Египет-Ливия: проблема экстрадиции А.Каддафадама

Каир и Триполи продолжают подковерные дипломатические баталии в отношении судьбы двоюродного брата бывшего ливийского лидера М.Каддафи А.Каддафадама. Если требования ливийской стороны об экстрадиции бывшего посла Ливийской Джамахирии Али Марии и финансиста Ибрагима Мансура были выполнены египетскими властями без особых судебных препон, то судьба А.Каддафадама продолжает оставаться неясной. И дело здесь не только в его египетских корнях (мать родственника Каддафи была гражданской АРЕ). Речь идет об очень солидных финансовых средствах, которыми распоряжался А.Каддафадам, который был специальным представителем Каддафи в Египте.

Каир в настоящее время пытается как можно больше получить от Триполи информации о финансовых счетах и вкладах А.Каддафадама в стране. И, похоже, без этого процесс его экстрадиции может затянуться на месяцы. Египтяне в обмен на выдачу А.Каддафадама требуют предоставить им полный перечень счетов и объектов недвижимости, которые тот контролировал. Триполи, похоже, имеет очень фрагментарный список на эту тему или же не торопится им делиться с египетскими властями. По оценке ряда экспертов, первое в данном случае звучит убедительнее. Новые ливийские власти действительно с трудом понимают сейчас, «где и что» лежало в запасе у М.Каддафи за границей.

В случае с А.Каддафадамом, Триполи пока сумело предоставить не очень убедительные документы в отношении египетской  фирмы «Investments and Agricultural Equipment», которая, по версии ливийских властей, занималась мошенническими операциями по торговле нефтепродуктами, получив в результате 150 млн долларов США. Ливийская сторона также настаивает на том, что А.Каддафадам владел через подставных лиц еще одной, гораздо более крупной финансовой компанией « Arab Investment Company for Development & Tourism» (AICDT), которой принадлежит среди прочего и ряд крупных отелей в Египте, включая каирский «Шератон». По оценке Триполи, указанные компании были зарегистрированы на подставных лиц, в реальности ими управлял А.Каддафадам, а значит – в случае его экстрадиции эти активы должны быть переоформлены в пользу новых ливийских властей. Естественно, что такое требование не находит «должного» понимания у Каира. Более того, стремясь получить «полный список», египтяне тем самым пытаются выяснить, что в реальности известно Триполи о «египетских авуарах» Каддафи. Одновременно они стараются выжать из  ситуации с арестом А.Каддафадама максимум полезного для себя, поскольку в ряде случаев и сами точно не знают реального положения вещей в этой области.

Триполи в данном случае решает принципиальную и важную для себя задачу возвращения «собственности диктатора» за рубежом и в связи с этим испытывает крайний дефицит информации. Новые ливийские власти более  или менее разобрались в собственниках и активах таких крупных объектов как Libyan Central Bank,  Libyan Investment Authority (LIA) и специализирующегося на африканских проектах  Libyan African Portfolio (LAP), но мало что знают об истинных владельцах и механизмах функционирования таких фирм  как Al Mostaqbal Publishing and InformationAl Watan Al Khalid (издательская деятельность), Al Sharara (торговля нефтью), Air One Nine (логистика и авиация), и многих других.

Собственно для того, чтобы все досконально прояснить, и самое главное – получить необходимые документы для переоформления всех этих активов в свою собственность, им и нужен А.Каддафадам и другие функционеры бывшего режима. Например такие, как еще две ключевые фигуры в структуре прежнего режима Башир Салех и Муса Куса, которые также сейчас находятся в эмиграции. Кстати, А.Каддафадам через своих адвокатов уже предложил Триполи «мировую», пообещав поделиться информацией, взамен на полное снятие с него всех обвинений и отказа от экстрадиции. Но в этом случае существует реальная возможность того, что родственник Каддафи поделится далеко не всем, а  ливийским властям хочется всего и сразу.

И в рамках убеждения египетских властей экстрадировать А.Каддафадама Триполи использует различные методы. 31 марта с.г. Каир посетил вице-президент Всеобщего национального конгресса (ВНК), ставленник мисуратовских «Братьев-мусульман» Дж. Аттига. Он предложил в обмен на экстрадицию А.Каддафадама облегченный режим для пребывания египетских рабочих в Ливии, предоставление льготных кредитов, и  снижение цен на поставляемую нефть. Одновременно усилился и жесткий прессинг: министр внутренних дел Ливии А.Шувейл пригрозил закрыть границу с Египтом, Центральный банк Ливии под нажимом ВНК «временно заморозил» процедуру размещения на депозитах египетского Центрального банка 2 млрд долларов США для поддержки курса египетского фунта. Тема для нынешнего руководства АРЕ, пожалуй, на сегодняшний день одна из основных. Напомним, что примерно такой суммы не хватает Египту для того, чтобы минимизировать последствия экономического кризиса. Кроме того, в Каир на постоянной основе был срочно направлен новый представитель Триполи сын нынешнего главы ВНС М.Магарифа Мохаммед Ф. Джебриль, что, безусловно, в разы поднимает его статус. Все это свидетельствует об очень серьезной цене вопроса экстрадиции А.Каддафадама для ливийских властей. Помимо чистых денежных вопросов, ими учитывается и вопрос политический. В частности, на какие цели пойдут эти деньги в самом ближайшем будущем, если они останутся под контролем бывших приближенных М.Каддафи. С другой стороны – в случае контроля над этими заграничными структурами Триполи в лице, прежде всего, исламистов получает в свое распоряжение уже отлаженный бывшим ливийским лидером инструмент для осуществления операций влияния за рубежом.

Для Каира в данном случае возникает очень серьезная проблема. Новому египетскому руководству сейчас как воздух необходима финансовая и экономическая помощь. Особенно в условиях тупика в переговорах о предоставлении кредита со стороны МВФ. С другой стороны, Каир понимает, что с выдачей А.Каддафадама он теряет не только свой механизм влияния на ситуацию в Ливии (напомним, что родственник Каддафи занимался все это время созданием т.н. «третьей политической силы» среди ливийской эмиграции), но и доступ к финансовым активам, которые, судя по всему, сопоставимы по объему со всеми обещаниями финансовой помощи от МВФ. Но в случае отказа резко осложняются отношения с Ливией, что для Каира также несет массу политических и экономических рисков. И это вызывает раскол уже среди руководства самих египетских  «Братьев-мусульман».

Кроме того, А.Каддафадам имеет египетское гражданство, что автоматически исключает его экстрадицию. А в самом Триполи его сторонники из племени Улед Али уже осаждают генеральную прокуратуру, требуя отмены требования о его выдаче. Но это пока битвы локального характера. Каир сейчас лихорадочно пытается понять, какой следующий шаг принесет ему больше дивидендов, и в этой связи затягивает время.

52.19MB | MySQL:103 | 0,544sec