Мали: проблемы стабилизации ситуации

События в Мали пока полностью подтверждают ранее высказанные нами предположения о том, что борьба с джихадистами и сепаратистами на севере страны не станет для Парижа «легкой прогулкой». Вывод французского контингента отложен пока предварительно с марта на апрель, но рискнем утверждать, что и эта дата будет со временем скорректирована. Ситуация на севере страны, характер боев в горах на алжирской границе, в районе Гоа, а также недавняя попытка туарегов вновь войти в Тимбукту свидетельствует только лишь о том, что без иностранной поддержки контингенту ЭКОВАС, костяк которого до сих пор составляют лишь чадские военнослужащие, будет предельно сложно удержать север Мали под более или менее надежным контролем. И дело здесь не в потерях французского контингента. Как ни цинично это звучит, но потеря только пятерых военнослужащих за двухмесячный срок пребывания французов в Мали входит в число «погрешности», и с точки зрения военной науки является свидетельством успешного военного планирования. Чадцы потеряли больше, что легко объяснимо. Они являются основным «пушечным мясом» и используются в качестве передовых частей. Их численность для такой операции также немногочисленна – 2000 военнослужащих. Такое количество совершенно толчно не сможет одновременно действовать на разных направлениях борьбы с туарегами, и в настоящее время большая часть чадского контингента часть переброшена к алжирской границе. Такая диспозиция сразу же сказалась на ситуации во внутренних районах, и туареги очень четко показали всем истинную способность малийской армии, которой был передан контроль над основными населенными пунктами (Тимбукту, Гоа), «кто в стране хозяин». Собственно в таком сценарии нет ничего удивительного, поскольку в противном случае никакой внешней интервенции и не понадобилось бы.

Эта ситуация вынуждает Париж не только пересмотреть сроки вывода своего военного контингента, но и просить США о дополнительной помощи. И это не только 300 человек из спецназа, который в основном готовит и тренирует сейчас собранный наспех контингент ЭКОВАС, но и поддержка авиакрыла операции, прежде всего в проведении авиаразведки. В условиях пустыни на севере Мали и огромных просторов эта поддержка является определяющей для успеха операции. В настоящее время Пентагон рассматривает возможность переброски в зону Сахеля в дополнение к уже имеющимся силам (беспилотники PilatusPC-12) новых авиаразведчиков SpyDash-7. Они были серьезно модернизированы, оснащены новым навигационным оборудованием и тепловизорами. Кроме того, они обладают новыми локаторами, которые позволяют минимизировать время подлета штурмовиков и беспилотников к цели и четко идентифицировать ее передвижение в режиме реального времени. Указанные аппараты ранее использовались американцами в рамках борьбы с наркотрафиком в Латинской Америке и на демаркационной линии, которая разделяет Южную и Северную Кореи. Их тактико-технические характеристики  превосходят возможности всех уже задействованных французских авиаразведчиков и идеально подходят для условий зоны Сахеля. Предполагается, что каждый из аппаратов  должен эффективно прикрыть участок в радиусе 2200 км с моментальной передачей данных на пункт управления. Одновременно Пентагоном ведутся переговоры и с рядом частных фирм, которые могли бы в рамках предполагаемых контрактов использовать свои мощности и средства авиаразведки для помощи французскому контингенту.

Все это свидетельствует о том, что натовцы «втягиваются» в операцию на севере Мали согласно всем классическим законам Паркинсона. Вообще конфликт в Мали является практически калькой по своим внутренним законам развития аналогичных кризисов в Афганистане и Сомали.  И там, и там страны Запада делают основной упор на подготовку «национальных сил безопасности», которые должны взять ситуацию под собственный контроль при материально-технической поддержке альянса. В обоих случаях такая схема терпит фиаско, и выход из ситуации диктует необходимость ведения переговоров с противником. Это происходит сейчас в Афганистане, где с талибами сейчас консультируются не только американцы, но и режим Х.Карзая. То же самое по большому счету происходит и в Сомали. Вообще понимание процессов в Сомали более всего способно выбрать единственно верную схему развязывания кризиса и в Мали. Победа (очень относительная, судя по терактам в Могадишо и боях на  границе с Сомалилендом) над исламистами стала результатом не возросшей силы сомалийской армии и наращивания численности  кенийского и эфиопского контингентов миротворцев, а перспективы достижения некого консенсуса с местными племенными кланами. Пока только перспективы, поскольку требования широкой автономии со стороны тех же племен в Кисмайо пока упираются в нежелание центральных властей в Могадишо терять рычаги управления над «освобожденными районами». Но без этого любое достижение  некой стабильности призрачно, поскольку на иностранных штыках сидеть до бесконечности невозможно. Параллели с Афганистаном напрашиваются и в связи с конечными целями операции, которые ставят перед собой французы. Мы имеем в виду ликвидацию наиболее одиозных фигур среди полевых командиров джихадистов, о чем без устали говорят все зарубежные СМИ. Если в случае с Афганистаном это был Усама бен Ладен, то в случае с Сахелем – это некий Бельмохтар, который представляется чуть ли не неким новым Махди. Де с его ликвидацией все и успокоится. Вообще это классический прием западной пропаганды, рассчитанный на неискушенного обывателя. Обозначить некую «центровую фигуру» противника, раскрутить ее демонизм до карикатурных размеров, а затем долго праздновать ее ликвидацию как окончательную победу над противником. Заодно и оправдывая гигантские средства, которые при этом были потрачены на преодоление кризиса. При этом забывается, что  одной из основных его первопричин была «вдумчмвая» политика тего же Запада. В случае с Мали – это, безусловно, Ливия.

Та же самая история наблюдается и на севере Мали, где Бамако при посредничестве Парижа придется рано или поздно договариваться с туарегскими кланами. Причем с каждым отдельно. И выбор здесь отсутствует: либо официально «запускается» процесс «парада суверенитетов», либо война продолжается до бесконечности.

При этом естественно Париж, несмотря на все декларации президента  Ф.Олланда о «бескорыстности» и «общем долге перед человечеством», имеет в виду и собственные коммерческие интересы в данном регионе. Стратегия французов здесь проста – выжать максимум возможного из нынешнего кризиса, поскольку все президенты стран-членов  ЭКОВАС уже поняли всю свою беспомощность перед лицом надвигающейся децентрализации своих государств   и осознали, что без постоянной помощи Парижа эра их правлений очень быстро закончится.

В случае с Мали в планах Елисейского дворца на первом месте стоит проведение парламентских и президентских выборов, что должно международно закрепить существующий ныне в стране режим, и создать иллюзию некой стабильности. При этом французы настаивают на жестких сроках их проведения, что и демонстрируется ими в рамках всех проводимых консультаций. В частности, под жестким прессингом временный президент Д.Траоре уже дал обещание, что такие сроки будут определены Национальной ассамблеей в период между апрелем и июлем этого года. И это будет сделано наперекор интересам различных крыльев малийской политической элиты, включая и членов бывшей военной хунты.

Посетив Бамако 2 февраля с.г., французский президент очень жестко надавил на своих малийских партнеров, включая и ряд оппозиционных деятелей типа И.Кейта, Ж.Битара, И.Ндлайе, М.Толла и Х.Гвидо, фактически предъявив им ультиматум. Только один Кейта попытался возразить французскому лидеру, объявив ему о том, что Национальная ассамблея уже утеряла всякую легитимность и не может представлять интересы малийского народа. Представляется, что  это автоматически снимает его кандидатуру в качестве будущего законно избранного президента Мали. Даже несмотря на то, что он пытается сейчас собрать средства на свою предвыборную кампанию у зарубежных спонсоров. Но при всех вариантах полномочия нынешнего состава Национальной ассамблеи истекают 21 августа с.г, и до этого срока Париж намерен любой ценой продавить проведение всеобщих выборов. Перед новым парламентом и президентом (а им по всем прогнозам станет Д.Траоре) будет стоять задача запуска процесса национального диалога с туарегами, что будет восприниматься в штыки теми же малийскими военными. Но этот конфликт и неспособность малийской армии эффективно выполнять свои обязанности резко понижают степень ее влияния на процессы в этой африканской стране. Собственно и по этой причине Париж сейчас очень серьезно изучает вопрос создания в Мали своей постоянной военной базы.

Помимо этого французы расширяют и свое участие в решении вопросов безопасности в том же Бамако. Здесь ключевой фигурой является посол Франции в Мали  К.Ройе, который курирует программу антитеррористической помощи малийскому режиму. В частности, по выработке мер по минимизации ущерба от террористических актов смертников, которые в прошлом году были совершены в малийской столице. Его партнером с малийской стороны выступает  руководитель президентской администрации О.Су. При этом группа французских специалистов уже представила план первоочередных действий по борьбе с террористической деятельность, рост которой прогнозируется экспертами.

Одновременно французский посол является основным сдерживающим фактором для минимизации влияния негативной роли малийских военных, которые всячески противятся иностранной интервенции и возможным компромиссам с туарегскими группировками. В этой связи ему удалось фактически вывести из публичной активности руководителя бывшей военной хунты А.Саного, который уже довольно длительное время никак себя не проявляет и не участвует в политических процессах. За исключением лишь только визитов к раненым малийским военнослужащим в столичном госпитале.

Французские компании также не сбавляют своей  активности в Мали. Даже несмотря на официальные предупреждения министерства иностранных дел Франции, в конце января с.г. Бамако посетили  представители Thales и GDF-Suez, которые обсуждали перспективы своего бизнеса и, по данным ряда экспертов, добились на этом поприще неплохих результатов. То же самое справедливо и по отношению к частным охранным французским фирмам Эрис и EHCLLC, которые уже заключили контракты с малийским руководством. Собственно в этом нет ничего удивительного, поскольку по аналогии с тем же Ираком или Афганистаном, частные охранные фирмы будут только наращивать свое присутствие и постепенно «заменять» в этой роли французскую армию. Например, в том же Нигере, где все активы Тоталь в настоящее время охраняют французские военные.

Вообще надо отметить, что ситуация в Мали пока не сказывается на основной статье доходов страны — золотодобычи. Она продолжает динамично расти, и возросла на 15% в 2012 году по сравнению с 2011, несмотря на все политические катаклизмы. Хотя в стране ощущается кризис наличной валюты и топлива, что вынуждает  президента Траоре даже обратиться за  помощью к  руководству Экваториальной Гвинеи.

Но в любом случае Парижу необходимо в очень короткие сроки относительно стабилизировать ситуацию в северных районах Мали для того, чтобы провести всеобщие выборы. Промедление смерти подобно, поскольку кризис уже начинает затрагивать и южные районы Алжира, где недавно произошли столкновения между туарегами и арабскими племенами. Кстати, поводом для конфликта стали взаимные обвинения «в сдаче» французским войскам своих соплеменников.

Еще одна горячая тема – нарушение традиционных логистических коридоров между родственными туарегскими племенами в Алжире и Мали в силу создания алжирской армией «санитарных кордонов» на границе, что серьезно осложняет экономическую ситуацию и соответственно вызывает социальное напряжение.

Одновременно на юге Алжира растут и сепаратистские настроения  среди туарегской племенной верхушки. Она требует предоставления автономии, и даже пытается образовывать в этой связи некие подобия региональной администрации, что вызывает нервозность алжирского руководства, которое настаивает на быстрейшем окончании активной фазы военной операции в Мали, поскольку ее продолжение однозначно будет стимулировать эти негативные для Алжира тенденции. Это справедливо и в отношении других стран, в той или иной степени вовлеченных в конфликт и на территории которых проживают туареги.

55.8MB | MySQL:116 | 0,739sec