Йемен: реформа вооружённых сил

Одним из основных пунктов инициативы ССАГПЗ по выходу Йемена из политического кризиса, в котором страна оказалась в результате событий «арабской весны» 2011 г., а также имплементационного механизма данной инициативы, была реорганизация вооружённых сил Йемена. В частности, среди первоочередных задач, стоящих переде новым йеменским правительством на переходном периоде, указывались:

  • прекращение конфронтаций различных подразделений вооружённых сил, вооружённых формирований и отрядов народной милиции друг с другом;
  • прекращение разобщённости внутри вооружённых сил, устранение её причин;
  • обеспечение возвращения всех подразделений вооружённых сил и иных вооружённых формирований в свои казармы и лагеря, прекращение военного присутствия в Сане и других городах страны;
  • принятие необходимых мер для унификации вооружённых сил и их объединения под единым профессиональным руководством на базе верховенства закона[1].

Уже сами по себе заявленные цели дают довольно точное представление о той ситуации, которая сложилась в вооружённых силах Йемена к концу 2011 г. Слабая подконтрольность ряда подразделений вооружённых сил центру и огромное влияние, которым обладали наиболее высокопоставленные командующие армии (яркий пример – Али Мохсен аль-Ахмар) – вот две основные проблемы вооружённых сил республики.

Военная реформа долго готовилась специальной комиссией в тесной кооперации с иорданскими и американскими специалистами. 10 апреля 2013 г. президент Йемена Абд Раббо Мансур Хади подписал несколько указов, официально оформивших ряд важных изменений в ВС страны.

  • Президентский указ №15: учреждены должности генерального инспектора вооружённых сил, заместителя главы комитета начальников штабов, четырёх помощников министра обороны, а также пять управлений при комитете начальников штабов.
  • Президентский указ №16: изменено деление страны на военные округа, а также назначены новые командующие военными округами.

Новая карта разделения Йемена на военные округа:

image001

[2]

(Данная карта, опубликованная агентством almasdaronline.com ещё в декабре 2012 г., точна за исключением одного пункта: провинция Амран в итоговом варианте реформы была включена в состав Северного военного округа, вместе с аль-Джоуфом и Саадой).

Количество военных округов в Йемене увеличилось, а их размеры, соответственно, сократились. Вместо существовавших ранее пяти округов, создано семь. Это сделано за счёт разделения на два округа (Северо- и Юго-восточный) бывшего Восточного военного округа и (на Западный и Центральный) бывшего Центрального военного округа[3].

Как отмечают некоторые исследователи, разделение Восточного округа связано с тем, что власти Йемена крайне не заинтересованы в том, чтобы в руках одного человека находился контроль как над всей линией границы с Оманом, так и одновременно над значительной частью йеменско-саудовской границы и продолжительной линией побережья Индийского океана[4].

Разделение Центрального военного округа, возможно, имеет одной из своих основных целей вывести из-под контроля командующего ключевым Центральным военным округом Тихаму, через которую, как известно, идут крупные потоки контрабанды (в т.ч. оружия) и нелегальной миграции, и, таким образом, не допустить концентрации в руках командующего ЦВО крупных запасов вооружения и больших финансовых возможностей.

В этом свете неслучайным выглядит тот факт, что командующим Западным округом (с центром в Ходейде) назначен выходец из Южного Йемена Мухаммад Раджих Лябуза, в то время как Центральным округом командует теперь северянин Али Мухсин Али Мусанна, близкий к «Братьям-мусульманам». Стоит отметить, что и военными округами, созданными на базе бывшего Восточного округа, теперь командуют выходец с Севера Мухаммад Абдалла ас-Сумали (округом с центром в Сайуне) и южанин Мухсин Насер Касем Хасан (округом с центром в Мукалле).

Вообще же из 7 новых командующих военными округами южанами являются четверо: помимо упомянутых выше Мухаммада Лябуза и Мухсина Хасана, южанами являются также командующие округами с центрами в Адене (Махмуд Ахмад Салем ас-Субейхи)  и Маарибе (Ахмад Сейф Мухсин аль-Яфиы). Северянам же среди командующих округами только трое, при этом, как уже было сказано выше, командующий Центральным военным округом близок к «Братьям-мусульманам», а упомянутый ранее Мухаммад ас-Сумали и командующий округом с центром в Амране Мухаммад Али аль-Микдаши – сторонники Али Мухсина.

  • Президентский указ № 17: произведён ряд назначений на высшие командные должности, в т.ч. были назначены начальник штабов вооружённых морских сил и береговой охраны, командующий группировкой оперативно-тактических ракет, ряд более мелких подразделений, а также руководители ряда военных образовательных учреждений. Газета «Аль-Уля» отмечает, что из 44 офицеров, получивших назначения в рамках указов от 10 апреля, 22 являются южанами, и 22 – северянами. Причём как минимум 13 южан ранее состояли в Йеменской социалистической партии, а остальные являются выходцами из провинций Абьян (родной провинции А. Хади) и Шабвы, и лояльны президенту. В то же время часть назначенных северян близка «Братьям-мусульманам» и/или Али Мухсину аль-Ахмару[5].
  • Президентский указ № 18: создана Канцелярия Верховного главнокомандующего вооружёнными силами, а также производятся назначения на должности в данной канцелярии.
  • Президентский указ №19: несколько высокопоставленных офицеров йеменской армии удалены из страны посредством назначения их военными атташе при дипмиссиях Йемена за рубежом. Так, генерал-майор Мухаммад Али Мухсин был отправлен в Катар, бригадный генерал Тарик Мухаммад Абдалла Салех – в ФРГ, полковник Хашим Абдалла бен Хусейн аль-Ахмар – в Саудовскую Аравию, а полковник Аммар Мухаммад Абдалла Салех – в Эфиопию.
  • Президентский указ № 20: произведено назначение генерал-майора Али Мухсина аль-Ахмара советником президента по вопросам обороны и безопасности.
  • Президентский указ № 21: решено разбить на территории штаба бывшей первой танковой бригады в столичном округе (которой как раз и командовал Али Мухсин) парк под названием «Парк 21 марта».
  • Республиканский указ №84: Ахмад Али Абдалла Салех назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Йеменской Республики в Объединённых Арабских Эмиратах.

Необходимо отметить, что данные указы были встречены достаточно спокойно. Основные «потерпевшие» — Али Мухсин и Ахмад Салех вскоре после публикации указов выступили с поддержкой данных реформ и согласились передать новым командующим свои подразделения и вступить в новые должности. О каких-либо существенных проблемах при передаче командования в провинциях информации также не поступало.

Таким образом, новое правительство Йемена сделало важный шаг на пути к реализации программы ССАГПЗ в сфере наведения порядка в вооруженных силах. Ряд высокопоставленных военных деятелей, подразделения которых были лояльны им более, нежели чем государству, смещены со своих постов; карта военных округов перекроена с целью не позволить новым командующим получить излишнее влияние; создание новых должностей должно, по всей видимости, усилить централизацию управления войсками.

[1]              http://www.mpil.de/shared/data/pdf/agreement_on_the_implementation_mechanism_for_the_transition_process.pdf.

[2]              http://almasdaronline.com/article/39556.

[3]              http://www.criticalthreats.org/sites/default/files/YEM_Military_District_Command_1200.gif — см. здесь карту деления Йемена на военные округа на 2012 г.

[4]              http://www.majalla.com/eng/2013/05/article55241184.

[5]              الاولى, العدد692, 12-11 ابريل 2013, ص. 5

52.33MB | MySQL:106 | 0,467sec