Визит коптского патриарха Тавадроса II в Ватикан в свете обострения межконфессиональной ситуации в АРЕ

Визит патриарха Коптской церкви Тавадроса II в Ватикан, где 10 мая состоялась его частная аудиенция и совместная молитва с Папой Франциском, а затем встречи в Папском совете по содействию христианскому единству и в других ведомствах Римской Курии, можно с полным правом назвать историческим.

Это был первый за последние сорок лет визит коптского патриарха, после того как в 1973 году предшественник Тавадроса –  Шенуда III, встретился в Ватикане с Папой Павлом VI.

В коптских СМИ, а также блогосфере бросается в глаза подчеркнуто дружеская риторика об «узах дружбы и братства, которые объединяют Престол Святого Петра и Престол Святого Марка». Акцентируется внимание также на идее Тавадроса II отмечать 10 мая каждого года «праздник братской любви» между Католической и Коптской  церквями, а также приглашении понтифика в ближайшее время посетить Египет.

Такое заметное «расшаркивание» перед Ватиканом со стороны нового коптского патриарха вполне объяснимо, учитывая непростую ситуацию, в которой оказались копты в «послереволюционный» период.

Следует отметить, что со смертью папы Шенуды III и избранием в начале ноября прошлого года 118-го патриарха Коптской церкви 60-летнего епископа Тавадроса ушла в историю более чем 40-летняя эпоха особых отношений коптов-христиан с египетским государством.

Об эпохе Шенуды III можно говорить разное. Разумеется, при нем коптам не жилось так вольготно, как это было во времена монархии. Во второй четверти прошлого века, при короле Фаруке I, коптская буржуазия держала в руках фактически половину национальных богатств страны. Христиане-копты занимали ведущие позиции в промышленности, торговле и сельском хозяйстве.

Однако начиная с середины 1980-х гг. с приходом к власти в стране Х.Мубарака Шенуде III все же удалось наладить более-менее сносные отношения с египетским государством после того, как в результате национализации промышленности и аграрной реформы Г.А.Насера копты лишились большей части своих богатств, а в результате того, что следующий египетский лидер — А.Садат — в 1970 году сделал исламские законы шариата частью Конституции, и вовсе оказались в униженном положении.

Несмотря на то, что до январско-февральских событий 2011 года стычки на религиозной почве случались регулярно, в целом межконфессиональную обстановку в стране можно было назвать относительно спокойной.

Официальный Каир эпохи Х.Мубарака постоянно демонстрировал толерантность к представителям различных конфессиональных групп, проживающих в АРЕ, а также любым способом стремился снизить межконфессиональное напряжение. Несмотря на то, что официальной религией Египта, согласно конституции, является ислам, власть носила подчеркнуто светский характер. Кроме того, начиная с 2003 г., праздник Рождества Христова — 7 января (христиане-копты пользуются юлианским календарем), был провозглашен властью Египта общенациональным праздником и, соответственно, выходным днем в стране.

На протяжении последних лет показательным было также то, что бывшие главный шейх одного из мощнейших образовательных центров мусульманского мира – исламского университета «Аль-Азхар», Саед Мухаммед Тантауи и Шенуда III публично демонстрировали взаимопонимание и взаимоуважение, часто выступая с заявлениями по наиболее актуальным проблемам внутренней и внешней политики.

Заметное обострение межконфессиональной ситуации в стране произошло с победой «революции». И то обстоятельство, что во время прошедших парламентских и президентских выборов победили умеренные исламисты, не прибавило оптимизма представителям коптского меньшинства.

Внешне все вроде бы осталось как и при прежнем режиме. К примеру, в правительстве «брата-мусульманина» Хишама Кандиля христианин-копт отвечает за научные вопросы, а одним из трех ближайших советников президента АРЕ М.Мурси является копт Самр Маркос, занимающийся проблемами политического переходного процесса в стране. Более того, проект будущей Конституции Египта предполагает, что личный статус и религиозные дела в этих общинах будут определяться на основе «принципов христианских и иудейских законов».

И все же очевидно, что в ближайшее время следует ожидать дальнейшего обострения межконфессиональной ситуации по межконфессиональной линии «мусульманское большинство-коптское меньшинство».

Главной причиной этого является социально-экономическая ситуация в стране. Быстрый прирост населения крупнейшей арабской страны превышает темпы экономического роста и не позволяет добиться улучшения жизненного уровня, истощает ресурсную базу Египта, создаёт заметные трудности со снабжением населения продовольствием.

Проблема бурного демографического роста приводит также к повышению уровня безработицы. Кроме того, ситуация усложняется ужесточением иммиграционного законодательства со стороны Евросоюза.

При условии высокого процента бедности, перенаселение страны создаёт условия для роста социальной напряженности, что, в свою очередь, будет способствовать распространению радикальных настроений в египетском обществе.

Уже сейчас наблюдается снижение популярности умеренных исламистов из правящей организации «Братья-мусульмане», что благоприятно сказывается на проникновении в Египет радикальных исламистских группировок, члены которых получили соответствующую идеологическую подготовку и имеют опыт активной террористической деятельности в различных «горячих точках» Большого Ближнего Востока.

Более того, происходит ползучая радикальная исламизация практически всех эшелонов власти и, что особенно тревожно, внутри армии, где заметно усилилось влияние ваххабитов и салафитов, исповедующих строгую версию ислама, по образцу Саудовской Аравии.

Поскольку пока в стране не наблюдается политической силы, способной радикально изменить экономическую ситуацию, «простые» исламистские рецепты решения проблем будут все легче «ложиться на души» мусульманского большинства. И 25%, которые получили салафиты на последних египетских парламентских выборах — это, как показывает нарастание радикально-исламистской протестной волны, далеко не предел. А потому коптам во главе со своим новым главой церкви следует готовиться к новым столкновениям и новым испытаниям.

Судя по всему, Тавадрос II  это понимает.  Поэтому и решил он не ограничиваться созданием Совета христианских церквей АРЕ или  обвинениями президента М.Мурси в «халатности», как это произошло во время межрелигиозных столкновений в прошлом месяце, но и налаживанием через Ватикан тесных отношений с Западом,  денежные вливания которого в египетскую экономику, похоже, будут иметь чуть ли не решающее значение для дальнейшего существования нынешнего режима в АРЕ.

52.27MB | MySQL:103 | 0,695sec