Ситуация в Ливии: апрель 2013 г.

Напряженные отношения между правительством Ливии и всевозможными по идеологической ориентации бригадами бывших «повстанцев» в апреле вылились в настоящий кризис власти на фоне быстро растущей анархии и вседозволенности в условиях, когда новым властям по не удалось создать дееспособные армию и полицию. Особенно сложная обстановка сложилась в Бенгази, некогда – колыбели восстания против Каддафи, где бригады исламистского толка фактически вершат власть, открыто признав ответственность за совершенные ранее атаки на западные интересы, полицейские участки, а также убийства бывших и действующих сотрудников спецслужб. Сложной остается ситуация в Триполи, где бывшие «повстанцы» в штыки приняли решение властей вывести из под их контроля порядка 500 государственных и частных зданий.

Чудовищный и показательный случай, наглядно демонстрирующий то, что творится сейчас в Ливии, произошел 5 апреля. В тот день в Триполи вооруженные люди проникли в реанимационное отделение одной из больниц, где расстреляли одного из пациентов. В отделении под охраной полиции находились двое раненых, арестованных за убийство. Одного из них полицейские успели спасти. Судя по всему, расправу совершили родственники того человека, которого убили клиенты реанимационного отделения. После этого инцидента персонал больницы покинул это заведение.

9 апреля был освобожден советник премьер-министра и глава его кабинета Мохаммед аль-Гаттуш, похищенный неизвестными 21 марта. Ливийские власти ничего не смогли сообщить относительно похитителей чиновника и побудительных мотивов их действий.

Похоже, что на ситуацию в Ливии никак не повлияет принятый Всеобщим национальным конгрессом /ВНК – парламент/ 9 апреля закон об уголовной ответственности за пытки, похищения и /расовую, племенную или региональную/ дискриминацию. Инициатором принятия закона выступила либеральная партия Альянс национальных сил /АНС/. В частности, в случае смерти жертвы пыток для тех, кто творил это, предусматривается пожизненное заключение. Понятно, что этот закон нацелен против произвола, который творят бригады «повстанцев». Однако кто будет его реализовывать?

10 апреля стартовал процесс в военном трибунале второй инстанции по делу 24-х россиян, украинцев и белорусов, приговоренных к длительным срокам тюремного заключения по обвинению в наемничестве. Сразу после начала заседания процесс был перенесен на 1 мая по просьбе прокуратуры и защиты. В июне 2012г. 19 украинцев, 3 белоруса и 1 россиянин получили по 10 лет каторги. Еще один россиянин, считавшийся координатором группы, якобы занимавшейся восстановлением боеготовности зенитно-ракетных комплексов, был приговорен к пожизненному заключению. Все осужденные отвергли предъявленные им обвинения.

На новом процесс присутствовали представители посольств России, Украины и Белоруссии в Ливии, а также некоторые родственники осужденных.

10 апреля представитель Генштаба ливийской армии полковник Али Шикхи назвал «преувеличенным» заявление Совет Безопасности ООН от 14 марта, в котором была выражена обеспокоенность в связи с потоком оружия, хлынувшего из Ливии в соседние страны. Соответствующий доклад экспертов был опубликован 9 апреля. Согласно их данным, оружие из Ливии попало как минимум в 12 стран.

В апреле много событий было связано с проектом закона, запрещающего занимать высокие государственные должности тем, кто являлся чиновниками при  прежнем режиме. У этого закона было немало противников. В случае его принятия, в частности, могут лишиться своих постов свыше 30 депутатов ВНК, а также премьер-министр А.Зейдан и спикер парламента Мохаммед аль-Магариф, бывшие одно время при прежнем режиме карьерными дипломатами. Запрет на работу для функционеров прежнего режима касается 36-ти категорий должностей. Сторонники этого закона называли его принятие «требованием народа, призванным отдать дань уважения павшим». Чтобы обеспечить принятие закона, они даже добились внесения изменения в конституционную декларацию, согласно которой ранее было: «все ливийцы равны перед законом в части использования гражданских и политических прав». Теперь эта фраза заменена на «разрешить временное лишение некоторых ливийцев права на политическую деятельность».

Критики проекта закона указывали на то, что этот документ – месть исламистов лидеру АНС Махмуду Джибрилю, партия которого формально победила на парламентских выборах в июле 2012г.

28 апреля вооруженные люди окружили здание МИД Ливии в центре Триполи, воспрепятствовав чиновникам пройти в него. Они потребовали «очистить министерство от агентов бывшего режима и отозвать тех послов, которые находились на своих постах при Каддафи», а также скорейшего принятия закона о запрете на работу на ответственных должностях для бывших функционеров прежнего режима. В операции по блокированию здания участвовали до 30 пикапов с крупнокалиберными пулеметами и до 150 человек. Внутри здания оказался блокированным глава МИД Ливии. По словам тех, кто блокировал здание, кольцо будет снято только после того, как ВНК примет закон о запрете. Одновременно глава правительства Ливии Али Зейдан объявил о неких «актах саботажа» против зданий МВД страны и национального телевидения. Он призвал население поддержать правительство в его борьбе против вооруженных групп, которые «хотят дестабилизировать страну». При этом премьер утверждал, что его правительство не хочет «входить в конфронтацию с кем-либо», продемонстрировав тем самым полное бессилие власти.

Что касается «акта саботажа» против здания МВД, то в переводе на просто язык это означало следующее: его со стрельбой захватили сами же полицейские, потребовавшие увеличения зарплат.

Уже 30 апреля под аналогичные требования было блокировано и здание министерства юстиции. Окружившие министерство люди потребовали от работников министерства покинуть его, а затем закрыли здание. Одновременно те, кто к тому времени уже три дня блокировал здание МИД, пригрозили парализовать работу других правительственных учреждений, если их требования не будут выполнены.

Оказавшись под подобным давлением, ВНК, где в этот момент находился на рассмотрении проект закона о запрете, объявил, что прекращает работу до 2 мая с тем, чтобы дать политическим блокам возможность изучить этот документ.

12 апреля группа неизвестных атаковала полицейский участок в городе Себха на юге Ливии. В результате нападения один полицейский был убит, двое получили ранения. Нападавшие сумели захватить оружие, хранившееся в участке. День спустя власти арестовали 17 человек, представленных как сторонники Каддафи. Утверждалось, что все они – либо бывшие сотрудники ливийских спецслужб, либо бойцы некогда элитной 32-й танковой бригады, которой командовал Хамис Каддафи. По данным властей, все они проникли в Ливию из соседних стран. Арестовать этих людей удалось после ожесточенного боя, в ходе которого сторонникам Каддафи противостояли бывшие «повстанцы» и вошедшая в состав ливийской армии бригада «Щит Ливии». Все арестованные были немедленно вывезены в Триполи, где их поместили в тюрьму, «находящуюся под контролем государства».

23 апреля «благодарные» ливийцы отблагодарили Францию, которая была одним из покровителей восстания, уничтожившего режим Каддафи. Теракт с использованием заминированной автомашины был совершен против посольства Франции в Триполи. В результате взрыва ранения получили двое французов из числа охраны диппредставительства, а также несколько местных жителей. Зданию был нанесен серьезный ущерб. Этот теракт стал первой атакой против французских интересов в Ливии после падения режима Каддафи. Глава МИД Ливии Мохаммед Абдельазиз поспешил осудить эту атаку, назвав ее «террористической». Он объявил о создании совместной франко-ливийской комиссии, которая призвана провести расследование обстоятельств случившегося. Многозначительная деталь: незадолго до взрыва куда-то девалась ливийская охрана посольства. Ливийские власти тут же усилили охрану зарубежных диппредставительств. Они же объявили, что говорить что-либо по поводу теракта могут лишь премьер-министр, а также министры юстиции, иностранных и внутренних дел.

Действующие в Мали против французских войск исламистские группировки «Аль-Каида в странах исламского Магриба» /АКМ/ и Движение за единство и джихад в Западной Африке» /ДЕДЗА/ неоднократно угрожали нанести удары по французским интересам. В то же время некоторые ливийские политологи отмечают, что за время войны против режима Каддафи и после нее в Ливии появились автономные исламистские формирования, которые по своей численности и боевой мощи намного превосходят АКМ.

27 апреля очередной теракт был совершен против одного из полицейских комиссариатов в Бенгази. Мощный взрыв нанес большой ущерб зданию, однако из людей никто не пострадал.

В целом, складывается впечатление, что в Ливии всеми силами к власти рвутся радикальные исламисты, располагающие реальными военными возможностями. И сейчас, когда их единомышленники в Мали понесли поражение, они могут появиться в Ливии и других странах. В случае Ливии это чревато дальнейшей дестабилизацией обстановки, поскольку новые ливийские власти оказались способны лишь идти на поводу исламистов, и они не в состоянии противостоять им. И что будет делать тогда воинственная Франция? Начинать новую войну в Ливии?

52.2MB | MySQL:103 | 0,538sec