Пакистан: всеобщие выборы

Пакистан уверенно приближается к всеобщим парламентским выборам, назначенным на 11 мая 2013 г.  Как любая политическая кампания предвыборные дни  наполнены митингами,  резкими заявлениями оппонентов, язвительными замечаниями скептиков, неопределенностью позиций  многих избирателей, непредсказуемыми  ранее событиями, как, например,  судебным процессом над экс-президентом П.Мушаррафом, госпитализацией Имран Хана, лидера партии Движение за справедливость (ДС) и т.д.  Но, тем не менее, налицо несколько особенностей избирательной кампании 2013 г. в Пакистане.

 

    Первым  и очевидным фактором является то, что выборы проходят в запланированные сроки и согласно Конституции  страны. Парламент и правительство проработали полный пятилетний срок  согласно основному закону страны. Пакистанская народная партия (ПНП) сумела удержаться у власти, и все эти годы оставалась   лидирующей в правящей коалиции (менялся состав правительства, в 2012 г. вышел в отставку премьер-министр Юсуф Раза Гилани и т.д.). Политическую историю страны традиционно делят на периоды правления военных и гражданских администраций. И это правильно, но при этом забывают отметить примерно одинаковую низкую эффективность обоих режимов. В этом кроется нарастание политической нестабильности в стране, и в конечном итоге уход с государственной сцены правящей группировки в военном или гражданском костюме.

 

         «Негромкость» избирательной кампании 2013 г. во многом объясняется новым вызовом — беспрецедентным разгулом насилия и актами террора со стороны Движения Талибан Пакистана/ДТП), которое объявило  выборы антиисламскими и развернула настоящую охоту за их представителями. Это отдельная тема, заслуживающая особого внимания.  Отметим лишь, что действия ДТП внесли коррективы в избирательную кампанию,  маршруты, график проведения предвыборных мероприятий, их численность, а часто просто к отмене открытых публичных  выступлений кандидатов трех ведущих политических партий Пакистана: ПНП, ННП, ОДН. Они часто использовали  военные вертолеты для перемещения кандидатов, обеспечивали их охрану.  Талибы  применяли изощренные методы для большей эффективности своей подрывной деятельности. Так 5 мая 2013 г. около здания партии ОДН в Карачи прогремели два взрыва с определенным интервалом – первый должен был привлечь больше людей к месту инцидента, а второй – провести их уничтожение.  В результате тридцать человек были ранены,  девять человек убиты. 9 мая мая 2013 г., в последний день ведения предвыборной агитации во время встречи  в Мултане кандидата от ПНП в законодательное собрание Панджаба с избирателями произошло его похищение и убийство охранника. Похищенным оказался Хайдер Али  Гилани, сын крупного деятелями ПНП, бывшего премьер-министра Ю.Р.Гилани.     

 

      В отдельных районах страны, особенно Белуджистана и Территории племен федерального управления (ТПФУ) население опасается идти на избирательные участки из-за угрозы насилия.  Командующий армией  генерал Ашфак Первез Кияни  заявил о важности реализации комплексного и хорошо скоординированного плана по обеспечению безопасности проведения мирных выборов. В четыре провинции страны дополнительно направлены    70 000 военнослужащих , которые   с тысячами полицейских будут поддерживать правопорядок во время выборов.  Повышенные меры безопасности приняты в крупных городах страны – Карачи (переброшено десять тысяч военнослужащих), Лахоре, Мултане,  Пешаваре, Исламабаде, Кветте, и т.д.

 

     В предшествующие пять лет политическая жизнь развивалась в основном в двух направлениях: традиционном соперничестве давних личных врагов – Миан Мухаммада Наваз Шарифа, лидера ПМЛ (Н) и Асифа Али Зардари, лидера ПНП, действующего президента страны.  С другой стороны, лидирующая в правящей коалиции ПНП усиленно лавировала с целью удержаться у власти,   постоянно вступала в альянсы с другими политическими партиями – Пакистанской мусульманской лигой (Каид-и Азама (ПМЛ К),  ОНД и т.д.

Объединяясь с другими партиями   и ПНП, и ПМЛ (Н) минимально учитывали интересы своих малых союзников, что приводило к противоречиям внутри  коалиций, их ослаблению и распаду.

 

     Особенностью кампании нынешнего года является то, что за прошедший после предшествующих  выборов период не были созданы новы политические центры, не появились прочные политические коалиции, яркие политические акторы. И в предвыборную кампанию 2013 г. Пакистан вступил с традиционным набором политических игроков, выдвинувшие практически идентичные предвыборные программы, декларирующие заведомо несбыточные обещания: обуздание энергетического кризиса в стране, быстрое экономическое развитие,  искоренение коррупции, преодоление огромного разрыва  в социальном положении верхушки общества и широких масс  населения и т.д. Опасение большинства партий вызывает рост насилия,  и экстремизма,  возможности дальнейшего административного  деления, в частности провинции Панджаб,  усиление центробежных тенденций в стране. Особенностью кампании 2013 г. является  высокий процент молодого электората. По предварительным оценкам 31% избирателей — в возрасте между 18 и 29 лет.

 

     Очевидно, что важнейшим фактором каждой  избирательной кампании остается  расклад политических сил, формирование альянсов партий, которые в случае положительного исхода для них встанут у руля правления государством. Определяющим в избирательной кампании   2008 г.  было  мощное объединение различных по этническому и конфессиональному составу партий, основной целью которых было противостояние промушаррафовской Пакистанской мусульманской лиге (Каид-и Азама).

 

       Ныне ситуация в Пакистане отчасти схожа с событиями февраля 2008 г. Налицо разделение политических партий на два основных блока:  первый — вокруг лидировавшей в правящей коалиции (2008 – начало 2013 г.)  ПНП, второй — оппозиционные партии.   И если всматриваться глубже,  то раздел проходит между  секуляристскими партиями и  религиозными. Лидер одной из влиятельных праворелигиозных партий ДУИ-Ф маулана Фазлур Рехман заявлял еще в апреле 2013 г., что «существует прямая борьба между светскими и религиозными силами  на предстоящих выборах». Обе эти группы  полны внутренними противоречиями,  непримиримыми позициями по тем или иным проблемам, разным отношением к противостоящим соперникам и т.д.

 

      Все политические и религиозные партии борются за  максимальную поддержку и симпатии избирателей, используя различные тактические схемы  и избирательные технологии по всей стране. Особняком стоит партия Движение за справедливость, в конечном счете, так и не примкнувшая в силу ряда причин  к тому или иному партийному объединению.

 

     Крупнейшим политическим блоком Пакистана перед всеобщими парламентскими выборами  стал альянс из десяти партий.   Он представлен, прежде всего, Пакистанской мусульманской лигой (Наваз Шарифа), основной оппозиционной силой для правящей в 2008 – 2013 гг. ПНП; также крупными праворелигиозными партиями Джамаат Улема-и-Ислами-Фазл, Джамаат Улема-и-Пакистан  и Джамаат-и ислами, мелкими националистическими и религиозными партиями, как, например, Синдская объединенная партия,  Движение суннитов  соответственно и т.д.  Объединяющим началом при формировании блока стало недовольство внутренней и внешней политикой действующего президента Пакистана А.А.Зардари и его Пакистанской народной партии; неспособностью вырвать страну из  энергетического кризиса,  тисков  инфляции, зависимостью от иностранной помощи,  проамериканским курсом во внешней политике при одновременном поражении  Исламабада продвинуть местные товары, в первую очередь текстиль и сельскохозяйственные продукты на американский рынок и т.д. Общепризнанным требованием  альянса является «продвижение норм  ислама и шариата, соблюдение исламских законов в стране, внесение  изменений в Конституцию с целью введения правил и норм в соответствии с Кораном и Сунной».

 

     В целом, прослеживается слабая тенденция возрождения альянса Маджлис-е-Амаль, победившего на  всеобщих выборах 2003 г. в провинции Хайбер-Пахтунхва (до 2010 г. – Северо-Западная пограничная провинция), который также сформировал правительство в провинции Белуджистан. Но представители этих же партий сами подчеркивают, что  альянс в прежнем виде потерял свою актуальность в наши дни, так как «исламские политические партии, принадлежащие ко всем религиозным школам, не смогли создать альянс в избирательной кампании 2013 г.»  Камнем преткновения в возрождении ММА  стали противоречия между ДУИ-Ф и ДИ. Например, Джамаат-и ислами  в политической  борьбе  с Джамаат Улема-и-Ислами-Фазл претендует на главенствующую роль, подчеркивая, что только ДИ  «способна собрать религиозные силы в рамках единой платформы, так как она стоит выше сект».

 

    Особняком в альянсе десяти партий выступает  Пакистанская мусульманская лига (Наваз Шарифа).  В четко проработанном предвыборном манифесте она не выдвигает  жестких конфессиональных требований по примеру ДИ или Движения суннитов. Программа ПМЛ (Н) носит сугубо светский характер. Однако, участие ее в альянсе продиктовано прагматическими целями – широкое союзничество с партиями, оппозиционно настроенными по отношению к правившей ПНП и президенту А.А.Зардари. В избирательной кампании 2013 г. вновь схлестнулись давние политические противники Миан Мухаммад Наваз Шариф и клан Бхутто-Зардари.  Но в отличие от февраля 2008 г.  Наваз Шариф сумел собрать большее число сторонников, что дает ему определенные шансы на победу в составе альянса.

 

     С подобной прагматичностью   десять партий подошли и к расширению круга им симпатизирующих. Например, они умело сыграли на недовольстве  хазарейцев и жителей южных районов Панджаба, выступавших за  создание новых административных единиц – провинции Хазара и провинции Южный Панджаб и Бахавалпур.  

 

     Предвыборные обещания альянса не означают, что в случае прихода их  к власти самостоятельные провинции будут сформированы. Более того, Наваз Шариф  категорически выступал  против деления «его Панджаба» и создания здесь провинциальных автономий.

 

      В целом  существование альянса десяти партий носит временный характер, и это понимают все его участники. Даже в случае победы его на выборах 11 мая 2013 г.  борьба продолжится на принципиально новом уровне – за лидерство каждой партии в провинциях, за министерские  портфели в центральном правительстве и т.д.

 

    Следует остановиться и на фланге секуляристских партий. К ним следует отнести ПНП, ПМЛ (К), ОНД и другие. Как такового выраженного альянса не существует.  Более того,  Объединенное национальное движение  перед самым началом избирательной кампании  в  марте 2013 г. вышло из состава правящей коалиции, заявив о непримиримых разногласиях с правившей ПНП. На сегодняшний день  относительно прочным остается союз ПНП и  ПМЛ (К). Таким образом, эта группа  в случае победы столкнется с еще более трудными проблемами по сравнению с лагерем противника.

 

    Важнейшей особенностью нынешней избирательной кампании является то, что она проходит  в условиях роста фундаменталистских настроений. В сочетании с усилением позиций  ДТП, его стремлением социализироваться, т.е. отменить запрет на его  деятельность, заявить о себе как общепризнанной политической организации, способно привести к непредсказуемым результатам в ближайшие годы, когда многое будет зависеть от позиции и действий пакистанских военных.

 

     Несомненно на настроение избирателей сказывается ситуация,  складывающаяся ныне в соседней стране  в связи выводом в 2014 г. основной части  коалиционных сил НАТО из  Афганистана. Повлечет ли это изменение геополитических сил в регионе, к каким последствиям это приведет, и как  новые процессы повлияют на внутриполитическое развитие Пакистана неизвестно. Но очевидно одно – сокращение американской экономической и военной помощи, и в целом ослабление влияния Вашингтона на Исламабад.

52.28MB | MySQL:111 | 0,498sec