О сервисных контрактах российских нефтяных компаний в иракских проектах

К настоящему моменту три отечественные компании ведут свою деятельность на нефтяном поле этого арабского государства. Освоением иракских месторождений занимаются «Лукойл Оверсиз» (дочерняя структура «Лукойла»), «Газпром нефть» (дочерняя структура «Газпрома») и «Башнефть».

Кроме того, «Роснефть» также планирует впервые выйти на этот рынок, а «Зарубежнефть» стремится вернуться в Ирак спустя десять лет.

Позиции «Лукойла» в Ираке становятся все более прочными. Подписание в начале 2013 г. дополнительного соглашения к контракту по «Западной Курне – 2» между президентом компании В.Ю.Алекперовым и уполномоченными представителями иракских государственных North Oil Company и South Oil Company зафиксировало передачу российской стороне 18,75% участия в проекте от норвежской компании Statoil, вышедшей из него.

Помимо этого была достигнута договоренность о снижении целевого уровня добычи по проекту с 1,8 млн до 1,2 млн баррелей нефти в сутки, а также о продлении периода поддержания целевого уровня добычи с 13 до 19,5 лет и общего срока действия контракта – с 20 до 25 лет.

Как заявил президент компании «Лукойл», измененные параметры проекта обеспечивают достижение производственно-экономических целевых ориентиров компании и существенно снижают риски, возникающие в ходе его реализации. По словам В.Ю.Алекперова, к началу следующего года компания сможет добывать на месторождении 150 тыс. баррелей в сутки.

Участниками проекта являются иракская государственная нефтяная компания South Oil Company (со стороны государства) и консорциум подрядчиков, состоящий из «Лукойл Оверсиз» (75%) и иракской госкомпании North Oil Company (25%).

Российская компания рассчитывает на стабильный налог на прибыль 32%,  рентабельность 15% и операционные затраты в размере 3 доллара на 1 баррель нефти.

По предварительным оценкам, инвестиции «Лукойл Оверсиз» в «Западную Курну – 2» до 2015 г. достигнут 4,5 млрд долларов. Общие инвестиции могут составить 30 млрд долларов, из которых 20 млрд будет направлено непосредственно в производство.

Разрабатывающий «Западную Курну – 2», а также получивший право на геологоразведку Блока 10, «Лукойл Оверсиз» также заинтересован в проекте «Насирия» в Ираке. Однако компании пока неизвестен механизм компенсации расходов на строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в рамках этого проекта.

Стоит отметить, что по итогам четырех раундов по лицензированию иракских недр, проведенных с декабря 2009-го по май 2012 г., Ирак заключал с российскими компаниями-победительницами сервисные контракты, но в каждом из них есть определенные нюансы.

В соответствии с подготовленным Министерством нефти Ирака Итоговым протоколом на заключение сервисных контрактов от 17 ноября 2009 г., основной задачей общенациональных тендеров является заключение сервисных контрактов с иностранными компаниями или консорциумами, включающими государственные компании зарубежных стран,  на проведение разведки, оценки, разработки и добычи углеводородов.

Ключевыми условиями сервисных договоров являются следующие:

  • срок действия соглашения может доходить до 20 лет с момента вступления договора в силу;
  • предусматривается разработка разведанных и разведка новых запасов;
  • все запасы, которые компания или консорциум собираются разрабатывать в настоящий момент или в будущем, должны быть переданы на определенном этапе обратно;
  • сторона, заключившая договор, имеет право на получение компенсации его фактических издержек (нефтяных и дополнительных), а также на плату, эквивалентную объему добытого сверх нормы сырья. Подобные выплаты осуществляются либо в виде нефти, либо в денежной форме (по выбору стороны);
  • взимание с компании или консорциума нефтяных издержек, а также получение обозначенной выше платы возможны лишь по достижении 50% рубежа от предполагаемой доходности от всего участка, как только будут достигнуты объемы добычи, согласованные сторонами ранее;
  • Иракская национальная нефтяная компания участвует в каждом участке в процентной доле, составляющей не менее 25%;
  • иностранной компании или консорциуму безвозмездно выплачивается определенная сумма при подписании контракта;
  •  доходы иностранной компании или консорциума облагаются подоходным налогом в соответствии с действующим иракским законодательством;
  • для каждого их выставленных на аукцион участков установлен минимальный уровень инвестиционных вложений;
  • на иностранные компании будут наложены обязательства по подготовке персонала и передачи технологий по трудоустройству иракских граждан, а также по закупке местных товаров и пользованию услуг;
  • все контракты будут составлены в строгом соответствии с иракским законодательством;
  • договоры будут составлены на арабском и английском языках, однако в случае несоответствия приоритет следует отдать английской версии;
  • процедуры рассмотрения возможных споров между сторонами предусматривает либо обращение к независимым экспертам, либо обращение в международный арбитраж (к примеру, в Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже или какой-либо иной по согласованию сторон);
  • вся деятельность по разработке участков регулируется иракскими законами, а также соответствующими нормативно-правовыми актами Министерства нефти и должна соответствовать высоким стандартам международной нефтедобывающей отрасли, в частности связанным с обеспечением здоровья и безопасности людей, государственной безопасности, сохранением окружающей природной среды и соответствующей деловой этике.

 

Далее следует охарактеризовать требования, которые Ирак предъявляет стремящимся выйти на иракский рынок компаниям и консорциумам. Они таковы:

  • в каждый консорциум должны входить организации, способные осуществлять функции оператора проекта;
  • каждой компании-оператору надлежит иметь не менее 30% от проекта (без учета процентной доли иракской стороны);
  • минимальная доля каждого из участников консорциума должна составлять не менее 10% от всего проекта;
  • компания/консорциум может участвовать в тендере на все заявленные участки, но в праве получить максимально лишь 4 из них, быть оператором  лишь в 2, а иногда только в 1 проекте (речь идет о второй очереди Западной Курны, Восточном Багдаде, Халфайе, Маджнуне);
  • ни одна компания не вправе подавать самостоятельно и в составе консорциума 2 заявки на тот же участок;
  • если компания, после того как подала заявку на участие, но до подписания контракта, вдруг выйдет из консорциума, то стальные участники должны принять на себя ее обязательства по договору. В этот период новые члены не вправе вступать в состав консорциума.

 

Примечательно, что акты, закрепляющие права и обязанности участвующих в тендере сторон, также содержат условия, при которых наступает дисквалификация участников аукциона. Среди них:

  • банкротство, распад либо продажа головной компании;
  • требование самого участника тендера;
  • подача ложной информации;
  • участие в нефтяной деятельности без согласования с правительством;
  • несоответствие условиям заявки организаторов;
  • совершение преступного деяния, доказанного судебным органом.

 

Несмотря на то, что Ирак предпочитает заключать с иностранными подрядчиками преимущественно сервисные контракты, договор по «Западной Курне – 2» представляет собой «гибрид» сервисного контракта и соглашения о разделе продукции (СРП), поскольку потенциально позволяет поставить на баланс российской компании часть запасов иракского месторождения.

Что касается договора «Лукойл Оверсиз» с иракской стороной по Блоку 10, который в отличие от «Западной Курны – 2» не имеет доказанных запасов нефти, то он содержит некоторые новые положения.

Поскольку Блок 10 является лишь потенциально нефтеносным, то, прежде чем перейти к возможной добыче сырья, подрядчику сначала необходимо провести геологоразведку и достичь положительного результата по ее итогам.

Применительно к сервисному контракту, заключенному «Лукойл Оверсиз» с иракской стороной, стоит обратить особое внимание на процедуру компенсации, которая ждет подрядчика.

Если на Блоке 10 начнется добыча, то подрядчику будут возмещены все расходы, в том числе и на геологоразведку, но без процентов.

В случае признания открытого месторождения коммерческим начало добычи может быть отложено иракской стороной на 7 лет (право на так называемый holding period). В этом случае подрядчик получает возмещение дополнительных затрат с аплифтом по ставке ЛИБОР + 5%[1], а затраты на геологоразведку компенсируются без аплифта.

Если подрядчик решает не ждать и отказывается от обнаруженного коммерческого месторождения, то ему компенсируются дополнительные затраты по ставке ЛИБОР + 5%, а затраты на геологоразведку компенсируются по ставке ЛИБОР + 3%.

В 2012 г. Министерство нефти Ирака предоставило еще одной российской компании «Башнефть» статус оператора разведки и разработки Блока 12. После двусторонних переговоров стороны заключили сервисный контракт на геологоразведку, разработку и добычу (EDPSC) на Блоке 12 (расположен в 80 км юго-западнее г. Самава, площадь блока – около 8 тыс. кв. км).

Примечательно, что на этот раз Ирак отошел от привычной схема, при которой 25% долевого участия в совместном проекте обязательно должно принадлежать иракской государственной компании, и предоставил «Башнефти» возможность владеть 100%-ной долей и самой сформировать консорциум из числа концернов, участвовавших в четвертом раунде торгов.

Первым партнером российской компании стала британская Premier Oil, получившая 30% долю в проекте. В ноябре 2012 г. консорциум в составе «Башнефти» (70%) и Premier Oil (30%) и иракская South Oil Company, представляющая государственные интересы, подписали в Багдаде контракт на геологоразведку, разработку и добычу на Блоке 12.

В контракте зафиксирована обязательная программа геологоразведочных работ на Блоке 12, которая включает проведение 2D-сейсмики в объеме 2000 погонных км и бурение одной разведочной скважины. Инвестиции в программу геологоразведочных работ предусмотрены в размере 120 млн долларов в течение пяти лет.

При подтверждении коммерческих запасов срок действия контракта составит 20 лет. Компенсация за добытую нефть составит 5 долларов за баррель. Выплаты начнутся по достижении 25%-го уровня от предполагаемой «полки» добычи, которая будет определена по завершении геологоразведки и оценки запасов и зафиксирована в проекте разработки, утвержденном Министерством нефти Ирака.

Согласно контракту, в течение месяца с момента его подписания консорциум выплатил иракской стороне бонус в размере 15 млн долларов пропорционально долям участия: 10,5 млн – «Башнефть», 4,5 млн – Premier Oil. Кроме того, контракт предусматривает, что «Башнефти» как оператору проекта необходимо открыть официальный офис в Багдаде.

На условиях сервисного контракта в Ираке работает и «Газпром нефть», которая реализует проект «Бадра».

Месторождение «Бадра» находится в восточной части Ирака. Его геологические запасы предварительно оценены в 3 млрд баррелей нефти. Право на разработку принадлежит консорциуму компаний, куда входят «Газпром нефть» (30% в проекте, оператор), южнокорейская Kogas (22,5%), малазийская Petronas (15%), турецкая ТРАО (7,5%). Иракская сторона представлена Oil Exploration Company (25%).

Контракт рассчитан на 20 лет с возможной пролонгацией на 5 лет. Расчетный объем капиталовложений составляет около 2 млрд долларов. Начало добычи на месторождении запланировано на второе полугодие 2013 г., а к 2017 г. объем производства должен достичь 170 тыс. баррелей нефти в сутки (около 8,5 млн т в год) и сохраняться на этом уровне в течение 7 лет. Всего на участке предполагается пробурить 17 эксплуатационных и 5 нагнетательных скважин.

Следует отметить, что в последнее время ведущие иностранные компании оставляют свои проекты, реализуемые на условиях центральных властей Ирака, и уходят в Иракский Курдистан, предоставляющий более выгодные условия.

Недовольство зарубежных подрядчиков существующими на сегодня условиями работы в Ираке как с точки зрения доходов, так и с точки зрения рисков. Например, сервисные контракты, предлагаемые Министерством нефти Ирака, содержат крайне низкие ставки вознаграждения подрядчику за добычу нефти. Эрбиль же заключает с иностранным компаниям СРП, что позволяет им иметь долевое право на добытое сырье.

«Газпром нефть» является пока единственной российской компанией, которая наряду с сервисным контрактом по «Бадре» имеет три соглашения о разделе продукции в отношении участков, расположенных на курдской территории.

Сначала «Газпром нефть» через свою дочернюю структуру подписала с Региональным правительством Курдистана (РегПК) два СРП в отношении блоков «Гармиан» (площадь – 1,78 тыс. кв. км) и «Шакал» (474 кв. км), расположенных на юге Региона Курдистан. На обоих участках продолжаются геологоразведочные работы, по завершении которых не позднее 2015 г. планируется начать нефтедобычу.

Согласно юридическим договоренностям, в проекте разработки более крупного по площади блока «Гармиан» «Газпром нефть» и канадская компания WesternZagros получат по 40%. Что касается блока «Шакал», то здесь уже «Газпром нефть» будет наделена статусом оператора, получив 80% в проекте. Доля РегПК в обеих сделках составляет 20%.

Суммарные выплаты за вхождение в проекты, включая компенсацию понесенных исторических затрат, составят около 260 млн долларов. Приходящиеся на долю «Газпром нефти» инвестиции в проведение геологоразведочных работ в рамках обоих проектов до 2015 г. предварительно оцениваются не менее чем в 150 млн долларов.

Позднее «Газпром нефть» получила на условиях СРП 80% участия в третьем блоке «Халабджа», расположенном в 30 км от участка Гармиан. Оценочные запасы на новом блоке приблизительно оцениваются в 700 млн баррелей нефти. В ближайших планах «Газпром нефти» – согласование с РегПК плана геологоразведочных работ на 7 лет, по завершении которых компания рассчитывает получить долгосрочную лицензию на разработку.

В свою очередь, центральная власть Ирака призывает курдскую сторону представлять все нефтяные контракты, подписанные с зарубежными подрядчиками, в иракское Министерство нефти для утверждения. При этом всячески подчеркивается, что в настоящее время доходы только от 1/3 нефти, добываемой на территории курдской автономии, передаются центральному правительству и не существует записей о том, что происходит с другими двумя третями производства, куда идут доходы, и по какой цене продается нефть.

Выводы

Проведенный анализ позволяет сделать ряд основных выводов.

Во-первых, сервисные контракты, заключаемые российскими компаниями с Ираком, содержат положения, которые в большей степени отвечают иракским интересам, в то время как иностранный подрядчик находится в непростом положении. Прежде всего это касается крайне невысокой платы за добытую нефть, что усугубляется многочисленными правовыми и иными рисками, которые существуют для инвесторов в иракский топливно-энергетический комплекс.

Во-вторых, договоры об оказании услуг по геологоразведке и дальнейшей добыче нефти на участках, не имеющих доказанных запасов сырья, содержат положения, позволяющие иракской стороне в одностороннем порядке регулировать период начала нефтяного производства даже после коммерческого открытия месторождения. Это при определенных обстоятельствах (например, Ирак сошлется на  требования по квотам Организации стран-экспортеров нефти и приостановит добычу на вновь открытом участке) может негативно сказаться на доходах российских компаний, которые к тому моменту будут ожидать поступление прибыли от добытой нефти. Расходы за разведку, возмещенные иракской стороной, не смогут в полном объеме компенсировать подрядчику стоимость работ, проведенных в напряженных условиях иракской действительности.

В-третьих, соглашения о разделе продукции, предоставляемые подрядчику руководством Региона Курдистан, содержат более выгодные условия для иностранной стороны. СРП предполагают получение доли добытого сырья, а не ограничиваются выплатой денежного вознаграждения.

Как представляется, российскому нефтяному бизнесу было бы полезно обратиться к курдскому юридическому механизму сотрудничества и, сопоставив его с сервисными договорами, предлагаемыми Министерством нефти Ирака, задуматься о нынешних правовых гарантиях и будущей эффективности своих действий на иракском нефтяном поле.

 

1.ЛИБОР — Лондонская межбанковская ставка предложения (англ. London Interbank Offered Rate, LIBOR), — средневзвешенная процентная ставка по межбанковским кредитам, предоставляемым банками, выступающими на лондонском межбанковском рынке с предложением средств в разных валютах и на разные сроки — от одного дня до 12 месяцев. Ставка фиксируется Британской банковской ассоциацией начиная с 1985 г/ ежедневно в 11:00 по Западноевропейскому времени на основании данных, предоставляемых избранными банками. По традиции ставки ЛИБОР применяются в качестве базисных при предоставлении банковских кредитов на условиях плавающей процентной ставки.

52.35MB | MySQL:103 | 0,513sec