17 февраля исполнилось два года со дня начала ливийской «революции», свергнувшей режим Каддафи. Эта дата отмечалась в стране на фоне острой критики действующих ливийских властей — правительства и парламента, оказавшихся неспособными осуществить ожидавшиеся населением реформы, а также призывов ко «второй революции».
Заранее противники существующего режима призвали провести 15 февраля манифестацию с самыми пестрыми лозунгами, и в частности, за наказание чиновников прежнего режима, за роспуск всех формирований бывших «повстанцев», за свержение нового режима. Незадолго до этой даты в Триполи начали циркулировать листовки, призывавшие к «народному восстанию», «гражданскому неповиновению», «свержению режима». Населению в преддверии возможного паралича страны после 15 февраля предлагалось запастись запасами продовольствия и бензина.
Среди инициаторов проведения акции 15 февраля были отмечены как сторонники федерализма с востока Ливии, так и различные общественные организации, представляющие ливийское гражданское общество. Они мотивировали свои действия быстрым ростом проблем, которые новые власти просто не в состоянии решить. Среди них — галопирующая инфляция, рост стоимости жизни и безработицы среди молодежи, неспособность достичь национального примирения. Они же заявили, что манифестации 15 февраля должны носить исключительно мирный характер.
Чтобы не допустить повторения событий, происшедших в соседнем Египте в связи со второй годовщиной египетской «революции», ливийские власти заранее разработали план обеспечения безопасности на «критический» период с 15 по 17 февраля. В частности, на это время они закрыли границы с Тунисом и Египтом. Были также закрыты все аэропорты для выполнения международных рейсов, за исключением Триполи и Бенгази. Силы безопасности и армия были переведены на казарменное положение. С декабря 2012 г. были закрыты границы Ливии с Алжиром, Нигером, Чадом и Суданом, а южные районы Ливии объявлены «закрытой военной зоной».
Власти наряду с исламистами обвинили сторонников прежнего режима в том, что именно они якобы стояли за призывами к ливийцам выйти на манифестации начиная с 15 февраля. Власти и бригады бывших «повстанцев» пригрозили применить силу «против всех, кто попытается помешать празднику». Да и сами организаторы манифестаций, и в частности, федералисты, осознавшие, к чему могут привести манифестации, поспешили объявить, что переносят назначенные ими акции.
17 февраля в ходе торжеств по случаю второй годовщины начала восстания ливийские власти пообещали ускорить реформы, и в частности, подготовку конституции, а также решить проблемы безопасности.
6 февраля депутаты Всеобщего национального конгресса /ВНК/ проголосовали за то, чтобы члены Учредительной комиссии по подготовке текста новой конституции были избраны прямым голосованием. За это решение проголосовали 87 из 97 депутатов, присутствовавших на заседании ВНК. В ближайшее время ВНК сформирует комиссию, которой будет поручено сформировать новую Избирательную комиссию. Последняя будет следить за организацией и проведением выборов в Учредительную комиссию.
Предполагается, что Учредительная комиссия будет состоять из 60 человек, по 20 от Киренаики, Феззана и Триполитании.
Решение ВНК было поддержано исламистами из Партии справедливости и созидания /ПСС/, сформированной ливийскими «Братьями-мусульманами». Как заявил глава ПСС Мохаммед Саван, «выборы состава Учредительной комиссии принесут стабильность стране, поскольку в ней будет достигнут консенсус между ее различными регионами». До этого исламисты выступали за назначение членов Учредительной комиссии.
6 февраля правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» подвергла критике ливийские власти за задержку с проведением реформ в стране. Она призвала их как можно скорее взять под свою опеку тысячи заключенных, удерживаемых различными формированиями бывших «повстанцев». По данным правозащитников, сами ливийские власти признают наличие в стране порядка 8 тысяч заключенных, из которых только 5,6 тысяч находятся в местах, в той или иной степени контролируемых властями. «Оставшиеся несколько тысяч заключенных незаконно удерживаются различными милицейскими формированиями», констатировалось в ежегодном докладе правозащитной организации по Ливии.
Тему нарушений прав человека в Ливии развила 26 февраля комиссия по правам человека ВНК, согласно которой в стране продолжаются похищения людей, убийства, «систематическое» использование пыток, творимых остающимися вне контроля властей бригадами бывших «повстанцев». По оценке членов комиссии, из-за произвола «повстанцев» Ливия вернулась туда, откуда два года назад попыталась вырваться – к «диктатуре и несправедливости». Они потребовали от властей провести расследования по всем случаям нарушений прав человека и наказать виновных.
6 февраля в Триполи побывал с визитом министр обороны Италии Джиампаоло Ди Паола. По этому случаю итальянцы передали ливийским военным 20 бронемашин итальянского производства. Этот дар можно рассматривать как намек – берите сначала даром, а потом закупайте. Церемония передачи бронемашин состоялась на военно-морской базе в Триполи в присутствии министров оборон двух стран. Выступивший в ходе церемонии министр обороны Италии заявил о намерении его страны оказать помощь Ливии в военном строительстве, и в частности, в подготовке кадров и поставками военной техники.
День 6 февраля оказался богатым и на события другого рода. Так, Верховный суд Ливии отменил ограничения на многоженство, введенные при М.Каддафи. В частности, при прежнем режиме желающий обрести вторую жену должен был получить согласие на это первой жены, а также доказать в суде свои финансовые возможности по содержанию второй жены.
7 февраля базирующийся в Гааге Международный уголовный суд /МУС/ предписал Ливии «немедленно» передать ему бывшего главу ливийских спецслужб Абдаллу ас-Сенусси, подозреваемого в преступлениях против человечности, совершенных в ходе восстания, приведшего к падению режима М.Каддафи. С ходатайством о передаче А.ас-Сенусси в распоряжение МУС выступили его адвокаты, назначенные судом. Таким образом наметилось еще одно направление противостояния между МУС и Триполи. Первый также добивается от Триполи выдачи ему сына М.Каддафи – Сейф аль-Ислама. Адвокаты этих двух людей утверждают, что Ливия не сможет обеспечить адекватность судебного процесса над ними.
11 февраля адвокаты А.ас-Сенусси призвали Францию убедить ливийские власти передать их подопечного в ведение МУС. Они предложили также Парижу сообщить, участвовали ли французские следователи в допросах А.ас-Сенусси в период с марта по сентябрь 2012 г., когда он находился в заключении в Мавритании. Еще один вопрос, интересовавший адвокатов – заплатила ли что-либо Ливия Мавритании за выдачу А.ас-Сенусси. По их данным, сумма «выкупа» якобы составила 200 млн долларов.
Адвокаты этих двух узников имеют все основания для беспокойства. Как заявил 27 февраля их коллега, защищающий бывшего премьер-министра Ливии Багдади аль-Махмуди /последнего в июне прошлого года выдал Ливии Тунис/, его подопечный находится в критическом состоянии после пыток, которым он был подвергнут. Немедленно последовавшее опровержение ливийских властей вряд ли кого-то убедило.
12 февраля в ходе прошедшей в Париже международной конференции по оказанию помощи Ливии ливийское правительство обратилось к мировому сообществу с просьбой оказать ему «техническую поддержку» в вопросах безопасности, и в частности, в охране ее границ протяженностью 6 тысяч км. «Мы хотели бы, чтобы мировое сообщество помогло нам в подготовке полицейских и военных. Мы также нуждаемся в современных технологиях охраны границ», — сказал глава МИД Ливии Мохаммед Абдельазиз. При этом он подчеркнул, что Триполи выступает против присутствия иностранных войск на ливийской территории.
Одно из принятых в Париже решений касается развертывания в июне с.г. в Ливии европейской группы инструкторов численностью до 70 человек, которые окажут помощь в подготовке ливийских пограничников. Со своей стороны Франция предложила Ливии свою помощь в воссоздании ВМС, ВВС и сухопутных войск, а также в подготовке нескольких тысяч полицейских и офицеров.
19 февраля разразился первый правительственный кризис, когда ПСС заявила о возможности отзыва своих министров из кабинета министров в знак протеста против «доминирования» в нем либералов, «пытающихся захватить всю власть». В правительстве исламисты из ПСС имеют 5 из 33-х портфелей.
По итогам парламентских выборов, прошедших в июле, из 80 мест, разыгрывавшихся между политическими партиями, исламисты получили 17. Первыми были тогда либералы из Альянса национальных сил /АНС/, получившие 39 мест. Однако немало исламистов оказалось среди 120 «независимых» депутатов, что позволило в итоге сформировать исламистскую фракцию «Верность крови мучеников», в составе которой 60 депутатов.
27 февраля Ливия заявила, что намерена просить Совет Безопасности ООН отменить эмбарго на поставки ей оружия. Как представляется, Совету Безопасности вряд ли стоит торопиться с принятием соответствующего решения, поскольку в условиях отсутствия сильной власти это оружие сначала может оказаться в руках у бригад бывших «повстанцев», а затем – расползтись по региону.