить по-своему», если эмбарго не будет отменено. США пока воздерживаются от прямых военных поставок противникам Асада, но продолжат поддерживать оппозицию, так как уверены, что только таким путем можно разрешить сирийский конфликт. Вместе с тем, госсекретарь США Дж. Керри заявил: «Мы хотим, чтобы Асад и сирийская оппозиция сели за стол переговоров с целью создания переходного правительства в соответствии с теми рамками, которые были согласованы в Женеве» в июне 2012 г. Вашингтон оказывает давление на сирийскую оппозицию, чтобы обеспечить единство ее рядов. Минфин США 15 марта разрешил американским гражданам и компаниям перечислять средства, поставлять невоенные товары и предоставлять услуги сирийской оппозиции.

Президент САР Б. Асад обратился к главам государств-членов группы БРИКС (Бразилия, Индия, КНР, РФ, ЮАР) с просьбой оказать содействие в урегулировании сирийского конфликта.

По оценке главы МИД России С. Лаврова, началу диалога и прекращению насилия в Сирии препятствует «немало внешних спонсоров сирийской оппозиции». Тем не менее, «понимание необходимости диалога возрастает». В Москве рассчитывают, что сирийская оппозиция создаст команду для переговоров с правительством. Сообщается, что премьер-министр САР В. аль-Халки и еще три члена его кабинета войдут в состав правительственной команды для ведения переговоров с оппозицией. Россия считает, что «вооружение сирийской оппозиции, прямое или косвенное, будет нарушением международного права». Министр обороны РФ С. Шойгу заявил, что наша страна не предполагает расширять военные поставки в САР, но продолжит выполнять прежние контракты. «В основном это касается запасных частей и ремонта военной техники, которая была поставлена ранее».

13 марта Судан и Южный Судан подписали соглашение о возобновлении в течение двух недель транзита южносуданской нефти через суданские нефтепроводы. По условиям соглашения транзит нефти возобновится одновременно со всем пакетом соглашений (о безопасности, гражданстве, границах, торговле и др.), который две страны заключили в сентябре 2012 г.

Учредительный Национальный совет Туниса 13 марта одобрил состав нового правительства страны. Его глава А. аль-Лараед пообещал в кратчайшие сроки решить вопросы с безопасностью, бороться с насилием, «какого бы цвета оно не было», и преодолеть кризис в экономике. Создание кабинета А. Лараеда вызвало протест со стороны оппозиции. В столице страны 16 марта прошла многотысячная демонстрация, участники которой требовали роспуска нового правительства во главе с исламистами.

15 марта президент США Б. Обама заявил, что Иран не сумеет создать ядерное оружие еще как минимум один год. При этом Вашингтон не снимает с повестки дня возможность использования военной силы для сдерживания ядерных амбиций ИРИ. Одновременно Обама дал понять, что руководству Израиля следует проявить терпение и не спешить с военным решением проблемы, так как жесткие санкции, введенные против ИРИ, оказывают все более действенный эффект. Ранее, 13 марта, Обама объявил о продлении еще на один год срока действия односторонних экономических санкций в отношении Ирана. По оценке американской разведки, международные экономические санкции в отношении ИРИ уже существенно отразились на экономике этой страны, хотя Тегеран продолжает наращивать свою военную мощь и реализацию ядерной программы. Тем не менее, «подход иранских властей к ситуации с точки зрения оценки затрат и результатов оставляет мировому сообществу возможность для оказания давления на Тегеран». США вновь вывели Японию и 10 стран-членов ЕС, входящих в число бывших крупных импортеров иранской нефти, из-под действия своих односторонних санкций.

11 марта состоялась торжественная церемония начала работ по прокладке газопровода из Ирана в Пакистан. В ней приняли участие президенты двух стран М. Ахмадинежад и А. А. Зардари. Пакистан рассчитывает покрывать 20 процентов потребности в электроэнергии за счет иранского газа. США заявили, что могут ввести экономические санкции против Пакистана, если он не выйдет из совместного проекта строительства газопровода с Ираном.

Президент Афганистана Х. Карзай заявил 15 марта, что его недавние высказывания, которые были восприняты как критика США, были призваны способствовать реформированию, а не ухудшению отношения между двумя странами. По словам Карзая, Кабул рассчитывает на добрые отношения с США, «но это должна быть дружба между двумя независимыми государствами». Напомним, что афганский лидер подверг критике деятельность США за промедление в передаче властям страны тюрьмы Баграм, гибель мирного населения в ходе боевых действий, неуважение к суверенитету Афганистана и недостаточную прозрачность в борьбе с терроризмом. В частности, он выразил подозрение, что США сотрудничают с талибами с целью оправдать свое военное присутствие в стране после 2014 г., а также обвинил Вашингтон в ведении сепаратных переговоров с движением «Талибан». Тем временем, по оценкам западных экспертов, на протяжении ближайших нескольких лет для поддержания безопасности в Афганистане будет по-прежнему требоваться поддержка мирового сообщества, так как силы международной коалиции не смогут полностью выполнить взятые на себя обязательства по обеспечению стабильности в этой стране и подавить активность вооруженных исламистских группировок в установленные сроки – до конца 2014 г.

На минувшей неделе США с визитом посетил премьер-министр Ливии А. Зейдан. В ходе переговоров с президентом Б. Обамой и другими официальными лицами обсуждались «различные аспекты двусторонних отношений и различные вопросы будущего сотрудничества», в том числе в военной, политической и экономической областях, в сфере безопасности. Отдельно была затронута тема «возвращения денег, похищенных из Ливии». США обещали ливийцам помощь в решении этой проблемы.

14 марта Совет Безопасности ООН продлил на один год мандат Миссии ООН по поддержке Ливии, действующей в стране с сентября 2011 г. Одновременно Совбез смягчил эмбарго на поставки оружия Ливии. Так, отменен запрет на «поставки несмертоносной военной техники и оказание любой технической помощи», если они предназначаются исключительно для правительства Ливии. Члены Совбеза выразили озабоченность утечкой оружия из Ливии и призвали правительство страны «продолжать повышать эффективность мониторинга» за движением оружия.

Москву на прошедшей неделе посетил президент Палестины М. Аббас, который был принят президентом России В. Путиным. Глава российского государства отметил, что отношения между РФ и Палестиной «опираются на прочный исторический фундамент, что будет помогать строить отношения и сегодня, и в будущем». В Москве Аббас заявил, что Палестина не может в настоящее время сесть за стол переговоров с Израилем в условиях продолжающейся израильской поселенческой деятельности. Тем не менее, Аббас выразил надежду на то, что мирные израильско-палестинские переговоры смогут возобновиться в текущем году, хотя шансы на это невелики. Причем «единственное требование Палестины к Израилю — прекратить строительство поселений, и мы продолжим переговоры».

16 марта в Каире и Дамьетте состоялись демонстрации с требованием вернуть власть в Египте военным. В главном городе йеменского Юга Адене продолжались столкновения между демонстрантами, представляющими сепаратистскую организацию «Южное движение», и силами безопасности. 16 марта сепаратисты провели в Адене всеобщую забастовку. На юге Алжира в городе нефтяников Варгла 15 марта прошла демонстрация протеста. Ее участники требовали усиления борьбы с коррупцией и безработицей, обвиняли правительство в «маргинализации» региона. Массовые антиправительственные демонстрации прошли на минувшей неделе в Ираке и Бахрейне.

Приложение

 

 

О внешней политике Республики Джибути

 

 

Республика Джибути, располагаясь в районе Аденского залива Аравийского моря и Баб-эль-Мандебского пролива, соединяющего Красное и Аравийское моря, занимает выгодное географическое и важное военно-стратегическое положение на стыке Африки и Азии, вблизи морских коммуникаций, связывающих Европу, Азию и Африку. Вместе с тем, страна находится в районе хронической военно-политической нестабильности, перманентных вооруженных конфликтов различной интенсивности, активной деятельности экстремистских и сепаратистских группировок, морских пиратов.

В сложных военно-политических условиях руководство республики в своей внешней политике придерживается принципов неприсоединения и нейтралитета, выступает за установление мира и стабильности в зоне Африканского Рога, активно содействует развитию разноплановых связей и сотрудничества между государствами этого региона и одновременно стремится с максимальной выгодой использовать выгодное геостратегическое положение страны. Внешняя политика Джибути ориентирована также на расширение числа зарубежных партнеров по сотрудничеству за пределами Африканского рога. Республика является членом Африканского союза, Лиги арабских государств, Организации исламского сотрудничества, Движения неприсоединения и целого ряда межафриканских региональных и субрегиональных организаций: Межправительственной организации по развитию Восточной Африки, Сообщества государств сахаро-сахельской зоны и Общего рынка стран Восточной и Южной Африки, Межправительственного совета по борьбе с засухой и развитию.

На сегодняшний день наибольшее развитие получили военно-политические связи Джибути с ведущими странами Запада, прежде всего с Францией и США. При этом руководство небольшого и не обладающего значительными природными и людскими ресурсами государства рассчитывает на политическую, а в случае возникновения реальной военной угрозы для Джибути и на военную помощь со стороны могущественных партнеров.

Традиционно тесные отношения поддерживаются с Францией. В день провозглашения независимости Джибути 27 июня 1977 г. две страны подписали договор о дружбе и сотрудничестве, который предусматривает оказание французской стороной военной помощи в случае, если республика подвергнется агрессии. Одновременно было заключено соглашение о военном сотрудничестве. В 2012 г. Париж и Джибути подписали новое соглашение о сотрудничестве в военной области, которое подтвердило «приверженность обеих стран к тесному сотрудничеству в сфере безопасности». Документ, в частности, оговаривает условия нахождения и деятельности французского военного контингента, размещенного на территории Джибути. В то же время соглашение не оговаривает конкретные действия, которые должны предпринять французские войска при возникновении прямой внешней военной угрозе африканской республике. Документ исключает возможность силового вмешательства Франции во внутренние дела Джибути.

В настоящее время в Джибути размещена крупнейшая французская зарубежная военная база, на которой размещено около 2,8 тыс. военнослужащих, 8-10 истребителей «Мираж» 2000, до 10 вертолетов, а также корабли ВМС (их состав периодически меняется). Джибутийская база является важнейшим военным объектом Франции в Африке и активно используется Парижем при проведении специальных и военных операций на континенте. На обозримую перспективу Франция намерена сохранить свое военное присутствие в Джибути.

Помимо военной сферы, две страны развивают экономические, научно-технические и гуманитарные связи. Франция является главным экономическим и торговым партнером республики, оказывает Джибути значительную помощь в подготовке кадров различного профиля.

Все более активно развиваются военно-политические связи Джибути с США. Проведение военных операций в Афганистане и Ираке, борьба террористическими и экстремистскими группировками в Йемене и Сомали, а также морским пиратством в Аравийском море, обусловили усиление внимания со стороны Вашингтона к Джибути. На территории республики в Кэмп-Лемонере находится штаб Объединенного тактическое командования американских вооруженных сил в районе Африканского Рога (ОТКАР, Combined Joint Task Force – Horn of Africa), подчиненное Африканскому командованию ВС США. В зону ответственности ОТКАР входят Джибути, Йемен, Кения, Сомали, Судан, Эритрея и Эфиопия. Кроме того, на территории страны находится региональный антитеррористический центр США. Всего в настоящее время в Джибути размещено примерно 2,3 тыс. военнослужащих и гражданских служащих МО США, которые обеспечивают проведение американских специальных операций в Йемене и действия кораблей ВМС США против сомалийских пиратов. Американские военные корабли регулярно заходят в порт Джибути. США используют Джибути и в качестве базы беспилотных разведывательно-ударных летательных аппаратов, которые периодически наносят удары по объектам и руководителям террористов в Йемене. Вашингтон рассчитывает сохранить свое постоянное военное присутствие в африканской республике до 2020 г.

С декабря 2008 г. в Джибути размещаются различные подразделения ВМС стран-членов Евросоюза, принимающие участие в антипиратской военно-морской операции «Аталанта» у сомалийского побережья и в Аденском заливе (Германии, Испании и др.). С 2011 г. в Джибути действует база ВМС сил самообороны Японии, которые также участвуют в борьбе с сомалийскими пиратами. Правительство Джибути не возражает и против создания в стране военно-морских баз России и Китая. В настоящее время военные корабли этих двух стран, участвующие в антипиратской операции, регулярно заходят в порт Джибути.

Руководство Джибути выступает в поддержку мирного урегулирования ситуации в Сомали, принимает участие в посредничестве между различными сомалийскими группировками. Подразделение джибутийской армии участвовало в миротворческой операции Африканского союза в Сомали. На территории Джибути проходили подготовку военнослужащие и полицейские армии и МВД временного сомалийского правительства. Особые отношения руководство республики поддерживает с пограничным непризнанным государством Сомалиленд. Это связано с тем, что на территории Джибути проживает большая колония выходцев из Сомалиленда.

В целом нормальные отношения поддерживаются между Джибути и Эфиопией. Вместе с тем, действия различных эфиопских повстанческих группировок периодически приводят к напряженной ситуации в районе границы с этой страной. Особо подчеркнем, что Эфиопия в очень большой степени зависит от порта Джибути, через который проходит подавляющая часть ее внешнеторгового оборота. В то же время отношения между Джибути и Эритреей складываются непросто. Эритрейское руководство обвиняло Джибути в поддержке Эфиопии во время эфиопско-эритрейского конфликта 1998-2000 гг. В 2008 г. эритрейцы инициировали вооруженный пограничный конфликт в прибрежном районе Рас-Думейра. Джибути обратилась в Совет Безопасности ООН, обвинив соседнюю страну в агрессии. В поддержку Джибути выступили Франция, США и Лига арабских государств. Разрастание конфликта удалось предотвратить, но напряженность в отношениях между двумя соседними государствами сохраняется. Добрососедские отношения поддерживаются между Джибути и Йеменом.

Партнерские отношения поддерживаются между Джибути и Китаем. Пекин оказывает африканской республике экономическую помощь, поставляет продовольствие

Джибути последовательно выступает за расширение партнерства с Россией, наполнение его конкретным содержанием. Наши страны поддерживается политический диалог, экономические и военно-технические связи.

Джибутийское руководство, учитывая очень сложное экономическое положение страны, уделяет повышенное внимание вопросам получения зарубежной экономической и финансовой помощи. В первую очередь, речь идет об аравийских монархиях, которые традиционно являются донорами республики. Финансируемые арабскими инвесторами проекты имеют жизненно важное значение для страны: дорожное строительство, образование, водоснабжение, канализация, электрификация, медобслуживание и др. Правительство Джибути придает большое значение участию страны в региональных и субрегиональных экономических организациях, рассчитывая на получение соответствующих дивидендов, прежде всего – помощи на социально-экономическое развитие страны.

В целом руководству Джибути благодаря умелому и прагматическому курсу, а также опоре на внешние силы, прежде всего на Францию и США, удалось не только сохранить независимость республики, но и упрочить ее внешнеполитическое положение.

52.3MB | MySQL:106 | 0,759sec