Турция: проблемы курдского урегулирования

Основной проблемой, помимо сирийской, которую сейчас пытается решить премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган – это доведение до логического конца процесса вывода боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) с территории Турции.  На этом пути у турецкого премьера, несмотря на все достигнутые не без труда договоренности с лидером РПК А.Оджаланом, очень много «подводных камней».

Первое препятствие возникло в лице депутатов турецкого парламента от оппозиционных партий, которые выступают категорически против любых уступок «сепаратистам и террористам». Речь идет в первую очередь о планах создания специальной межпарламентской группы по выработке модельных законов в отношении предоставления курдам большей культурной и хозяйственной автономии. На данном этапе Р.Эрдоган это условие соглашения с РПК под давлением оппозиции «подморозил».  Как это может отразиться на позиции руководства РПК сказать сложно. Как представляется, самым главным условием выполнения плана перемирия пока является освобождение Оджалана. Но в случае, если помимо этого пункта соглашения  остальные выполнены Анкарой не будут, то сам процесс перемирия и его вдохновителя с курдской стороны в лице Оджалана могут ждать очень непростые времена. Ряд экспертов этой связи даже высказывают версию о том, что срыв соглашения поставит крест на политической жизни лидера РПК. Что же качается чисто турецкой оппозиции нынешнему соглашению, то она в случае любого «затыка» может сыграть против Р.Эрдагана на предстоящих в следующем году  выборах.

Второе. Не совсем понятно, куда конкретно будет эвакуирована «турецкая часть» боевиков РПК. Напомним, что их количество оценивается сейчас в 8,5 тыс человек. Руководство Иракского Курдистана, на территорию которого первоначально предполагалось выводить эти подразделения, высказало серьезные сомнения в способности разместить боевиков РПК на территории двух лагерей для перемещенных лиц, которые действуют под эгидой ООН. Это вызвало срыв графика вывода, что вынудило Р.Эрдогана прибыть в Эрбиль на срочную встречу с президентом курдской автономии М.Барзани. Компромисс был найден, но это обошлось турецкой казне «в копеечку». Соответственно это вызвало новый всплеск недовольства внутренней турецкой оппозиции. Помимо этого в самом Эрбиле не очень расположены получить на своей территории мощный военный кулак в лице боевиков РПК, которые мало что умеют делать, кроме как воевать.

Третье. У Эрдоганга, который пошел на очень рискованный шаг заключения мирного соглашения с РПК, должна быть полная уверенность в лояльности на данном направлении со стороны военных и полиции, поскольку силовики очень спокойно могут саботировать выполнение этого соглашения.  Полицейский корпус, который вообще был всегда на «острие» борьбы против сепаратистов из РПК, традиционно выступает против любого компромисса с ними и настроен на продолжение борьбы исключительно военными методами.

Собственно этими причинами и была вызвана недавняя отставка командующего Управления разведки полиции Турции Омера Алтипармака, который был заменен на более верного и лояльного премьеру человека в лице Энгина Динка. Р.Эрдоган и раньше не доверял информации, которая шла ему ранее через аппарат Алтипармака, а теперь в период острой фазы реализации соглашения с РПК  необходимость  в действительно объективной развединформации увеличилась в разы.

О.Алтипамарка, помимо жесткой оппозиции курсу турецкого руководства по отношению к курдской проблематике, упрекают и в тайных контактах с высланным в США руководителем секты «Нурджулар» Ф.Гюленом, который является ярым критиком политики Р.Эрдогана.  Как стало известно, сам Ф.Гюлен имел очень тесные контакты с ЦРУ США, что справедливо позволяет предположить аналогичные контакты и у  экс-главы разведки полиции. Такой альянс, и соответствующая утечка информации в Лэнгли, турецкому руководству также не нужна. Оно предпочитает самостоятельно дозировать  информацию  для своих американских партнеров.

О.Алтимпамарк очень критически высказывался в отношении роли Турции в сирийском конфликте и выступал категорически против сворачивания антитеррористического сотрудничества с Ираном. Это также входило в противоречие с общим курсом Анкары по двум этим направлениям.

Общее недоверие со стороны Р.Эрдогана к руководству полиции выразилось и попытках передачи под юрисдикцию турецкой спецслужбы МИТ очень мощного аппарата сбора информации  в лице TelekomünikasyonIletisimBaskanligi (TIB), которая позволяет осуществлять перехваты телефонных переговоров внутри Турции. Это пока остается зоной ответственности полиции, но доверенное лицо Р.Эрдогана и руководитель МИТ Х.Фидан дальнейших попыток монополизировать этот сектор сбора информации не оставит. Напомним, что ранее армейские станции перехвата и радиоэлектронной разведки также были переданы под руководство МИТ.

Еще одним сигналом об общем недоверии к полицейскому корпусу стала смена команды телохранителей премьера из специального подразделения полиции на офицеров МИТ.

Таким образом, ряд экспертов отмечает возросшую роль руководителя турецкой разведки в рамках оказания влияния на премьера, что может самым негативным образом сказаться на качестве принимаемых им решений.

52.2MB | MySQL:103 | 0,542sec