Военно-политическая обстановка в Ираке (апрель 2013 года)

В апреле 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке заметно обострилась, что стало логическим следствием глубокого затяжного политического кризиса в стране и усилившегося с конца 2012 года противостояния между правительством во главе с Н. аль-Малики (шиитом) и арабскими суннитскими политическими силами. Обострение ситуации в Ираке способствовало росту напряженности в сфере безопасности, привело в ряде мест к вооруженному противостоянию и кровопролитию. Нерешенность целого ряда крупных экономических, территориальных, военных и других проблем продолжала осложнять отношения между центральным правительством в Багдаде и руководством Региона Курдистан. В апреле 2013 года в своей внешнеполитической деятельности иракское руководство по-прежнему уделяло повышенное внимание отношениям с соседними государствами, в первую очередь, Сирии, обостряющаяся ситуация в которой во все большей степени оказывает негативное воздействие на обстановку в Ираке.

Нынешнее обострение ситуации в Ираке в значительной степени вызвано тем, что глава правительства Н. аль-Малики сосредоточил в своих руках огромную власть, сделал систему управления страной «в высшей степени сосредоточенной в его персональном офисе». При этом усилилась дискриминация суннитов, выдавливание их представителей из кабинета министров, преследования суннитских лидеров. Приостановили свое присутствие в правительстве и парламенте курды, обвиняющие Н. аль-Малики и его окружение в игнорировании законных требований и прав курдской автономии. В итоге центральная власть в Ираке оказалась под контролем представителей арабской шиитской общины.

Несомненно и то, что произошедшее обострение обстановки в Ираке во многом было спровоцировано извне. Речь, в первую очередь, идет о вмешательстве в иракские дела со стороны Саудовской Аравии и Катара, стремящихся использовать местных суннитов для отстранения от власти правительства Н. аль-Малики, которое помогает режиму сирийского президента Б. Асада в его противостоянии с вооруженной оппозицией, преимущественно суннитской.

Напряженность в сфере безопасности в Ираке в апреле 2013 года значительно возросла по сравнению с предыдущим месяцем. Поводом для новой вспышки насилия послужили события в Эль-Хувейдже (городе на севере Ирака недалеко от Киркука), где правительственные войска провели 23 апреля операцию против участников акции протеста, которая привела к гибели с обеих сторон до 50 человек, а свыше 200 человек получили ранения. В Эль-Хувейдже и прилегающей к городу местности оппозиционеры базировались с января. Военные утверждали, что открыли огонь в ответ на обстрел со стороны демонстрантов. Иракские военнослужащие обнаружили на месте столкновения большое количество стрелкового оружия и боеприпасов. При этом участники акции протеста утверждают, что были безоружными. Глава правительства Ирака Н. аль-Малики распорядился о создании специальной комиссии для расследования произошедших в Эль-Хувейдже столкновений. Ее возглавил вице-премьер С. Мутлак (суннит).

События в Эль-Хувейдже сразу же вызвали массовые антиправительственные выступления, акции гражданского неповиновения и митинги солидарности с жителями Эль-Хувейджи в провинциях с преимущественно суннитским населением на севере, западе и в центральной части страны: Найнава, Ат-Таамим (Киркук), Салах-эд-Дин, Анбар и Дияла. Одновременно начались вооруженные столкновения армии и полиции с боевиками оппозиционных группировок. Произошли многочисленные нападения боевиков на военных и полицейских, особенно в провинции Анбар. К концу апреля общее число погибших с обеих сторон достигло 220 человек, а число раненых превысило 300 человек. Участники акций протеста угрожали поднять вооруженное восстание против багдадских властей. Ряд суннитских племен приступило к мобилизации своих вооруженных бойцов. В пяти выше перечисленных провинциях объявили о начале формирования армии «достоинства и чести» для «самообороны» от нападений правительственных войск. Активизировались вооруженные баасисты во главе с И. ад-Дурри — вице-президентом Ирака в период правления С. Хусейна. В целом в Ираке после событий в Эль-Хувейдже резко обострилось противостояние между шиитами и суннитами.

Власти, со своей стороны, приняли энергичные меры по недопущению разрастания волнений и вооруженного противостояния. В городах Тикрит, Самарра, Эль-Фаллуджа, Мосул и Эль-Мукдадия введены комендантский час или ограничения на передвижение в ночное время. В районы волнений были переброшены дополнительные силы правительственной армии с бронетехникой. Войска окружили большинство населенных пунктов, где происходили массовые беспорядки и вооруженные нападения. Производились аресты лидеров и активных участников антиправительственных выступлений. Также подвергались арестам участники безоружных групп прикрытия боевиков. Места массовых акций протеста заранее зачищались от преступных элементов, на крышах зданий размещался спецназ, который следил за тем, чтобы там не появились снайперы-провокаторы из исламистских бандгрупп. Благодаря таким мерам, в частности, удалось предотвратить перерастание акций протеста в вооруженные столкновения в ряде населенных пунктов провинции Салах-эд-Дин. Военные для восстановления порядка в некоторых случаях задействовали боевые вертолеты. Армейские подразделения 26 апреля вновь заняли город Сулейман-Бек в провинции Салах-эд-Дин, который был захвачен боевиками 24 апреля

28 апреля премьер-министр Ирака Н. аль-Малики распорядился закрыть вещание десяти спутниковых телеканалов на территории страны. В их числе оказались катарский телеканал  «Аль-Джазира» и такие национальные телеканалы как «Багдад», «Аш-Шаркия» и «Эль-Фаллуджа». В качестве причины приостановки действия лицензий названы «подстрекательство к насилию и сектантству». Отмечается, что большинство закрытых каналов в той или иной форме придерживались линии на поддержку действий суннитской оппозиции.

Оппозиция, прежде всего, ее ведущий блок «Аль-Иракия», резко осудили действия властей в Эль-Хувейдже, заявив, что «иракская армия нарушила Статью 9 Конституции, и стала инструментом подавления иракского народа главой партии Ад-Даава Нури аль-Малики».

Президент иракской курдской автономии М. Барзани осудил кровопролитие и использование армии при решении внутренних вопросов. Премьер-министр регионального правительства  Н. Барзани заявил: «Если в Ираке начнется гражданская война, курды не будут участвовать в ней. Мы будем делать все возможное, чтобы предотвратить подобный исход». Командование курдских военных формирований «пешмерга» заявило о своем нейтралитете в конфликте, но при этом перебросило дополнительные силы в район Киркука (до 4 тыс. военнослужащих), чтобы «заполнить вакуум безопасности» вокруг этого города. Части «пешмерга» также окружили Эль-Хувейджу. Командование иракской армии в ответ заявило, что перемещения сил «пешмерга» являются «политическим маневром» и нарушают договоренности о запрете на передвижения войск на спорных территориях. Глава районного совета Эль-Хувейджи Х. Салих заявил: «Мы попросили курдские силы не ввязываться в события в Эль-Хувейдже под предлогом защиты курдов в районе Киркука. Нам не нужны курдские силы в Эль-Хувейдже». Н. Хусейн, представитель туркоманского населения в Киркуке считает, что «развертывание «пешмерга» вокруг Киркука должно было обсуждаться со всеми фракциями Киркука. Поскольку мы должны знать цель развертывания».

25 апреля премьер-министр Ирака Н. аль-Малики выступил с предостережением против попыток возобновить межконфессиональное противостояния в стране. Он призвал к диалогу, с тем, чтобы дать ответ на «легитимные требования» участников акций протеста. В нынешних антиправительственных выступлениях и вспышке насилия глава правительства обвинил «остатки партии Баас». 29 апреля Н. аль-Малики потребовал сдать властям убийц иракских военнослужащих и предостерег тех, кто скрывает преступников, потребовав от участников акций протеста прекратить укрывать преступные элементы, которые совершают нападения на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Глава правительства также предостерег религиозных деятелей и жителей провинции Анбар от последствий межконфессиональной розни и призвал их отказаться от поддержки убийц иракских солдат. Н. аль-Малики считает, что рознь между шиитами и суннитами привнесена в Ирак «из другого места в регионе». Он призвал сограждан «проявить характер и не позволить вернуть страну в пучину межконфессиональной гражданской войны». Эксперты предполагают, что иракский премьер-министр намекал на Сирию, говоря об источнике межконфессиональных противоречий в своей стране.

В конце апреля наметились некоторые признаки снижения остроты напряженности в суннитских провинциях. Так, 30 апреля провинциальный совет Анбара и представители от участников акций протеста договорились с оперативным командованием «Анбар» о прекращении всех вооруженных манифестаций. В этот же день суннитские племена провинции передали в руки полиции 16 боевиков местной ячейки «Аль-Каиды». Вместе с тем, лидер племен провинции Анбар А. Х. ас-Сулейман заявил, что возложит ответственность за применение силы на правительство в случае, если войска начнут штурм лагеря протестующих в городе Рамади. Совет племен в провинции Салах-эд-Дин открыто отказался от создания собственных вооруженных формирований. Постепенно нормализуется ситуация и вокруг Эль-Хувейджи. Здесь представители местных племен подписали соглашение о сотрудничестве с силами безопасности и недопущении нападений на федеральные войска. По оценке экспертов, это соглашение стало «демонстрацией желания племенных лидеров дистанцировать себя от таких вооруженных группировок, как «Аль-Каида»» и некоторых других», а также демонстрацией нежелания племен вступать в новую конфронтацию с правительственными войсками. 26 апреля некоторые лидеры суннитов и шиитов выступили с совместным заявлением, призывающим не проливать кровь иракских граждан. Ряд суннитских и шиитских религиозных деятелей также предприняли усилия по выходу из опасного кризиса, в то время как отдельные священнослужители-сунниты призывали взять в руки оружие для защиты от правительственных сил. Вместе с тем, в начале мая обстановка в суннитских провинциях вновь стала ухудшаться.

В апреле на высоком уровне оставалась террористическая активность экстремистских группировок, как суннитских, так и шиитских. Крупный теракт был совершен 6 апреля в Баакубе: погибли 25 и получили ранения 60 человек. 15 апреля серия скоординированных терактов была совершена в различных районах Ирака, что привело к гибели 55 человек, ранения получили более 200 человек. Целью многих атак стали полицейские участки и сотрудники МВД. 29 апреля серия терактов была совершена в южных провинциях Ирака: погибли 26 и получили ранения 95 человек.

Многие теракты и вооруженные нападения, совершенные в апреле, были напрямую связаны с прошедшими 20 апреля выборами депутатов законодательных собраний в 12 из 18 провинций Ирака. Вместе с тем, непосредственно в день голосования обстановка на большей части территории страны оставалась спокойной, благодаря принятым властями чрезвычайным мерам по обеспечению безопасности. Всего в ходе предвыборной кампании в Ираке были убиты 14 кандидатов в депутаты, в основном из числа суннитских оппозиционеров. Наибольшее число насильственных акций, связанных с провинциальными выборами, произошло в северной провинции Найнава (г. Мосул).

В апреле в связи с обострением обстановки в Ираке резко возросло число жертв терактов, вооруженных нападений и других видов насилия. Так, по информации представительства ООН в Ираке, в минувшем месяце были убиты 712 человек (гражданских лиц, военнослужащих, полицейских, бойцов военизированных формирований, из них гражданских лиц – 434 человека), тогда как в марте общее число погибших составило 271 человек. Ранения получили 1633 человека (в марте – 906 человек). В то же время по явно заниженной информации МВД Ирака, число погибших от различных видов насилия в Ираке в апреле составило всего 245 человек, в том числе 161 человек из числа мирных граждан.

В апреле на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, обстрелы, теракты и другие вооруженные насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Эт-Тармия, Баакуба, Самарра, Балад Руз, Байджи, Эль-Фаллуджа, Эль-Мукдадия, Абу-Грейб, Тикрит, Сальман-Пак, Сулейман-Бег, Эль-Латьифия, Рамади, Ширкат, Эль-Махмудия Кара-Таппа, Эр-Рашад, Эр-Рияд, Канаан, Эль-Халис и в ряде других мест.

В минувшем месяце в Багдаде и прилегающих к столице районах регулярно продолжали происходить теракты и вооруженные нападения. В частности, 26 апреля серия терактов произошла нескольких мечетей в столице и ее окрестностях. Именно в Багдаде и его окрестностях в апреле погибли и получили ранения наибольшее число людей: 697 человек, в том числе 211 убитых и 486 раненых.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в различных районах провинции Найнава. Здесь регулярно продолжают происходить вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. По числу жертв вооруженного насилия провинция Найнава заняла четвертое место в Ираке.

Террористы и боевики продолжают активно действовать в соседнем Киркуке и провинции Ат-Таамим. Напряженная ситуация в городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами.

Напряженная ситуация сохраняется в северо-восточной провинции Дияла, где в минувшем месяце произошло несколько терактов, в центральной провинции Салах-эд-Дин, а также в западной провинции Анбар. По числу жертв вооруженного насилия провинция Дияла заняла в апреле второе место в Ираке, провинция Салах-эд-Дин – третье место, а провинция Анбар – пятое место.

На юге Ирака в апреле теракты и вооруженные нападения имели место в городах и прилегающих к ним районах: Кербела, Эд-Дивания, Эль-Азизия, Эз-Зубайр, Эн-Насирия, Хилла, Амара, Джурф-эс-Сакр и некоторых других местах.

Сложность военно-политической обстановки в Ираке обусловлена и продолжающимся конфликтом между центральным правительством в Багдаде и руководством курдской автономии в Эрбиле. В то же время в апреле случаев вооруженных столкновений между иракской армией и курдскими силами «пешмерга» отмечено не было.

Во внутренних областях Региона Курдистан в минувшем месяце ситуация в основном оставалась спокойной. После договоренностей о выводе боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана с территории Турции обстановка на иракско-турецкой границе стала относительно стабильной.

На ситуацию в сфере безопасности в Ираке все более негативное воздействие оказывает гражданская война, идущая в Сирии, особенное экстремистские группировки, связанные с местным и сирийским ответвлением «Аль-Каиды». Сложной и напряженной сохраняется ситуация на иракско-сирийской границе и в приграничных с Сирией районах иракских провинций Анбар и Найнава. Официальный представитель МВД Ирака сообщил о принятых властями мерах по защите границы от проникновения террористических банд из Сирии. На ряде ее участков будут воздвигнуты инженерные сооружения и вырыты рвы. В апреле вооруженные силы Ирака провели масштабную спецоперацию по преследованию боевиков, связанных с «Аль-Каидой», в приграничных с Сирией районах. В результате этой операции были задержаны десятки террористов, конфискована крупная партия оружия – автоматы Калашникова, снайперские винтовки, самодельные взрывные устройства, «пояса смертников» и большое количество химических веществ для изготовления взрывчатки.

Все более сложной становится ситуация с сирийскими беженцами. По данным ООН, на конец апреля на иракской территории находилось 138 тыс. сирийских беженцев. Подавляющее большинство из них разместилось в Регионе  Курдистан и лишь порядка 6,8 тыс. человек в западной пограничной провинции Анбар.

В Ираке усиливается активность исламистских экстремистских вооруженных формирований. Кроме того, из Сирии на иракскую территорию было переброшено нескольких бандгрупп воюющей против режима президента САР Б. Асада террористической группировки «Джабхат ан-нусра».

9 апреля лидер иракской ячейки «Аль-Каиды» — «Исламское государство Ирак» (ИГИ) Абу Бакр аль-Багдади заявил, что «Джабхат ан-нусра» действительно входит в состав «Аль-Каиды». Главарь террористов также подчеркнул, что возглавляемая им группировка готова объединить усилия с другими сирийскими боевыми формированиями «при условии, что принципы управления Сирией и ее народом будут подчиняться воле Аллаха». А. Б. аль-Багдади заявил, что отныне ИГИ и «Джабхат ан-нусра» будут выступать под общим брэндом «Исламское Государство Ирак и Шам» (Левант). В то же время лидер сирийских экстремистов А. М. аль-Джулани заявил, что «Джабхат ан-нусра» не вступала в альянс с ИГИ, и он не просил иракских боевиков «взять над ним шефство», однако признал, что его группировка получает логистическую поддержку от отделения «Аль-Каиды» в Ираке. По словам А. М. аль-Джулани, иракская группировка не проконсультировалась с ним, перед тем как объявить о слиянии двух групп.

В северо-восточной провинции Дияла семь суннитских вооруженных группировок во главе с «Группой Накшбанди» пытаются создать исламский эмират.

В прошедшем месяце террористы и боевики в различных районах Ирака продолжали совершать вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей, военнослужащих правительственной армии и полицейских, бывших и действующих бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «сахва». Так, 16 апреля в Мосуле было совершено покушение на губернатора провинции Найнава А. ан-Нуджайфи. Губернатор не пострадал. Часто нападениям подвергаются военные и полицейские объекты, нефтепроводы. В результате нападения группы боевиков на крупнейшее в Ираке газовое месторождение Аккас в провинции Анбар были убиты и похищены несколько специалистов.

Террористическим атакам подвергаются мечети, прежде всего, шиитские. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций, различных военных и полицейских объектов. Боевики обстреливают правительственные объекты из минометов и ракет. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.

Жертвами террористов и других видов вооруженного насилия часто становятся дети и подростки. Так, по данным экспертов международной независимой организации «War Child International», «положение детей в Ираке, является одной из крупнейших проблем в мире». «Спустя десять лет после вторжения США, наблюдается рост насилия и снижение продолжительности жизни и образовательного уровня иракских детей». В стране с декабря 2012 года погибли 692 ребенка и молодых людей, а 1976 получили ранения. Дети в возрасте до 14 лет часто используются экстремистами в качестве террористов-смертников. Оценочно, каждый четвертый юный иракец страдает от посттравматического нервного расстройства.

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, которые зачастую хорошо вооружены.

По состоянию на 1 мая 2013 года в силовых структурах Ирака числилось около 806,6 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах — 271,4 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 531 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

По информации представительства ООН в Ираке в апреле 2013 года потери военнослужащих и сотрудников полиции в ходе проведения антитеррористических и специальных операций, а также при повседневной служебной деятельности составили убитыми 278 человек.

По оценкам зарубежных экспертов, на сегодняшний день руководство вооруженными силами и другими силовыми структурами Ирака в высшей степени централизовано и находится под жестким контролем Н. аль-Малики как верховного главнокомандующего ВС. Непосредственное руководство армией, силами МВД и службами безопасности осуществляется из специально созданной Канцелярии верховного главнокомандующего и провинциальные оперативные командования. Причем все эти командные структуры укомплектованы генералами и офицерами, лояльными главе правительства, преимущественно шиитами. Эти управленческие структуры неподотчетны парламенту и другим органам государственной власти и, по сути, являются неконституционными, что позволяет Н. аль-Малики активно использовать силовиков для достижения своих политических целей. Подбор высших командных кадров также является исключительной прерогативой премьер-министра. В первую очередь, это относится к должностям командиров дивизий сухопутных войск и глав провинциальных оперативных командований.

1 апреля Н. аль-Малики игнорировал заседание парламента, где должен был обсуждаться вопрос об ухудшении ситуации в сфере безопасности в стране. В руководстве возглавляемого им блока «Государство закона» сообщили, что причиной отказа премьер-министра от участия в парламентском обсуждении стало то, что он не желал разглашать конфиденциальную информацию о борьбе с терроризмом, опасаясь ее утечки в вооруженные группировки.

В апреле по прямому указанию Н. аль-Малики 14 старших офицеров-курдов из 4-й, 5-й и 12-й дивизий иракской армии были смещены со своих постов и переведены на службу в Багдад. Как известно, эти дивизии дислоцированы на севере страны, причем частично в районах, принадлежность которых оспаривают федеральное правительство и власти курдской автономии. Иракские СМИ сообщают, что «Аль-Малики не доверяет курдским офицерам иракской армии в этих районах».

Число приведенных в исполнение смертных приговоров в Ираке достигло уровня времен С. Хусейна. По числу повешенных страна вышла на третье место в мире. Только в этом году в Ираке приведено в исполнении свыше 50 смертных приговоров. В 2012 году в Ираке казнили 129 человек, что в два раза выше показателя 2011 года.

Иракские силовики часто привлекаются для оказания давления на противников действующей власти. Так, 6 апреля сотрудники службы безопасности из оперативного командования «Багдад» провели рейд в штаб-квартире «Партии иракской нации». Ранее, в марте силы безопасности провели аналогичные рейды в Багдаде в штаб-квартире Иракской коммунистической партии и в редакции ее органа газеты «Тарик-аш Шааб» («Путь народа»).

Таким образом, в апреле 2013 года напряженность в сфере безопасности в Ираке значительно усилилась в связи с происходившими в районах с преимущественно суннитским населением массовыми волнениями, которые в ряде случаев привели вооруженным столкновениям с правительственными войсками и кровопролитию. На высоком уровне сохранялась террористическая активность экстремистских группировок. В итоге резко возросло число жертв различных видов вооруженного насилия.

Выборы в законодательные собрания в 12 из 18 провинций Ирака и последовавшие за ними массовые волнения в регионах с преимущественно суннитским населением серьезно осложнили внутриполитическую обстановку в Ираке. Негативное воздействие на политическую ситуацию в стране продолжал оказывать и затянувшийся конфликт между центральным правительством Ирака и властями курдской автономии.

В первые две декады апреля главным в политической жизни Ирака была подготовка к выборам в провинциальные советы, которые прошли 20 апреля. Эти выборы стали первыми после вывода из страны американских войск. В связи со сложной ситуацией в сфере безопасности правительство отложило проведение голосования в западной провинции Анбар и северной провинции Найнава. Выборы также не проводились в трех провинциях, входящих в состав курдской автономии, и в провинции Ат-Таамим (Киркук), которая остается предметом спора между центральным иракским правительством и властями курдской автономии. Губернатор провинции Найнава А. ан-Нуджаифи подал иск в Федеральный верховный суд на Н. аль-Малики, чтобы обжаловать решение правительства касательно отсрочки провинциальных выборов в провинциях Найнава и Анбар. Губернатор объяснил, что отсрочка голосования, принятая на основании решения премьер-министра, «нарушает закон о провинциальных выборах».

За 378 депутатских мест борьбу вели 8138 кандидатов, представлявших около 50 политических партий, блоков и групп. Однако основная борьба шла между правящим блоком «Государство закона» во главе с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики и ведущим оппозиционным блоком «Аль-Иракия», который возглавляет А. Алауи. Подчеркнем, что предвыборная кампания в стране проходила в условиях значительного усиления террористической активности. 150 человек были исключены из избирательных списков по обвинению в связях с бывшей правящей партией Баас. В день голосования явка избирателей была низкой и не превысила 50 процентов.

Ожидалось, что итоги выборов будут опубликованы в ближайшие несколько дней, однако до конца апреля их окончательные итоги так и не были официально опубликованы. И лишь 4 мая Высшая независимая избирательная комиссия Ирака объявила, что правящая коалиция «Государство закона» заняла первое место, получив 97 из 378 депутатских мандатов в провинциальных законодательных собраниях. При этом блок «Государство закона» получил большинство депутатских кресел в Багдаде и занял первое место в местных парламентах в шести провинциях: Басра, Кербела, Бабиль, Ди-Кар, Дивания и Мутанна. Возглавляемый председателем шиитского Высшего исламского совета Ирака А. аль-Хакимом «Гражданский союз» получил 59 депутатских кресел, заняв второе место. Блок «Аль-Иракия» – основной соперник правящий коалиции не получил больше трех мест ни в одном из избиравшихся местных законодательных органов.

По оценке местных политических наблюдателей, итоги провинциальных выборов должны стать «важным индикатором» поддержки населением ведущих политических блоков страны перед намеченными на 2014 год выборами в нижнюю плату парламента Ирака.

Лидер оппозиционного блока «Аль-Иракия» А. Алауи 21 апреля потребовал формирования нового правительства в течение 45 дней по результатам провинциальных выборов. Алауи также призвал построить учреждения на местном уровне после того, как политический процесс не удалось наладить на уровне страны.

23 апреля правительство Ирака приняло решение провести местные выборы в провинциях Анбар и Найнава 7 июля 2013 года при условии, если ситуация в сфере безопасности в этих регионах стабилизируется. В противном случае выборы могут быть вновь отложены.

После окончания местных выборов в ряде провинций страны, главным образом в Найнава, Анбар и Салах-эд-Дин начались массовые акции протеста суннитского населения. Бойкотировалась работа государственных учреждений, часть из которых закрылась, закрывались магазины, прекращались занятия в школах, колледжах и университетах. Вскоре начались столкновения между протестующими и силами безопасности, появились первые жертвы с обеих сторон. Затем, как известно, произошли кровавые события в Эль-Хувейдже, которые резко обострили политическое противостояние в стране.

В знак протеста против применения армии против участников акции протеста о своей отставке заявили три министра-суннита: образования, науки и технологий, промышленности и минеральных ресурсов. Всего же с марта свои посты покинули пять министров-суннитов. Спикер парламента У. ан-Нуджайфи призвал правительство Н. аль-Малики уйти в отставку и провести в Ираке досрочные парламентские выборы. Целью своей инициативы спикер объявил «национальное примирение, сохранение завоеваний демократии и предотвращение гражданской войны и конфессионального насилия в стране». 26 апреля мирные акции протеста суннитов вновь прошли во многих районах Ирака. Продолжаются сидячие забастовки протеста против действий правительства, особенно в провинции Анбар.

Следует отметить, что в конце апреля в некоторых городах на юге Ирака, где проживают преимущественно арабы-шииты, состоялись демонстрации в поддержку политики правительства Н. аль-Малики, действий армии и сил безопасности.

Оппозиция продолжает выступать против «диктаторских» устремлений Н. аль-Малики. Эксперты отмечают, что после парламентских выборов в 2010 году глава правительства «расширил контроль над большинством иракских гражданских институтов», включая юстицию, Центральный банк, Высшую независимую избирательную комиссию и антикоррупционную комиссию (о силовых структурах речь шла выше). Тем самым он нарушил «систему балансов», предусмотренную иракской конституцией. Н. аль-Малики активно и широко использует в своих политических интересах закон о дебаасизации, борьбу с коррупцией и терроризмом. Умело использует он и «фрагментарность» суннитского политического поля, разногласия среди суннитских и других оппозиционных лидеров.

В итоге Н. аль-Малики значительно усилил свои политические позиции и, несмотря на периодические обострения обстановки в стране и многочисленные массовые выступления оппозиции, прочно удерживает власть в Ираке, что продемонстрировали и последние суннитские волнения в конце апреля.

Сложными остаются отношения между Н. аль-Малики и движением, которое возглавляет радикальный шиитский лидер М. ас-Садр. В частности, сторонники М. ас-Садра резко критикуют правительство за намерение внести поправки в закон о дебаасизаации. В начале апреля движение М. ас-Садра заявило, что не будет участвовать в правительстве, в которое входят «баасисты, боевики и террористы». Не смогли договориться стороны и о создании коалиции на провинциальных выборах.

Верным союзников Н. аль-Малики среди суннитских политиков остается вице-премьер С. аль-Мутлак, который порвал со своими коллегами по оппозиции.

В апреле в знак протеста против политики правительства Н. аль-Малики курды–министры федерального правительства и депутаты иракского парламента продолжали бойкотировать работу этих органов. Со своей стороны, Н. аль-Малики из-за постоянного отсутствия главы МИДа Х. Зибари (курда) на заседаниях правительства 24 апреля принял решение об его отправке в принудительный отпуск. Временно возглавить ведомство поручено вице-премьеру по вопросам энергетики Х. аш-Шахристани. Ранее, 7 апреля канцелярия премьер-министра заявила, что все входящие в правительство министры-курды будут отправлены в принудительные отпуска, а их посты перейдут к другим членам правительства.

Вместе с тем, несмотря на сохраняющиеся принципиальные разногласия по политическим, экономическим и территориальным вопроса, Багдад и Эрбиль стремились не доводить кризис в двусторонних отношениях до критического уровня, а тем более до силового противостояния.

В минувшем месяце руководство Региона Курдистан приняло решение направить в Багдад делегацию высокого уровня для переговоров с иракским руководством и лидерами ведущих политических партий. Конечной целью ставилось достижение всеобъемлющего решения по неурегулированным вопросам между Эрбилем и Багдадом, а также «согласование механизма достижения национального согласия, партнерства и разделения власти на основе конституции» Ирака.

29 апреля Н. аль-Малики принял курдскую делегацию во главе с премьер-министром  регионального правительства  Н. Барзани. Стороны обсудили пути решения проблем между центральным правительством и курдской автономией. Переговоры характеризовались как «прямые и открытые». Курдская делегация также встретилась с представителями преимущественно шиитского Иракского национального альянса и его главой И. аль-Джафари, радикальным шиитским лидером М. ас-Садром, главой оппозиционного блока «Аль-Иракия» А. Алауи, спикером парламента У. ан-Нуджайфи.

По итогам переговоров в Багдаде Н. аль-Малики и Н. Барзани 29 апреля подписали соглашение о путях урегулирования отношений между федеральным правительством Ирака и правительством курдской автономии. Как считают курдские политики, новое соглашение «называет ключевым способом решения этих вопросов – баланс сил, при котором курды признаются равноправным участником в управлении страной и решении всех вопросов». По информации курдских официальных источников, этот документ охватывает все основные нерешенные вопросы между Эрбилем и Багдадом. По каждому пунктов документа будет назначена специальная совместная комиссия, призванная контролировать их исполнение. Согласованными пунктами договоренности между Багдадом и Эрбилем, как сообщили курдские источники, являются: практическая реализация статьи 140 конституции Ирака (решение проблемы Киркука), принятие закона о нефти и газе, который, в частности, будет регулировать отношения между Центром и Регионом Курдистан в этой сфере, «партнерство и сотрудничество в применении Конституции» Ирака. Также предусмотрено формирование специального комитета, которому будет поручена разработка механизма установления границ спорных территорий, на которые претендуют Багдад и Эрбиль, и комитета для внесения поправок в бюджет 2013 года. Кроме того, соглашение обязывает федеральное правительство выплачивать средства на содержание курдских военных формирований «пешмерга», как части структуры национальной обороны Ирака. По заявлению Н. Барзани, в случае нарушения данного соглашения, курды выйдут из правительства Ирака.

Согласно решению президента Региона Курдистан М. Барзани, в ближайшее время курдские министры и депутаты иракского парламента должны вернуться в Багдад и приступить к исполнению своих служебных обязанностей.

Активные политические процессы происходят и в самой курдской автономии. После консультаций с высшей независимой избирательной комиссией Ирака президент Региона Курдистан М. Барзани 21 апреля объявил, что президентские и местные парламентские выборы в курдской автономии состоятся 21 сентября 2013 года. Последние президентские и парламентские региональные выборы прошли  в 2009 году.

В связи с предстоящим проведением выборов президента Региона Курдистан  активно обсуждается вопрос о законности оснований, на которых М. Барзани может баллотироваться на третий четырехлетний срок в качестве главы курдской автономии. Этот вопрос остается «яблоком раздора» между входящей в курдскую правящую коалицию Демократической партией Курдистана (ДПК), лидером которой также является М. Барзани, и оппозицией. В ДПК утверждают о законности третьего срока, отмечая, что Барзани был избран путем всеобщего голосования только один раз – в 2009 году. Первый раз, в 2005 году, Барзани был избран не на всеобщих выборах, а депутатами курдского парламента. Сам М. Барзани официально еще не объявил о своем решении в очередной раз баллотироваться на пост президента Региона Курдистан. Главная курдская оппозиционная партия «Движение за перемены» («Горан»), а также «Исламский союз Курдистана» и «Исламская группа Курдистана», отвергают возможность третьего срока для Барзани, утверждая, что он будет незаконным. В Патриотическом союзе Курдистана (ПСК), который является партнером ДПК, считают, что для того, чтобы Барзани смог вновь баллотироваться на пост президента, необходимо внести изменения в существующие законы курдской  автономии, или должен быть проведен референдум по новой конституции Региона Курдистан до президентских выборов.

Руководство ПСК также заявляет, что будет работать независимо от своего партнера по коалиции во время следующих местных выборов. Решение партии идти на выборы отдельным списком направлено на возвращение голосов, которые, как считают в ПСК, были потеряны в пользу движения «Горан» из-за союза ПСК и ДПК.

В целом сложным продолжает оставаться экономическое и социальное положение Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне остается безработица, многочисленные трудности имеются в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране надлежащей законодательной базы, серьезные проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

В то же время продолжает динамично развиваться основополагающая отрасль иракской экономики — нефтяная. В апреле объем экспорта нефти из страны составил 2,6 млн баррелей в сутки (в марте – 2,4 млн баррелей). При этом общий суточный объем добычи нефти в Ираке в минувшем месяце достиг 3,1 млн баррелей.

Власти курдской автономии продолжают курс на усиление экономической независимости региона и расширение внешнеэкономических связей. Согласно официальным данным курдского регионального правительства, в настоящее время на территории Регионе Курдистан действуют около 2,3 тыс. иностранных фирм и примерно 1,5 тыс. местных компаний. Инвестиционное законодательство региона считается одним из факторов, привлекающих международные фирмы в курдскую автономию.

Наиболее динамично развивается сотрудничество курдов с зарубежными фирмами в деле разведки и добычи нефти и газа, а также экспорта добываемых в курдской автономии углеводородов. Так, с начала 2013 года Регион Курдистан увеличил экспорт нефти на мировые рынки в два раза. В частности, поставки нефти и конденсата, которые осуществляются через северную границу Ирака с Турцией в обход иракской федеральной трубопроводной системы, увеличились до 60 тыс. баррелей в сутки. В мае ожидается рост поставок до 70 тыс. баррелей в сутки. По данным компании «Бритиш Петролиум», запасы нефти на территории курдской автономии оцениваются в 45 миллиардов баррелей. В то же время багдадские власти заявляют, что федеральное правительство будет рассматривать вывоз нефти из Региона Курдистан как «контрабандные операции».

Главным внешнеэкономическим партнером Региона Курдистан является Турция. И здесь речь в значительной степени идет о партнерстве в нефтегазовом секторе. В начале апреля первый груз сырой нефти из курдской автономии был продан на международном рынке. При этом добываемые в Регионе Курдистан нефть и конденсат перевозятся в Турцию на автомашинах, однако, как ожидается, через несколько месяцев будет введен в строй собственный курдский нефтепровод.

Таким образом, в апреле 2013 года внутриполитическая ситуация в Ираке обострилась, что главным образом было связано с массовыми волнениями в провинциях с преимущественно суннитским населением. В то же время шагом в позитивном направлении стало подписание 29 апреля соглашения между федеральным правительством Ирака и правительством курдской автономии, которое наметило пути урегулирования основных спорных проблем, существующих между Багдадом и Эрбилем.

В апреле 2013 года внешнеполитическая деятельность иракского руководства, как и прежде, была в значительной степени ориентирована на отношения с соседними государствами. При этом наиболее пристальное внимание в Багдаде уделяли Сирии, обостряющаяся ситуация в которой во все большей степени оказывает негативное влияние на обстановку в Ираке.

Выступая 27 апреля в Багдаде на открытии Исламской международной конференции по диалогу и сближению, премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил о необходимости отвергнуть идеи, которые «сеют вражду», и поддерживать такие понятия, как диалог и сближение, «для противостояния жестокой атаке, которой подвергаются мусульмане со стороны врагов исламского мира». Он указал на опасность межконфессиональной розни, которая заключается в том, что она «работает на разделение и раздробление государств по религиозному признаку». Н. аль-Малики потребовал от политиков не втягивать народы в свои разногласия и не превращать их в инструмент для разжигания вражды.

В отношении сирийского конфликта Ирак продолжал придерживаться позиции, предусматривающей его мирное политическое урегулирование. В Багдаде категорически отвергают любые формы военного вмешательства в сирийские дела.

После визита в Ирак в марте с. г. госсекретаря США Дж. Керри иракские власти заявили об усилении контроля за воздушными судами, направляющимися из Ирана в Сирию через воздушное пространство Ирака. Иракское правительство приняло эти меры под давлением Вашингтона, неоднократно критиковавшего Багдад за то, что он «закрывает глаза» на иранские поставки оружия режиму Асада. В апреле иракские власти в аэропорту Багдада проверили несколько иранских самолетов, направлявшихся в Дамаск, однако на их борту оружия обнаружено не было, а находились только гуманитарные и медицинские грузы.

Массовые волнения в пограничных с Сирией суннитских провинциях Ирака серьезно затруднили оказание помощи режиму Б. Асада со стороны иракского правительства.

5 апреля Н. аль-Малики заявил, что он будет приветствовать сближение Ирака с Турцией, смягчив тем самым многомесячную враждебную риторику в отношении Анкары. По словам главы иракского правительства, Багдад «приветствует любой шаг в направлении сближения с Турцией на основе общих интересов, взаимного уважения и добрососедства».

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган 19 апреля попросил Вашингтон не вмешиваться в отношения Анкары с Регионом Курдистан. Эрдоган подчеркнул, что Турция может устанавливать «все виды отношений с северным Ираком в пределах его (Ирака, — В. Ю.) конституции. Наши текущие шаги предпринимаются в этих рамках». Турецкий премьер отметил, что иракское правительство не обеспечивает курдов необходимым газом или дизельным топливом. «Следовательно, они обратились к нам и попросили газ и дизельное топливо в обмен на сырую нефть, и мы сказали, что получим пользу от такого курса». Как известно, администрация президента США Б. Обамы выступает с критикой нефтяных сделок между Турцией и  курдской автономией, опасаясь, что это может укрепить стремление иракских курдов к независимости. Так, госсекретарь США Дж. Керри в телефонном разговоре призвал президента Региона Курдистан М. Барзани не заключать самостоятельные энергетические сделки с Турцией, так как «отдельные усилия подорвут единство страны».

Высокую активность проявляли в Ираке США. В первую очередь, американцы пытались сгладить противоречия между правительством Н. аль-Малики и суннитской оппозицией, а также содействовали арабско-курдскому урегулированию.

Египетские «Братья-мусульмане» осудили действия правительства Н. аль-Малики против участников акций протеста в суннитских провинциях Ирака. Египетские исламисты назвали «неприемлемым» применение силы в отношении «мирных демонстрантов и протестующих, в результате чего погибло и было ранено много невинных людей, что отвергается исламом и гуманностью».

В ходе визита в Иран министра юстиции Ирака Х. аш-Шаммари было подписано четыре межправительственных документа: «Соглашение по оказанию правового содействия в сферах права и культуры», «Соглашение по оказанию правового содействия в сфере уголовного права», «Соглашение по экстрадиции преступников» и «Cоглашение по передаче осужденных».

С начала текущего года Кувейт получил от Ирака в счет репараций за ущерб, нанесенный вторжением и оккупацией эмирата в 1990-1991 годы, сумму в 2,43 млрд долларов. Оставшаяся сумма репараций, подлежащих выплате Кувейту, составляет 11, 2 млрд долларов.

В апреле Ирак с рабочим визитом посетила российская делегация, в состав которой входили председатель правления ОАО «НК «Роснефть» И. Сечин и генеральный директор госкорпорации «Ростех» С. Чемезов. Российские представители провели переговоры с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики. Был достигнут ряд договорённостей в сфере нефти, энергетики, машиностроения и военно-технического сотрудничества. В ходе переговоров «Роснефть» выразила готовность провести технический аудит действующих объектов, а также оказать поддержку в области геологоразведки и освоения нефтяных месторождений в Ираке. Кроме того, сообщается, что ОАО «Рособоронэкспорт» (входит в госкорпорацию «Ростех») поставит в Ирак шесть боевых вертолетов Ми-35 на общую сумму 256 млн долларов в дополнение к оборонным контрактам на 4,2 млрд долларов. В ходе встречи с российскими представителями Н. аль-Малики, подчеркнул «важность российско-иракских отношений и необходимость использования их на всех уровнях».

Правительство  курдской автономии в апреле продолжало активно действовать в сфере внешней политики. Так, США с недельным визитом посетила курдская делегация во главе с руководителем администрации президента Региона Курдмстан Ф. Хусейном. Курдские представители провели встречи и переговоры с высокопоставленными должностными лицами американской администрации, членами Конгресса, американскими бизнесменами и рядом неправительственных организаций. Обсуждалась ситуация в Ираке и отношения между курдским региональным правительством и властями в Багдаде. Курдская делегация в Вашингтоне пытались убедить администрацию Б. Обамы сохранять нейтралитет в нефтегазовом споре между Эрбилем и Багдадом.

Динамично развиваются курдско-турецкие отношения. Видный курдский политик Б. Салих, которого называют в качестве возможного преемника лидера ПСК Дж. Талабани, заявил, что «курдская идентичность, стабильность, язык и права не являются угрозой для Турции, они являются активом Турции», отметив, что Турция и иракские курды могли бы сделать гораздо больше вместе, хотя «национализм разделяет нас». Однако, в конечном итоге, два народа «заботятся об одних и тех же фундаментальных вещах».

Президент Региона Курдистан М. Барзани пообещал обеспечить всех сложивших оружие боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) жильем и работой. Власти курдской автономии поддерживают предстоящий уход боевиков РПК из Турции и готовы предоставить необходимую помощь в успешном завершении этого процесса. Властями Региона Курдистан уже ведутся работы по созданию рабочих мест для сложивших оружие членов РПК и их адаптации к мирной жизни.

Таким образом, в апреле 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке серьезно осложнилась. В провинциях с преимущественно суннитским населением на севере, в центре и западе страны произошли массовые волнения, участники которых протестовали против дискриминационной политики возглавляемого шиитами правительства. В ряде мест отмечались вооруженные столкновения между правительственными войсками и суннитскими боевиками. На высоком уровне сохранялась террористическая деятельность экстремистских группировок. В апреле в Ираке произошло резкое увеличение числа жертв вооруженного насилия. Неуклонно возрастает негативное влияние гражданской войны в соседней Сирии на положение дел в Ираке, в первую очередь, на ситуацию в западных и северных пограничных районах. В то же время федеральное правительство в Багдаде и правительство иракской курдской автономии сумели достичь соглашения о путях урегулирования имеющихся между ними проблем. В случае, если это соглашение будет реализовано на практике, арабско-курдские отношения значительно улучшаться, что должно положительно сказаться на общей ситуации в Ираке.

52.39MB | MySQL:103 | 0,502sec