Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (18-24 марта 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Турции и Сирии. Сепаратистская Рабочая партия Курдистана (РПК) 23 марта официально объявила о прекращении огня на территории Турции. Премьер-министры Израиля и Турции Б. Нетаньяху и Р. Т. Эрдоган договорились о нормализации отношений между двумя государствами. Руководство Национальной коалиции  оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Сирии на заседании в Стамбуле 18 марта избрало главой «временного правительства» Гассана Хитто – гражданина США и курда по национальности, а 24 марта лидер НКОРС М. аль-Хатыб подал в отставку.

На прошедшей неделе президент США Б. Обама посетил Израиль, палестинские территории и Иорданию. На переговорах в Израиле главное внимание уделялось иранскому вопросу, палестино-израильскому урегулированию и ситуации в Сирии. Обама пообещал Израилю бесперебойно финансировать программы ПРО и продлить до 2027 г. действие договоренностей об оказании военной помощи еврейскому государству. Израильтяне также получили заверение, что США не откажутся от курса на сохранение «качественного военного превосходства Израиля с тем, чтобы он мог защищать себя сам от любой угрозы». Обама признал за Израилем право самостоятельно принимать решение о применении силы для нейтрализации иранской ядерной угрозы, но отметил, что время для дипломатического решения по Ирану еще есть. По палестинской проблеме Обама заявил, что расширение еврейских поселений не способствует ее решению. По мнению президента США, существование Израиль как демократического государства зависит от создания независимого и жизнеспособного палестинского государств, а долгосрочная безопасность для Израиля может быть достигнута только путем установления мира с его соседями. Со своей стороны премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил о приверженности урегулированию с палестинцами на основе принципа «два государства для двух народов» и вновь призвал их вернуться за стол переговоров. США и Израиль выступили за прекращение «бойни» в Сирии и заявили о необходимости не допустить попадания сирийского химоружия в руки террористов. Во время пребывания Б. Обамы в Израиле в его присутствии состоялся телефонный разговор Б. Нетаньяху с премьер-министром Турции Р. Т. Эрдоганом, в ходе которого Нетаньяху принес извинения турецкому народу в связи с инцидентом с т. н. «флотилией мира» в 2010 г., приведшим к гибели людей. Эрдоган принял израильские извинения. Два руководителя договорились о нормализации израильско-турецких отношений, включая возвращение послов и отмену судебных исков, поданных против военнослужащих ВС Израиля. Позже Нетаньяху заявил, что главным фактором, способствовавшим примирению с Турцией, стал кризис в Сирии, требующий поддержания сотрудничества с Анкарой.

По итогам переговоров с главой Палестины М. Аббасом президент США заявил, что продолжит усилия по достижению палестино-израильского примирения, «как бы трудно это ни было», и выступил с призывом о безотлагательном возобновлении мирных переговоров между сторонами, не дожидаясь предварительного разрешения всех спорных вопросов. В то же время Аббас в очередной раз подтвердил палестинскую позицию, что «возобновление переговоров невозможно без замораживания поселенчества на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме». После визита Обамы США разблокировали помощь палестинской администрации на сумму почти в 500 млн долларов.

В Иордании Б. Обама обсудил с королем Абдаллой II палестино-израильский мирный процесс и ситуацию в Сирии, пообещав, в случае одобрения Конгрессом, выделить 200 млн долларов на помощь 450 тыс. сирийских беженцев, находящихся на иорданской территории.

21 марта лидер сепаратистской Рабочей партии Курдистана А. Оджалан, отбывающий пожизненное заключение в турецкой тюрьме, призвал своих бойцов к перемирию с силами безопасности Турции. Его обращение было зачитано перед сотнями тысяч людей, собравшихся отметить праздник нового года Новруз в городе Диярбакыр на юго-востоке Турции. Оджалан заявил, что «конфликты должны решаться не при помощи оружия, а в политической борьбе» и призвал к выводу курдских боевиков с турецкой территории. При этом лидер сепаратистов подчеркнул, что «курдская революция не закончена, а вступила в новый этап». 23 марта второе лицо в РПК М. Карайылан официально объявил о прекращении огня сепаратистами. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган назвал это заявление «позитивным шагом», подчеркнув, что ждет от РПК дальнейших действий, а именно разоружения боевиков и их ухода с турецкой территории. При этом ВС Турции прекратят вести боевые действия против сепаратистов лишь после того, как они сложат оружие.

Напряженная военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. В большинстве провинций страны продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Б. Асада. На минувшей неделе наиболее ожесточенные бои происходили в провинции Хомс в районах, прилегающих к границе с Ливаном, а также в провинции Дамаск. Сообщается, что 18 марта ВВС САР нанесли удары по местам нахождения сирийских мятежников в Ливане. Территория этой страны неоднократно подвергалась обстрелам из Сирии. 19 марта власти САР сообщили о первом случае применения мятежниками химического оружия недалеко от Алеппо. Оппозиция, в свою очередь, обвинила в этом власти. По просьбе правительства Сирии ООН проведет расследование этого инцидента. В результате теракта, совершенного 21 марта в мечети в центре Дамаска, погибли 42 и получили ранения более 80 человек. Среди погибших — М. аль-Бути — известный в Сирии суннитский богослов и сторонник Асада. Поддержка М. аль-Бути была очень важной для правящего режима.

Войска НАТО готовы в случае необходимости провести военную операцию в Сирии по ливийскому образцу, заявил 19 марта командующий Объединенными ВС НАТО в Европе адмирал Дж. Ставридис, подчеркнув, что для начала операции в Сирии альянс должен получить «зеленый свет» со стороны международных организаций — как региональных, так и международных, например, Совбеза ООН, а также согласие всех 28 стран-членов альянса. Вместе с тем, по словам официального представителя штаба НАТО, альянс не собирается осуществлять военное вторжение в Сирию.

19 марта на заседании руководства НКОРС главой «временного правительства», которое будет управлять «освобожденными районами» Сирии, избран Г. Хитто. После своего избрания он заявил, что оппозиция отвергает любой диалог с режимом Асада, и пообещал установить «законность и порядок» в контролируемых повстанцами районах страны. Позднее Хитто утверждал, что, несмотря на уменьшающиеся надежды на диалог с режимом, временное правительство не против такого диалога. О своей готовности поддержать Г. Хитто заявил начальник штаба Сирийской свободной армии (ССА) С. Идрис, который рассчитывает на то, что создание правительства будет способствовать поставкам вооружений отрядам оппозиции. В то же время ряд командиров ССА на местах неодобрительно отнеслись к назначению Хитто, а 12 членов НКОРС объявили о приостановке своего участия в коалиции. Есть все основания полагать, что формирование «переходного правительства» приведет углублению кризиса в Сирии. Глава НКОРС М. аль-Хатыб заявил 24 марта о своей отставке по причине того, что он «не может реализовать весь свой потенциал в рамках нынешних должностных полномочий».

Король Иордании Абдалла II предупредил, что происходящее в Сирии будет иметь негативные последствия для региона, в частности, может привести к «возникновению джихадистского государства» на «руинах» сирийского государства. Король также очень сомневается в том, что Асаду удастся подавить мятеж. Президент США Б. Обама выразил обеспокоенность тем, что на фоне гражданской войны и образовавшегося вакуума власти, Сирия становится «анклавом для экстремистов».

24 марта на совещании в Дохе министры иностранных дел арабских стран поддержали предложение Катара о предоставлении сирийской оппозиции места официального Дамаска в ЛАГ. Против этого решения проголосовали Алжир и Ирак. Ливан воздержался.

Конфликт в Сирии во все большей степени распространяется на соседний Ливан. На минувшей неделе на севере страны в Триполи вновь вспыхнули вооруженные столкновения между местными алавитами (сторонниками президента САР Б. Асада) и суннитами. Причем на стороне суннитов воевали боевики ССА. Разногласия в правительстве и последние события в Триполи привели к отставке правительства Н. Микати, что еще больше углубило политический кризис в Ливане.

По оценкам европейских экспертов, последние события, связанные с кипрским финансовым кризисом, не оставили возможности «оптимального решения» для оказания поддержки этой стране. 23 марта парламент Кипра предоставил правительству право ограничить свободное движение капиталов в стране. Таким образом, власти могут, полностью или частично, запретить вкладчикам изымать свои сбережения из банков. Оговаривается, что речь идет о полномочиях, действующих на время экстренных ситуаций. Данная мера направлена на защиту Кипра от массового бегства капиталов. Депутаты также проголосовали за создание Инвестиционного фонда солидарности, предназначенного для аккумулирования государственных и церковных активов, пенсионных и социальных фондов, добровольных пожертвований граждан и компаний, включая иностранные. Принят закон об оздоровлении банковской системы Кипра. Он наделяет правительство правом реструктурировать проблемные банки. Власти Кипра договорились с Евросоюзом и МВФ о введении налога в 20% на вклады свыше 100 тыс. евро в Банке Кипра и налога в 4% в других кредитных учреждениях республики.

Сложная ситуация сохраняется в Египте. В стране не прекращаются столкновения между противниками и сторонниками власти исламистов во главе с президентом АРЕ М. Мурси. Так, 22 марта в Каире сторонники молодежных организаций напали на головной офис «Братьев-мусульман». В ходе столкновений погиб один человек, свыше 200 получили ранения. Столкновения между противоборствующими сторонами происходили в Александрии, Танте, Эль-Мансуре и в ряде других мест. По данным «Братьев-мусульман», за последнее время нападениям подверглись примерно 30 офисов исламистов. Тем временем министерство страхования и по социальным вопросам Египта официально оформило регистрацию «Ассоциации Братьев-мусульман», которую она до настоящего времени не имела в стране. «Братья-мусульмане» получили статус неправительственной организации. 22 марта Мурси посетил главное командование ВС АРЕ. Выступая перед офицерами, он дал высокую оценку роли армии в «защите египетской революции».

18 марта в столице Йемена Сане открылась конференция по национальному примирению. В ее работе участвуют 565 человек, представляющих основные политические партии и силы страны. В повестке дня форума вопросы государственного устройства Йемена, реформа армии и сил безопасности, проблемы хозяйственного развития страны. Главная цель конференции — выработка новой конституции и подготовка к выборам, намеченным на февраль 2014 г. Организации южан, выступающие за восстановление независимости региона, в работе форума не участвуют.

Новый кабинет министров Израиля приведен к присяге 18 марта. Его глава Б. Нетаньяху заявил, что главным приоритетом правительства будет «обеспечение безопасности страны и ее граждан». От нового кабинета ждут крупных внутриполитических и социальных реформ при сохранении «ястребиных» подходов к зашедшим в тупик переговорам с палестинцами.

21 марта верховный лидер Ирана А. Хаменеи сообщил, что Тегеран больше не отказывается от идеи проведения прямых переговоров с Вашингтоном, однако не уверен в продуктивности такого диалога. Хаменеи также заявил, что Иран готов «сравнять с землей» Тель-Авив и Хайфу в случае израильского нападения на Исламскую республику.

Серия терактов была совершена 19 марта в Ираке, главным образом в Багдаде. Погибли 56 и получили ранения свыше 200 человек. Теракты были приурочены к 10-й годовщине американо-британского вторжения в страну.

Приложение

 

 

О египетско-суданских отношениях

 

 

Для Египта традиционно большое значение имеют его отношения с южным арабским соседом Суданом, имеющие давнюю и сложную историю, в которой периоды подъемов чередуются со спадами, обострениями, а порой и враждебностью. Все египетские правители, вне зависимости от их политических взглядов, стремились, как минимум, всемерно укрепить позиции Каира в Судане, а по возможности добиться максимальной интеграции двух стран, не исключая их объединения в одно государство. Суданцы же с настороженностью относились к этим замыслам «старшего северного брата» и всячески отстаивали свои интересы и самостоятельность. При всем этом как в Каире, так и в Хартуме всегда отчетливо понимали и видели тесную взаимозависимость двух стран, наличие у них большого числа общих, хотя зачастую и трудноразрешимых проблем, и интересов.

По оценкам египетских экспертов, Судан относится к числу наиболее важных зон стратегических, внешнеполитических и экономических интересов АРЕ. В Каире вполне обоснованно полагают, что положение дел в Судане оказывает непосредственное влияние на состояние национальной безопасности Египта.

В Каире считают, что держава, контролирующая течение Нила в Судане, неизбежно будет доминировать над Египтом. Именно поэтому ключевой в египетско-суданских отношениях является проблема распределения вод этой реки. В настоящее время основную долю нильской воды потребляют АРЕ и Судан. Причем наиболее уязвимым в плане обеспечения пресной водой остается Египет, где 98% населения проживает в долине Нила и прилегающих к ней районах, а на реку приходится 85% потребляемой в стране пресной воды. Ситуация осложняется тем, что потребность АРЕ в пресной воде постоянно увеличивается в связи с ростом населения, а до недавнего времени и с поступательным развитием египетской экономики.

На сегодняшний день сложившаяся практика и правовая база в отношении водозабора полностью защищают монополию Египта и, частично, Судана на использование нильских вод. По действующему соглашению 1959 г. АРЕ имеет право ежегодно использовать 55,5 млрд кубометров воды, а Судан – 18,5 млрд. Пока что стороны придерживаются линии на согласование планов строительства крупных гидросооружений на основе существующих квот. Тем не менее, в перспективе потребности развития суданской экономики и рост населения неизбежно поставят вопрос об увеличении забора нильской воды, что может привести к серьезным осложнениям в отношениях с Египтом.

В Хартуме понимают исключительную важность и болезненную чувствительность египтян к нильской теме, особенно когда речь заходит об изменении сложившегося статус-кво. Именно поэтому суданцы делают акцент на общности стратегических интересов двух государств, пытаются, как могут, разыгрывать «нильскую карту», но пока без особого успеха.

Египет стремится обезопасить себя от неожиданных шагов со стороны официального Хартума по поводу пересмотра квот стока реки Нил и продолжает внимательно следить за водной ситуацией в Судане. Учитывая ее стратегическую важность для АРЕ, не вызывает сомнения то, что египтяне добровольно никогда не согласятся пересмотреть свою долю в чью-либо пользу. Напротив, любя попытка, и это понимают в Хартуме, нарушить в одностороннем порядке действующее соглашение будет незамедлительно пресечена Каиром, причем самым решительным образом.

Во многом именно из-за проблем распределения вод Нила в Каире всячески поддерживали идею сохранения единства Судана, но, поняв, что процесс разделения южного соседа принял необратимый характер, стали активно налаживать политические отношения с южаносуданцами, осуществлять в Южном Судане экономические, инфраструктурные и гуманитарные проекты. И хотя экономическое состояние Южного Судана не дает веских оснований утверждать, что молодому государству в ближайшие годы потребуется дополнительное количество нильской воды, в Египте опасаются, что Джуба в перспективе может создать дополнительные проблемы в вопросе о квотах на нильскую воду.

Египетско-суданские отношения нельзя сводить только к проблемам Нила. Здесь имеется и много других, не менее сложных и нерешенных по сей день вопросов. Так, все еще далек от урегулирования спор о принадлежности «треугольника» Халаиб – пограничной территории на восточном участке египетско-суданской границы (площадь около 18 тыс. кв. км, население свыше 20 тыс. человек). В последний раз эта проблема обострилась в середине 1990-х гг., когда дело дошло до вооруженных столкновений на границе. Однако стороны не пошли по пути дальнейшей эскалации конфликта и обстановка в пограничном районе постепенно нормализовалась. В 2000 г. Судан вывел свои силы из Халаиба, де-факто предоставив Египту единолично контролировать эту территорию. Сегодня здесь «всецело действует египетская власть: и военная и гражданская. Все жители спорной территории имеют египетские документы, пользуются всей полнотой гражданских прав». Тем не менее, в Хартуме, в том числе на высоком уровне периодически продолжают звучать высказывания о том, что «треугольник» является неотъемлемой частью территории Судана. Продолжается обсуждение халаибской проблемы двумя странами и на официальном уровне. Следует отметить особое значение эмоциональной составляющей конфликта: «отказаться от претензий на Халаиб для каждой из сторон означает перенести национальное унижение», особенно сейчас, когда как у Египта, так и у Судана «чувство национальной гордости обостренно до предела».

Руководство АРЕ отдает отчет в том, что сохранение в течение длительного времени внутриполитической напряженности в Судане может негативным образом сказаться на обстановке в самом Египте (беженцы, действия террористов и т. п.). Исходя из этого, Каир деятельно участвует в урегулировании внутрисуданских конфликтов. В последние годы приоритет здесь отдается усилиям по разрешению конфликта в западносуданском регионе Дарфур. Египет не поддерживает введение различного рода международных санкций в отношении Судана, считая, что они не помогут решению вопроса, а лишь усложнят обстановку в Дарфуре. Каир направил в Дарфур свои воинские и полицейские подразделения, которые действуют в составе миротворческого контингента ООН/Африканского союза.

Руководство Египта приветствовало положительные результаты, достигнутые в последнее время на переговорах между Суданом и Южным Суданом по урегулированию ряда спорных проблем, в том числе подписание Хартумом и Джубой соглашений по мерам безопасности в пограничных районах.

Египетско-суданские отношения не претерпели существенных изменений после смены власти в Каире и прихода к руководству Египтом «Братьев-мусульман». Суданское руководство в целом спокойно отнеслось к политическим переменам в АРЕ. В сентябре 2012 г. президент Судана О. аль-Башир посетил с визитом Египет и провел переговоры с новым главой египетского государства М. Мурси. Встреча двух лидеров подтвердила преемственность политики Каира в отношении Хартума.

Судан и Египет возобновили обсуждение ряда проектов экономического и гуманитарного сотрудничества. Так, речь идет о давних планах создания зон свободной торговли в приграничных районах; строительстве дорог, которые бы соединили два государства; реализации ранее подписанных соглашений о четырех свободах (передвижения и проживания, занятости и собственности) в отношении граждан двух стран, но затрагивающих в первую очередь интересы примерно миллиона суданцев, живущих в Египте. Вместе с тем, начало реализации этих проектов тормозится суданским правительством. В Хартуме считают, что предварительно следует уладить спорные пограничные вопросы, прежде всего, о принадлежности «треугольника Халаиб».

Позиции Египта и Судана по ряду региональных проблем близки или совпадают. Так, две страны в 2011 г. выступали на стороне противников режима М. Каддафи в Ливии. Каир и Хартум поддержали санкции против режима Б. Асада в Сирии, но выступают против иностранного военного вмешательства в сирийский конфликт.

Отметим, что на протяжении длительного времени двусторонние связи по военной и военно-технической линии практически не поддерживаются, хотя в 1970-х – 1980-х гг. Египет оказывал Судану помощь поставками вооружения, а также в деле подготовки национальных военных кадров.

В целом будущее египетско-суданских отношений в значительной степени зависит от развития внутриполитической ситуации в обоих государствах, которая в настоящее является неустойчивой как в Египте, так и в Судане. Также отметим, что сохранение неурегулированных территориально-пограничных проблем периодически будет обострять отношения между Каиром и Хартумом. В более отдаленной перспективе возможно возникновение конфликта и по вопросу распределения вод Нила, что может привести к серьезной и масштабной конфронтации между двумя странами.

52.28MB | MySQL:103 | 0,519sec