Ситуация в Ливии: март 2013 г.

Март начался с того, что Миссия ООН в Ливии выступила в несвойственной ей роли адвоката действующих властей, заявив, что находящийся в заключении бывший премьер-министр Багдади аль-Махмуди, как «представляется», не подвергался пыткам. Такое глубокомысленное заключение было сделано по итогам встречи сотрудников Миссии с бывшим премьером и его соответствующих заявлений, хотя очевидно, что Б.аль-Махмуди, прекрасно осознавая, в чьих руках он находится, не мог сказать ничего иного из чувства собственного самосохранения.

5 марта разрешился продолжавшийся почти месяц кризис, связанный с захватом так называемыми ранеными революции — главным образом лицами, потерявшими конечности в ходе боевых действий — здания Всеобщего национального конгресса /ВНК/. Своей акцией они требовали, в частности, предоставления им пожизненных пенсий. Инвалиды были вооружены, и когда 3 марта сотрудники силовых структур попытались освободить здание, они получили жесткий отпор, в результате которого четверо военнослужащих Президентской гвардии получили ранения. Власти не пошли на реальное применение силы, опасаясь большого числа жертв. В итоге премьер-министр Али Зейдан объявил об удовлетворении значительной части требований инвалидов войны. Каждому из них обещана ежемесячная пенсия в 3,6 тысяч ливийских фунтов, жилье и автомашина.

Все это время депутаты ВНК  заседали в расположенном неподалеку отеле. Поскольку даже после того, как инвалиды покинули здание ВНК, депутаты не смогли начать работать в нем, именно в этом отеле они были блокированы 5 марта сотнями тех ливийцев, которые требовали немедленного принятия закона, запрещающего занимать высокие государственные должности тем, кто являлся чиновниками при  прежнем режиме. У этого закона немало противников. В случае его принятия, в частности, могут лишиться своих постов свыше 30 депутатов ВНК, а также премьер-министр А.Зейдан и спикер парламента Мухаммед аль-Магариф, бывшие одно время при прежнем режиме карьерными дипломатами. 6 марта машину последнего даже обстреляли, когда он попытался отъехать от осажденного протестующими здания. В результате обстрела спикер не пострадал.

14 марта Совет Безопасности ООН выразил обеспокоенность в связи с потоком оружия, хлынувшего из Ливии в соседние страны. Предметом еще одной обеспокоенности СБ ООН стало нахождение в заключении в Ливии тысяч узников, удерживаемых бывшими «повстанцами» в тайных местах заключения. В принятой единогласно резолюции 15 членов СБ ООН заявили о своей «озабоченности незаконным распространением из Ливии оружия в регионе», и в частности, тяжелых вооружений и переносных зенитных ракетных комплексов /ПЗРК/. В резолюции указывалось, что этот поток оружия влечет за собой  «негативные последствия для мира,  региональной и международной безопасности». Одновременно СБ ООН продлил на год мандат своей миссии в Ливии.

Несмотря на достаточно критический в отношении Ливии настрой резолюции, этим же документом было смягчено действующее эмбарго на поставки оружия в эту страну с тем, чтобы Триполи мог приобретать «нелетальное военное снаряжение», такое как бронежилеты и бронемашины.

Что касается тайных узников, удерживаемых «повстанцами», то СБ ООН потребовал от Ливии сделать «все возможное, чтобы над этими заключенными был установлен государственный контроль». Он также потребовал «немедленного освобождения всех иностранных граждан, незаконно удерживаемых в Ливии».

В марте сложно  развивались отношения ливийских властей и проживающих в стране коптов. Последние опасаются враждебных действий по отношению к ним как со стороны властей, так и бригад бывших «повстанцев», руководствующихся исламистской идеологией. 1 марта по обвинениям в христианском прозелитизме и незаконном проникновении в Ливию в Бенгази были арестованы 48 коптов. Десять дней спустя после того, как стало известно о гибели под пытками одного из них, власти были вынуждены освободить большинство из них. Масла в огонь подлило вооруженное нападение группы неизвестных лиц на коптскую церковь в Бенгази, которые избили двух священников. Позднее эта церковь была подожжена.

Враждебные действия против коптов в Ливии вызвали гнев их единоверцев в Египте. 16 марта посольство Ливии в Каире объявило о приостановке своей работы в связи с массовыми манифестациями коптов перед зданием диппредставительства, проводившимися в знак протеста против смерти в Ливии под пытками одного из их единоверцев.

В первой декаде марта почти на неделю перестал функционировать газопровод «Зеленый поток», по которому ливийский природный газ поступает в Италию. Решение о приостановке подачи газа было принято после того, как в районе на западе Ливии, где находится предприятие по подготовке газа к транспортировке, начались бои между двумя бригадами «повстанцев» /одна из них — Зинтанская/, которые не поделили право контроля за этим очень доходным предприятием.

В марте в Ливии продолжилась практика блокирования предприятий нефте- газодобывающей отрасли различного рода протестующими. 17 марта министр нефти Абдельбари аль-Аруси соообщил, что участники акций социальных протестов блокировали объекты нефтедобывающей инфраструктуры на востоке и юге страны. В частности, водители автоцистерн заблокировали своими машинами въезд в порт Рас-Мунгар в Бенгази,  через который осуществляется снабжение  нефтепродуктами западных районов Ливии. Без авиационного керосина остался аэропорт Бенгази.  Водители требовали повышения зарплаты и предоставления им ряда социальных льгот.

По словам министра, «аналогичные проблемы» наблюдались на нефтяных терминалах в городах Брега и Рас-Лануф на востоке страны. Еще одна забастовка водителей автоцистерн блокировала работу нефтяного месторождения Джалу в районе Аль-Вахат на юге страны, которое ежедневно давало 120 тысяч баррелей нефти и около 2 млн куб. м газа.

Министр предупредил, что подобные действия участников акций протеста «негативно повлияют на экономику страны и скажутся на реализации проектов в сферах здравоохранения, транспорта и инфраструктуры». По его оценке, «эти акции могут подорвать доверие к Ливии среди ее партнеров». Он пригрозил, что власти могут прибегнуть к силе, чтобы пресечь подобные акции протеста, одновременно призвав их участников к диалогу.

В марте массовое возмущение в Ливии вызвала выложенная в Интернете запись того, как ливийские исламисты начали наводить свой порядок в стране. Запись продолжительностью более пяти минут демонстрировала, как исламисты, одетые в афганскую одежду, избивали палками пятерых молодых людей, привязанных к стволам деревьев. Это действо происходило в районе города Сирт на севере Ливии. При этом не объяснялись причины, по которым молодых людей подвергли такому наказанию. Реагируя на появление этой записи, премьер-министр А.Зейдан осудил эти «неприемлемые акты», исполнители которых должны быть «сурово наказаны».

17 марта глава МВД Ливии Ашур Швайель объявил о начале кампании, призванной изъять из под контроля бригад бывших  «повстанцев» свыше 500 частных и государственных объектов. Реализация этой кампании,  начатой по решению правительства страны, стартовала с зачистки одного из военных городков в столице страны. Для этого, по словам министра, были привлечены «значительные комбинированные силы, состоявшие из армейских и полицейских подразделений, располагавших всеми типами вооружений». Постепенно эта кампания будет распространена на все города страны, включая Бенгази.

В свою очередь премьер-министр А.Зейдан сообщил, что уже в ходе первой операции были освобождены незаконно удерживавшиеся люди, а также захвачены «значительные объемы алкоголя и других запрещенных продуктов». Он пообещал продолжить эту кампанию, предупредив, что «правительство не колеблясь применит силу против тех, кто будет сопротивляться этому».

Начало кампании по вытеснению бригад бывших «повстанцев» с незаконно контролируемых  ими объектов совпало по времени с волной отравлений в Триполи поддельным алкоголем с добавлением метанола, в результате которой погибли  87 человек, свыше 1 тысячи удалось спасти. Продажа и употребление алкогольных напитков были запрещены  еще при режиме Каддафи. Новые власти Ливии не стали отменять этот запрет при том, что существование «черного» рынка алкоголя в этой самой «непьющей» стране ни для кого не является секретом. На этом рынке литр самогонки из фиг или фиников стоит 8 долларов, а бутылка виски — до 120 долларов.

21 марта посол Алжира в Ливии Абдельхамид Бузахер объявил, что члены семьи Муаммара Каддафи, укрывшиеся с началом конфликта в Ливии в соседней АНДР, «уже давно»  покинули эту страну. «В настоящее время  на территории Алжира нет ни одного члена семьи Каддафи», — заявил посол. При этом он ничего не сказал относительно того, какая  страна приняла вдову Муаммара Каддафи Сафию и трех его детей — дочь Аишу и сыновей  Ханнибала и Мухаммеда. Все они укрылись в Алжире в августе 2011 года сразу после падения Триполи. Еще один из сыновей Каддафи — Саади — укрылся в Нигере в сентябре 2012 г. Трое других сыновей Каддафи — Муатассим, Сейф аль-Араб и Хамис — считаются погибшими. 41-летний Сейф аль-Ислам, долгое время считавшийся возможным преемником Муаммара Каддафи, был арестован в Ливии в ноябре 2011 года и в настоящее время находится в заключении в ожидании суда.

Уже 25 марта в Дохе глава МИД Ливии Мухаммед  Абддельазиз заявил, что члены семьи Каддафи, ранее укрывшиеся в Алжире, обосновались в Султанате Оман. Маскат предоставил им убежище по «гуманитарным причинам». Такое убежище предоставлено с октября 2012 года женщинам из клана Каддафи и детям в возрасте до 18 лет. Им запрещена какая-либо политическая активность, а также выступления в прессе. В этой связи не совсем понятно, куда делись Ханнибал и Мухаммед, которые уже давно перешагнули  18-летний возраст.

22 марта Европейский союз назначил  представителя Финляндии на пост главы гражданской миссии по обеспечению безопасности границ Ливии. Ранее Антти Хартикайнен занимал пост генерального  директора таможенной службы  Финляндии. Европейская гражданская миссия по обеспечению безопасности границ Ливии должна быть запущена в июне 2013 года. Ее персонал займется, в частности, подготовкой руководящих кадров ливийских пограничников.

24 марта генеральный прокурор Египта Талаат Абдалла принял решение выдать Ливии двух бывших высокопоставленных  функционеров режима Каддафи, разыскиваемых Триполи по обвинению в коррупции. Речь идет о бывшем после Ливии Али Мариа и Мухаммеде Ибрагиме — брате бывшего высокопоставленного ливийского чиновника Ахмеда Ибрагима. Оба они были арестованы в Каире 19 марта вместе с двоюродным братом Муаммара Каддафи — Ахмедом Каддаф ад-Дамом. Последний решением генерального прокурора АРЕ арестован сроком на 30 суток «в ожидании результатов следствия, ведущегося по нескольким обвинениям». Триполи обвиняет его в «фальсификации документов». Против первых двух в Ливии выдвинуты обвинения в «финансовых преступлениях». Оба они были переданы Ливии 26 марта с использованием возможностей Интерпола.

С Ахмедом Кадддаф ад-Дамом будет сложнее. До февраля 2011 г., когда в Ливии началось восстание, он проживал в Египте и имел статус резидента /иностранца, постоянно проживающего в стране/. С началом восстания он отказался от всех возложенных на него функций, главной из которых было поддержание связей между Каиром и Триполи.

26 марта Африканская конфедерация футбола /CAF/ сняла запрет на проведение международных матчей в Ливии, введенный двумя годами ранее из-за отсутствия условий безопасности. Таким образом CAF дала «зеленый свет» ливийскому клубу «Ан-Наср» из Бенгази провести домашний матч против марокканского клуба FAR /Рабат/ в рамках 1/16 Кубка CAF. Остается только посмотреть, что из этого выйдет, с учетом того, что ситуация в Бенгази, да и во всей Ливии, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Кстати, новые ливийские власти намерены организовать финал Кубка Африки в 2017 году с тем, чтобы продемонстрировать нормализацию обстановки в стране после вооруженного конфликта 20111 года. Согласится ли на это CAF — сказать пока трудно. Ливия должна была принять финал Кубка Африки в 2013 году, однако эти соревнования были перенесены в ЮАР в связи с отсутствием в Ливии надлежащих условий безопасности.

И как предупреждение тем, кто считает, что в Ливии ситуация нормализуется: 28 марта вице-премьер-министр этой страны Авад аль-Барасси сообщил, что пятеро неизвестных в Бенгази изнасиловали двух британских активисток, следовавших через Ливию с грузом гуманитарной помощи для сектора Газа. Две женщины были изнасилованы в присутствии их отца.

В марте, ситуация в Ливии была далека от стабильной. Сейчас многое будет заввисеть от того, насколько ливийские власти будут последовательны в затеянном ими наступлении на объекты, контролируемые бригадами бывших «повстанцев».

52.15MB | MySQL:103 | 0,585sec