Визит госсекретаря США Джона Керри в Москву: в арабском мире не ждут прорыва

7 мая текущего года в российскую столицу прибыл государственный секретарь Соединенных Штатов Джон Керри. Его поездка в Москву предполагает, что официальный представитель американского истеблишмента проведет переговоры с президентом В.В. Путиным и своим российским коллегой С.В. Лавровым, в ходе которых вопрос о положении в Сирии станет едва ли не ведущим. Это обстоятельство и определяет внимание, которое в арабском мире уделяют этому визиту, не питая, впрочем, каких-либо надежд на сближение позиций обеих стран в отношении внутрисирийской ситуации и возможностей ее урегулирования. Опубликованная за день до прибытия Дж. Керри в Москву, 6 мая текущего года, в лондонской «Аль-Хайят» статья ее главного редактора Гассана Шербеля «Хранитель “красной черты”» тому, видимо, наиболее яркое подтверждение.

Г. Шербель нисколько не сомневается: «Россия действует как страна, не желающая терять Сирию». Ее действия, по его мнению, вписываются в начатое «Владимиром Путиным коррекционное движение, призванное изменить положение его страны в системе американо-российских отношений и, в этом контексте, покончить с последствиями времени крушения Берлинской стены и самоубийства Советского Союза». Сирийская ситуация в этом отношении, пишет главный редактор «Аль-Хайят», «наиболее приемлемый предлог для того, чтобы постричь когти оставшейся в одиночестве великой державе, которая, как считают советники российского президента, обескровлена войнами в Ираке и Афганистане, а также мировым финансовым кризисом».

Для «Владимира Путина», по словам Г. Шербеля, «важно, чтобы на сирийской земле не повторилась Ливия, он не хочет, чтобы Америка одержала победу под покровом ООН, он не хочет, чтобы Ближний Восток стал еще более исламским, поскольку у него немало проблем с мусульманами Российской Федерации и ее соседей». Он равным образом «не хочет дальнейшего повторения сцен “арабской весны”, когда крушились диктатуры, а избирательные урны придавали легитимность исламистам, как он не хочет и потери последнего союзника и унижения для российского оружия, которым этот союзник воюет».

Все эти обстоятельства и предопредели, как считает ведущий журналист лондонского издания, то, что «Москва прочертила свою красную черту на сирийском ристалище – нет иностранному военному вмешательству, обратившись к своему праву вето». Максимум того, что приняла Москва, по словам Г. Шербеля, это «Женевская декларация по Сирии, двусмысленности которой потопили стремление Лахдара Брахими ( спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии-авт.)действовать на ее основе».

Однако внутрисирийскую ситуацию определяют не только Соединенные Штаты и Россия, — там действуют и иные силы. Это Иран, для которого «защита Дамаска неотделима от защиты Тегерана». Он также «устами рахбара прочертил свою красную линию – Сирия останется прежней, либо не достанется никому», что, в конечном итоге, предопределило отход Хасана Насраллы от прежней позиции солидарности и скромного вмешательства в сирийские события к открытому и активному участию в них». Это Израиль, который действует, «исходя из соображений своей национальной безопасности, когда вопросы химического оружия и иранские военные поставки “Хизбалле” и сирийскому режиму заставляют его действовать, совершая воздушные налеты». Иными словами, израильская «национальная безопасность» – это «та красная черта, которую это государство прочертило на сирийском направлении».

Разумеется, продолжает Г. Шербель, визиту Дж. Керри в Москву предшествовали важные события – «слова Обамы об использовании химического оружия на сирийской территории, позиция Хасана Насраллы и израильские воздушные рейды на объекты в окрестностях Дамаска». Естественно также, что глава американского внешнеполитического ведомства, как считает главный редактор «Аль-Хайят», «попытается опереться на химическое досье с тем, чтобы убедить Россию пойти на то, чтобы принять идею о переходе власти в Сирии». Если же государственному секретарю не удастся этого добиться («а он не сможет этого добиться!»), то «Обама примет окончательное решение о поставках вооружения умеренной сирийской оппозиции». Тем самым будет создана ситуация, когда «сирийский кризис вступит в фазу еще более серьезного пожара».

Для главы лондонского издания абсолютно «очевидно, что открытое для всех сирийское ристалище создает положение, способствующее разрастанию регионального/международного кризиса». Этот кризис вырастает из вопросов, «на которые пока нет ответа, а эти вопросы многочисленны». Среди них: «Ответит ли Сирия на израильские рейды? Где и с помощью кого это может произойти? Пойдет ли Иран еще дальше в своем открытом вмешательстве в конфликт? Превратится ли тогда Сирия в поля многих сражений за решение многих досье? Решится ли “Хизбалла” на противостояние на многих фронтах?». Но этими вопросами для Г. Шербеля их список не ограничивается. Он дополняет его еще одним и не менее важным: «Что предпримет Россия, если Ближний Восток охватит большой пожар?».

Тем не менее, главному редактору «Аль-Хайят» очевидно – «Обама испытывает сильное давление со стороны тех, кто стремится заставить его действовать более решительно, а Путин же – не может проиграть». Эта ситуация означает, что «обе стороны оказались в тупике, действуя на горячем сирийском направлении». Наконец, Г. Шербель произносит слова, доказывающие, что он, как и арабские политики, считает, что не только каждая из этих сторон – Соединенные Штаты и Россия «имеет собственные красные линии», но эти «красные линии» имеют и региональные игроки, вне зависимости от того, представлены ли они государствами или религиозно-политическими движениями. И «у всех этих красных линий есть надежные хранители».

Его пессимизм, как и пессимизм арабских политиков, по крайней мере, в отношении визита Дж. Керри в российскую столицу кажется непоколебимым.

62.83MB | MySQL:102 | 0,637sec