Ситуация в Марокко: февраль 2013г.

В феврале достаточно заметным событием в Марокко стал начавшийся в первый день месяца процесс над 24 выходцами из сахарских провинций, обвиняемых в убийстве 11-ти сотрудников сил безопасности при ликвидации 8 ноября 2010 г. палаточного городка «Гдим изык» сторонников сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО, который они устроили в 13 км от административного центра сахарских провинций города Эль-Аюн, а также в последовавших затем погромах. Процесс проходил в военном трибунале Рабата при повышенных мерах безопасности. Подсудимым было предъявлено обвинение в «создании преступных банд, применении насилия по отношению к силам правопорядка, повлекшего гибель их сотрудников, издевательстве над трупами». Подобное обвинение чревато смертными приговорами по отношению к тем, против кого оно было выдвинуто.

В день начала процесса у здания трибунала собрались две толпы численностью до 100 человек каждая. В одной из них были представлены сторонники независимости сахарских провинций, выступавшие против суда над их единомышленниками в военном трибунале, во второй – члены семей погибших полицейских, требовавшие скорейшего суда над участниками беспорядков в Эль-Аюне – первоначально предполагалось, что процесс должен был начаться еще в октябре 2012 г. Со своей стороны правозащитная организация «Международная амнистия» распространила коммюнике, в котором утверждалось, что «процесс над гражданскими лицами в военном трибунале не соответствует общепризнанным международным нормам». В нем же содержался призыв провести расследование заявлений родственников подсудимых, согласно которым они подвергались пыткам.

Первое заседание трибунала продолжалось порядка пяти часов. Затем  процесс, за которым следили несколько десятков международных наблюдателей, был перенесен на 8 февраля по просьбе адвокатов подсудимых.

8 февраля процесс возобновился. Первым делом военный трибунал отверг запрос обвиняемых, потребовавших рассматривать их дел в гражданском суде. На следующий день трибунал начал допрос обвиняемых. Все они заявили о своей невиновности. Развязка наступила в ночь с 16 на 17 февраля, когда был вынесен вердикт. Согласно приговору, сахарцы получили различные сроки заключения от двух лет тюрьмы /два человека/ до пожизненного заключения /8 человек/. 4 сахарцев получили по 30 лет тюрьмы, 7 – по 25 лет, трое – по 20 лет.

В феврале, фактически год спустя после прихода к власти, исламистское правительство Марокко во главе с лидером Партии справедливости и развития /ПСР/ Абдельиллой Бенкираном приступило к реализации двух очень рискованных социальных реформ. Одна из них – пенсионная – связана с возможным повышением пенсионного возраста с 60 до 67 лет. Вторая – связанная с сокращением государственных дотаций на нефтепродукты и продукты первой необходимости. Необходимость первой из них А.Бенкиран попытался объяснить на встрече с лидерами профобъединений и представителями патроната. Он предупредил их, что существующая пенсионная система до конца десятилетия придет к банкротству из-за тяжелого финансового положения Марокканской кассы пенсионеров /CMR/, если не принять решительных мер. Одна из таких мер – повышение пенсионного возраста. «Я не откажусь от реформы, какой бы ни была ее цена», — пообещал премьер.

Очевидная необходимость второй реформы вызвана тем, что в 2012 г. власти израсходовали на поддержание невысоких цен на нефтепродукты и товары первой необходимости /хлеб, сахар, масло/ свыше 50 млрд дирхамов /около 4,8 млрд евро/ при том, что 10 лет назад соответствующие показатели составляли 4 млрд дирхамов /350 млн евро/. Объем дотирования в 2012 г. оказался эквивалентен 20 процентам бюджета государства и 6 процентам ВВП Марокко. Стоит напомнить, что еще в 2009 г. действующий министр экономики Марокко Низар Барака в одном из докладов утверждал, что необходимость реформы системы дотирования «настоятельная, если не сказать – срочная». Однако ее практическая реализация чревата социальным взрывом, пример тому – события конца декабря прошлого года в Марракеше. Поэтому главный вопрос сейчас – насколько глубокой будет такая реформа системы, называемой компенсационной кассой, а также как быстро она будет проводиться.

Тема реформы компенсационной кассы была вновь поднята 8 февраля на пресс-конференции Н.Бараки и министра-делегата по вопросам бюджета Дриса аль-Азами. По оценке первого, несмотря на заметное увеличение в июне 2012г. цен на нефтепродукты, государство было вынуждено выделить 4,8 млрд евро на поддержание цен на нефтепродукты и товары первой необходимости. Он же сообщил, что в 2012 г. дефицит бюджета составил 7,1 процента от ВВП. В свою очередь Д.аль-Азами сообщил, что выделенный королевству Международным валютным фондом в августе 2012 г. «предохранительный кредит» в сумме 6,3 млрд долларов будет расходоваться только при чрезвычайных обстоятельствах. Тогда же были объявлены данные Верховного комиссариата планирования, согласно которым показатель экономического роста Марокко в 2012 г. составил 2,7% В 2011 г. этот показатель был 5%, в 2013 г. ожидаемый показатель – между 4,8 и 5,4%. Снижение показателя экономического роста объясняется неблагоприятными погодными условиями – экономика королевства в значительной степени зависит о сельского хозяйства, дающего свыше 15% его ВВП. По данным комиссариата, в 2012 г. в Марокко немного вырос показатель безработицы, составивший 9% /в городах – свыше 13%/.

5 февраля в Мавритании было объявлено о проведении начиная с 18 февраля на юго-востоке страны многонациональных учений с участием 19-ти европейских, африканских и арабских стран, в том числе Марокко. При этом подчеркивалось, что данные учения были «запланированы давно, и никак не связаны с событиями, происходящими в Северном Мали», где с 10 января проходит военная операция французских войск, призванная уничтожить действовавшие там группировки радикальных исламистов, и в частности, формирования «Аль-Каиды в странах исламского Магриба».

12 февраля безрезультатно завершился пятый раунд переговоров между Марокко и Европейским союзом относительно нового соглашения по морскому рыболовству в экономической зоне королевства. Отсутствие прогресса европейские источники, близкие к переговорному процессу, назвали политически мотивированным. Эти переговоры должны были разблокировать ситуацию, созданную в конце 2011 г. Европарламентом, отказавшимся пролонгировать предыдущее соглашение. Это соглашение разрешало 120 европейским судам, в том числе 100 испанским, вести промысел в экономической зоне Марокко. Европарламент мотивировал свое решение тем, что предыдущее соглашение было слишком затратным, а также не учитывало интересов населения сахарских провинций. В ответ Марокко потребовало вывести все европейские рыболовецкие суда из своей экономической зоны.

В то же время 14 февраля Марокко подписало 6-е по счету начиная с 1992 г. соглашение по морскому рыболовству с Россией. Согласно соглашению, право лова в марокканской экономической зоне получили 10 российских рыболовецких судов. Взамен Россия выплатит Марокко «финансовую компенсацию».

20 февраля исполнилось два года со времени появления протестного «Движения 20 февраля», родившегося на волне «арабской весны». Поначалу это движение громко заявило о себе, вынудив власти принять новую конституцию, провести парламентские выборы, по итогам которых правительство сформировали исламисты из ПСР. Однако затем активность этого движения пошла на спад, особенно после того, как из него вышли исламисты – сторонники движения «Аль-Адль валь-Ихсан». Многие даже стали говорить, что политически «Движение 20 февраля» больше не существует, поскольку на свои акции оно теперь способно собрать не более нескольких сотен человек. По данным правозащитных организаций, в настоящее время порядка 70 активистов движения сидят в тюрьмах.

20 февраля около 800 активистов «Движения 20 февраля» вышли на манифестацию в Рабате у здания парламента под лозунгами за проведение глубоких реформ в Марокко. До 300 человек вышли на манифестацию в центре Касабланки.

24 февраля Марокко в очередной раз подержало военную операцию Франции в Мали. На сей раз слово взял премьер-министр А.Бенкиран, приветствовавший в интервью для ряда французских СМИ «смелость» Парижа, решившегося на вторжение в Мали. Он же утверждал, что действия Парижа стали следствием отсутствия взаимодействия между странами региона. «Я говорю об Алжире, Марокко, других окружающих Мали странах. Прежде всего, это – наша зона ответственности, — утверждал он. – Если можно было бы найти решение между нами и нашими алжирскими братьями относительно сахарской проблемы, мы бы могли лучше взаимодействовать и мы были бы способны вдвоем решить эти проблемы».

Первым из марокканских официальных лиц, кто поддержал действия Франции, был глава МВД Моханд Лаенсар. Он еще 25 января публично поддержал действия Франции.

27 февраля суд Марракеша вынес вердикты шести участникам беспорядков, происшедших в этом городе в конце декабря 2012 г. после повышения цен на воду и электричество. Тогда в результате столкновений с манифестантами ранения получили 60 человек, в том числе нескольким десяткам полицейских. Обвиненные в «вооруженном выступлении, разрушении государственных учреждений, сопротивлении представителям властей», они получили сроки тюремного заключения от одного года до двух. Ранее, 21 января, были осуждены еще 10 участников беспорядков.

В целом, подводя страну к двум непопулярным реформам, у дворца есть все возможности реализовать их, а затем списать их негативный эффект на правительство исламистов, после чего ПСР будет достаточно сложно повторить свой успех на следующих парламентских выборах.

52.35MB | MySQL:103 | 0,544sec