Суд над кувейтским оппозиционером

Кувейтский суд заочно приговорил к пяти годам тюремного заключения скрывающегося от властей бывшего депутата Национального совета – парламента Муслима аль-Барака. Политика осудили за оскорбление эмира. Это судебное решение может быть обжаловано в апелляционном суде, а затем оно будет передано на рассмотрение кассационного суда.

В октябре 2012 г. Муслим аль-Барак выступил на собрании, организованном оппозиционными депутатами  кувейтского парламента с речью против декрета эмира о внесении изменений в избирательный закон, в соответствии с которыми кувейтские избиратели могли отдать свой голос только за одного кандидата в депутаты, а не за четверых, как это было ранее. Прежний закон позволил провести в парламент значительное число оппозиционных деятелей. Новый же закон лишил оппозицию такой возможности, поэтому она бойкотировала состоявшиеся в декабре 2012 г. последние парламентские выборы. М.аль-Барак был депутатом от оппозиции в прежнем составе парламента. В своей речи он, обращаясь к эмиру страны шейху Сабаху Аль-Ахмеду Ас-Сабаху, сказал: «Мы тебе не позволим», имея в виду принятие поправок к избирательному закону. Таким образом, оппозиционный депутат проявил неуважение к главе государства. В отношении М.аль-Барака было начато судебное расследование. Его обвинили в нарушении статьи конституции, которая предусматривает неприкосновенность эмира.

М.аль-Барак был впервые избран депутатом парламента в 1996 г. До этого он был юристом и профсоюзным активистом. Его деятельность в парламенте не была последовательной. В 2005 г. М.аль-Барак был среди тех депутатов, которые голосовали против предоставления женщинам политических прав. В то же время он был известен своей активной антикоррупционной деятельностью. Именно М.аль-Барак, выступая на митинге протеста оппозиционеров в ноябре 2011 г. прямо обвинил премьер-министра страны Насера Мухаммеда в коррупции и привел конкретные данные о суммах, которые тот перевел за границу. Это выступление сыграло роль в том, что эмир отправил премьер-министра в отставку.

Судебное решение в отношении бывшего депутата от оппозиции вызвало волну протестов в стране. Около дома М.аль-Барака проходили многотысячные митинги, участники которых не давали возможность полиции взять М.аль-Барака под стражу.

Министр внутренних дел страны обратился к М.аль-Бараку с призывом передать себя в руки правосудия, так как, по его словам, «он может обжаловать приговор, но, прежде всего, он должен исполнять закон».

Бывшие депутаты от оппозиции и их сторонники превратили дом М.аль-Барака в свою штаб-квартиру. Около него на протяжении нескольких дней проходили митинги в знак протеста против принятого судебного решения. Для разгона демонстрантов специальные службы страны применили силу. Министерство внутренних дел выступило с заявлением, в котором были изложены причины происшедших столкновений между митингующими и полицией. В нем говорилось, что толпа, собравшаяся у дома М.аль-Барака, намерено провоцировала силы правопорядка, применяя пиротехнику, что привело к травмам некоторых полицейских. Кроме того, как отмечалось в заявлении, присутствие множества людей затрудняло движение транспорта и причиняло неудобства жителям этого района. В результате некоторые из нарушителей были задержаны полицией. Министерство в своем заявлении квалифицировало происшедшее как грубое нарушение закона и общественного правопорядка и пообещало принять самые решительные меры для нормализации ситуации. Оно призвало граждан страны и всех тех, кто проживает на территории Кувейта, к сотрудничеству с силами правопорядка, которые действуют «во имя их защиты и охраны общественной и личной собственности в рамках конституции и закона».

Нынешний парламент Кувейта, в котором большинство составляют проправительственные депутаты, со своей стороны также выступил с заявлением, в котором подтвердил свою приверженность конституции, В заявлении подчеркивалась необходимость соблюдать все положения конституции, «на которой основывается кувейтская государственность, и уважение к которой проявляет кувейтский народ с момента начала конституционного периода в его истории в 1963 г.». Его депутаты, как законные представители кувейтского народа, выразили свою полную поддержку эмиру.

Кроме того, депутаты парламента заявили, что, согласно конституции страны, судебная власть полностью независима, поэтому никто не может воздействовать на ее деятельность. Как подчеркивалось в заявлении членов Национального совета, «нельзя вмешиваться в  деятельность правосудия и ставить под сомнение принимаемые им решения. К ним необходимо проявлять уважение». Таким образом, законодательная власть страны поддержала решение судебной власти, что должно было подтвердить демократичный характер правящего режима.

Парламент поддержал также действия министерства внутренних дел и все принятые им меры, направленные на то, чтобы судебное решение было выполнено, так как, в заявлении подчеркивалось, что «все граждане Кувейта равны перед законом» и что «пересмотр судебного решения должен осуществляться законным образом путем предусмотренных законом процедур»

Со своей стороны, бывшие депутаты парламента, представлявшие оппозицию, обвиняют власти в принятии судебного решения, которое противоречит конституции, гарантирующей свободу слова. Они также обвинили Министерство внутренних дел в нарушении закона. Полиция организовала штурм дома М.аль-Барака, что вызвало противодействие со стороны его сторонников, прежде всего, молодежи.

Противостояние между властью и оппозиционно настроенными представителями общественности свидетельствует о кризисе, охватившем страну, который нарушает один из основных принципов, на котором зиждется ее стабильность – национальное единство.

Власти удалось принять меры к тому, чтобы избранный в конце 2012 г. парламент не был источником нестабильности. Все последние годы политическая жизнь Кувейта была отмечена противоборством между оппозиционным парламентом и правительством, что приводило к повторяющимся политическим кризисам. Однако лояльный парламент не в состоянии изменить ситуацию. Недовольство действиями власти, которая предприняла карательные меры против оппозиционеров, встречают сопротивление со стороны кувейтского общества.

Массовые акции поддержки М.аль-Барака, который выступил против главы государства, подтверждают еще одну новую тенденцию развития кувейтского общества: меняется традиционное отношение к эмиру как «отцу нации», действия которого не могут быть подвергнуты критике. Подавляющее большинство граждан Кувейта не подвергают сомнению права правящей семьи Аль Ас-Сабах на власть, закрепленной конституционно. Однако положение правящей семьи ослабло. Нападки со стороны оппозиции на министров и даже премьер-министра – представителей правящей семьи наглядно подтверждают этот факт.

Возникает вопрос, сможет ли правящая семья укрепить свои позиции? Какими методами она намерена достичь этого?

Судебное преследование представителей оппозиции вряд ли приведет к росту авторитета власти. Эмир как гарант конституции обязан строго следить за соблюдением конституционных норм. За все время своего правления эмир страны Сабах Аль-Ахмед Ас-Сабах стремился строго соблюдать конституцию и действовать в строгом соответствии с конституционными нормами. Однако создается впечатление, что на эмира оказывают давление отдельные министры и члены правящей семьи, которые считают, что сбить накал протестных выступлений возможно только путем усиления репрессий в отношении недовольных проводимой в стране политикой.

Можно предположить, что эмир попытается примирить противоборствующие стороны, так как стремление к сохранению национального единства всегда отличало политику главы кувейтского государства.

52.3MB | MySQL:103 | 0,507sec