Судан: ситуация в «проблемных регионах»

Руководитель генерального штаба Революционного Фронта Судана (РФС) Абдельазиз аль-Хилу впервые появился на публике после 27 апреля с.г., когда по сообщениям суданского армейского командования, «он был убит в результате ракетного удара по каравану из шести автомашин повстанцев в районе г. Умм Руаба в штате Северный Кордофан». Таким образом, надежды суданского военного командования на ликвидацию одного из своих принципиальных противников пока не оправдались. Ряд экспертов полагает, что за неожиданным ударом по каравану А.аль-Хиллу стоял его ярый противник, губернатор Южного Кордофана М.Харун. Кстати, А.аль-Хилу, который являлся прямым назначенцем Суданского народно-освободительного движения (СНОД) на пост вице-губернатора Южного Кордофана,  долгое время очень удачно взаимодействовал с М.Харуном.  Эту идиллию нарушили выборы губернатора на пост этого принципиального штата, которые с небольшим преимуществом выиграл М.Харун, а А.аль-Хилу с благословения Джубы ушел в партизаны. Сам по себе этот факт не является чем-то экстраординарным. Тот же А.аль-Хилу был основным полевым командиром южан в период гражданской войны в Южном Кордофане, и воевал он с тем же М.Харуном, который тогда представлял Хартум. Но в данном конкретном случае, южанин «перегнул палку» и нанес М.Харуну оскорбления личного характера, а также нарушил некие «джентльменские соглашения» между ними. Тем самым, принцип «только бизнес, и ничего личного» был забыт, а М.Харун публично пообещал уничтожить своего обидчика. Что он   и попытался сделать, тем самым нарушив перемирие и вызвав закономерное негодование посредников из Африканского союза.

Во время своего неожиданного «воскрешения» А.аль-Хилу пообещал продолжить борьбу вместе со своими партнерами по РФС «до полного падения режима в Хартуме». Среди партнеров имеются ввиду, прежде всего, М.Минави и А.Нур, которые по-прежнему в состоянии серьезно дестабилизировать ситуацию в Дарфуре.      Несмотря на эти воинственные заявления, по оценке ряда экспертов, РФС ожидают непростые времена. Само это образование родилось во многом благодаря позиции руководства Южного Судана, которое тем самым пыталась создать некий механизм давления на Хартум в рамках решения «спорных вопросов». После того, как стороны достигли компромисса по основным вопросам (возобновление транзита южносуданских  углеводородов в Порт-Судан, создание демилитаризованной зоны на границе с открытием КПП, и т.п.) партизаны из РФС во многом оказались «подвешенными в воздухе», и в настоящее время не без помощи посредников из Афросоюза пытаются интегрироваться в мирный переговорный процесс. При этом совершенно очевидно, что РФС в этой связи ждет раскол. Тот же А.аль-Хилу и нуба из Суданского народно-освободительного движения-север (СНОД-север), которые жестко ориентированы на Джубу, стремятся сейчас выторговать для себя максимум привилегий  в будущей схеме мирного сосуществования. Прикрываясь при этом пока агрессивной риторикой как естественным средством доказательства своей политической и военной весомости. Это закономерная реакция на практически полное игнорирование их роли как самостоятельной силы со стороны того же Хартума, который принципиально отказывается вести с ними переговоры непосредственно. При этом воевать «в полную силу», что они демонстрировали при помощи и материально-технической поддержке Южного Судана и Уганды на протяжении последних двух лет, они уже не в состоянии. А значит, некий компромисс с суданским руководством рано или поздно достигнут будет. Тем более, что гуманитарная ситуация в районах проживания тех же нуба уже носит практически характер катастрофы, что безусловно вынуждает руководство СНОД-север искать пути для перемирия с Хартумом.

Особенно с учетом того, что президент Южного Судана С.Киир, выступая на открытии нового парламентского центра в южносуданской столице, фактически провозгласил новую кадровую чистку «старых кадров», которые погрязли в коррупции и замешены в скандалах с физическим уничтожением своих политических противников. За три месяца до этого он под предлогом ротации кадров фактически вычистил все высшее командование южносуданской армии, заменив его на более «молодых» офицеров. Этот запрограммированный уход «старой гвардии» в рамках борьбы за власть в южносуданской верхушке однозначно нанесет самый болезненный удар и по СНОД-север, который во многом опирается именно на консервативную часть руководства Южного Судана и «ветеранов буша».

С «чисто» дарфурскими повстанцами дело обстоит сложнее. И М.Минави (в силу личных обид, прежде всего), и А.Нур готовы вести борьбу «до победного конца», поскольку они пользуются поддержкой значительных групп местного населения. Это особенно характерно для Суданского освободительного движения (СОД) А.Нура, которое уже долгое время демонстрирует способность выживать в самых тяжелых условиях,  благодаря именно «тыловой» поддержке  в этнически родственных районах Дарфура (Джебаль Марра, Джебаль Нур). И в данном случае будет это важным момент успеха или не успеха программы модернизации экономики Дарфура, на которую было собрано около 3 млрд долларов на последней донорской конференции. Несмотря на то, что на полнокровную программу модернизации, по оценкам того же Хартума,  требуется в два раза больше, этой суммы вполне достаточно для начала ее реализации. С учетом того, что основным распорядителем этой программы является руководитель администрации Дарфура и этнический фур Т.Сисси, данное обстоятельство в случае успеха может позволить  лишить того же А.Нура поддержки значительной группы его соплеменников. Т.Сисси «работает» на той же «этнической площадке», что и А.Нур, и программу модернизации Дарфура необходимо оценивать, прежде всего, как «борьбу за умы» населения. И итоги этой борьбы будут напрямую влиять на перспективы вооруженного противостояния и партизанской активности в этом уже давно неспокойном регионе.

52.33MB | MySQL:106 | 0,553sec