О долгосрочной энергетической стратегии Ирака

12 июня с.г. в Ираке была обнародована долгосрочная энергетическая стратегия. Разработчики этого документа прогнозируют, что до 2030 г. стране удастся сбыть на внешних рынках нефти и газа на 6 трлн долларов.

Кроме того, в планах Багдада значится увеличение нефтедобычи до 4,5 млн баррелей в сутки к 2014 г, а к концу этого десятилетия производство сырья, как ожидается, составит около 9 млн баррелей в сутки.

В долгосрочной перспективе Багдад планирует выйти на уровень в 12 млн баррелей в сутки. Для сравнения: нынешние крупнейшие производители «черного золота» – Россия и Садовская Аравия – ежесуточно добывают около 10,5 млн и 9,5 млн баррелей соответственно.

Инвестиции в иракскую нефтегазовую отрасль в течение 20 лет ожидаются на уровне 620 млрд долларов.

В конце прошлого года Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало «Прогноз мировой энергетики 2012», в котором обозначило тенденции развития углеводородного сектора иракской экономики в будущем.

В частности, согласно этому документу, Ирак вносит наибольший вклад в рост мировой добычи нефти, а амбиции этого государства существенно увеличить имеющиеся объемы добычи сырья после затяжных конфликтов и нестабильности не ограничиваются ни размерами запасов энергоресурсов, ни стоимостью их разработки.

Тем не менее от иракского руководства потребуются скоординированные и взвешенные действия по улучшению всей цепи поставок энергоносителей за рубеж, четкая ясность относительно того, каким образом Ирак планирует извлекать долгосрочные дивиденды из своих углеводородных богатств, а также достижение внутреннего консенсуса между различными этническими и конфессиональными группами государства относительно нефтяной политики.

По прогнозам МЭА, добыча нефти в Ираке в 2020 г. превысит 6 млн баррелей в сутки, а в 2035 г. этот показатель составит 8 млн баррелей в сутки. Страна постепенно становится ключевым поставщиком на быстро растущие азиатские рынки, в основном в Китай, и к 2030‐м годам способна занять вторую строчку в рейтинге мировых экспортером нефти, опередив Россию.

Китай уже является мировым лидером по объемам импорта нефти (50% «черного золота» поступает со Среднего Востока) и продолжает инвестировать крупные средства в зарубежные нефтяные и газовые месторождения.

Без роста поставок из Ирака нефтяные рынки ожидают трудные времена, характеризующиеся высокими ценами на углеводороды. Ирак может получить почти 5 трлн долларов от экспорта нефти за период до 2035 г., то есть в среднем 200 млрд долларов в год, и таким образом иметь возможность изменить будущее страны.

Справедливости ради стоит отметить, что энергетический сектор конкурирует с множеством прочих расходных статей в Ираке, но один из центральных приоритетов – необходимость увеличения выработки электроэнергии и поддержания соответствующих темпов ее роста.

Если планируемые новые мощности будут введены своевременно, то выработка электроэнергии, подключенная  к сетям, догонит прогнозную величину пиковых потребностей примерно к 2015 г.

Сбор и обработка попутного газа, большая часть которого сейчас сжигается в факелах, и разработка газовых месторождений дает надежду на более эффективную электроэнергетику за счет использования природного газа в качестве топлива. После удовлетворения внутренних потребностей вполне возможен экспорт иракского природного газа на внешние рынки.

Какова же реальная картина, складывающаяся в нефтегазовом секторе Ирака?

После свержения режима С.Хусейна в стране состоялось четыре раунда торгов по лицензированию национальных недр. По итогам прошедших аукционов международные компании добились права на проведение сервисных работ в рамках освоения коммерчески открытых месторождений, а также потенциальных участков (см. Таблицу).

Таблица

Итоги четырех лицензионных раундов нефтегазовых торгов в Ираке в 2009–2012 гг.

Раунд торгов

Месторождение/ блок

Компания; процентная доля в проекте*

Доказанные запасы месторождения

1 раунд (2009 г.)

Румейла

BP (Великобритания; 38%), CNPC (Китай; 37%), SOMO (Ирак; 25%)

17 млрд баррелей

Западная Курна-1**

ExxonMobil (США; 60%), Royal Dutch Shell (Нидерланды–Великобритания; 15%), Oil Exploration Company (Ирак; 25%)

8,7 млрд баррелей

2 раунд (2009 г.)

Западная Курна-2

«ЛУКОЙЛ Оверсиз» (Россия; 63,75%), Statoil (Норвегия; 11,25%), North Oil Company (Ирак; 25%)

13 млрд баррелей

Маджнун

Royal Dutch Shell (Нидерланды–Великобритания; 45%), Petronas (Малайзия; 30%), Maysan Oil Company (Ирак; 25%)

12,6 млрд баррелей

Халфайя

CNPC (Китай; 37,5%), Petronas (Малайзия; 18,75%), Total (Франция; 18,75%), South Oil Company (Ирак; 25%)

4,1 млрд баррелей

Бадра

«Газпром нефть» (Россия; 30%), Kogas (Республика Корея; 22,5%), Petronas (Малайзия; 15%), TPAO (Турция; 7,5%), Oil Exploration Company (Ирак; 25%)

2 млрд баррелей

Гарраф

Petronas (Малайзия; 45%), Japex (Япония; 30%), South Oil Company (Ирак; 25%)

900 млн баррелей

Наджма

Sonangol (Ангола; 75%), North Oil Company (Ирак; 25%)

807 млн баррелей

Кайяра

Sonangol (Ангола; 75%), South Oil Company (Ирак; 25%)

800 млн баррелей

3 раунд (2010 г.)

Аккас

«Казмунайгаз» (Казахстан; 37,5%), Kogas (Республика Корея; 37,5%), North Oil Company (Ирак; 25%)

113,3 млрд куб. м

Мансурия

TPAO (Турция; 37,5%), Kuwait Energy Company (Кувейт; 22,5%), Kogas (Республика Корея; 15%), Oil Exploration Company (Ирак; 25%)

93,4 млрд куб. м

Сиба

Kuwait Energy Company (Кувейт; 45%), TPAO (Турция; 30%), Maysan Oil Company (Ирак; 25%)

31,1 млрд куб. м

4 раунд (2012 г.)

Блок 8

Pakistan Petroleum (Пакистан; 100%),

потенциально газовый

Блок 9

Kuwait Energy Company (Кувейт; 40%), TPAO (Турция; 30%), Dragon Oil (ОАЭ; 30%)

потенциально нефтяной

Блок 10

«ЛУКОЙЛ Оверсиз» (Россия; 60%), INPEX Corporation (Япония; 40%)

потенциально нефтяной

Блок 12**

«Башнефть» (Россия; 70%), Premier Oil (Великобритания; 30%)

потенциально нефтяной

* Данные в таблице приводятся согласно результатам аукционов. К настоящему моменту некоторые участники и процентные доли компаний в ряде проектов изменились.

** Месторождение/блок, права на разработку которых по итогам тендеров не добился ни один из участников.  Оно было получено иностранными компаниями уже после проведения торгов в результате прямых переговоров с Министерством нефти Ирака.

Источник: составлено автором на основе данных Министерства нефти Ирака и компаний «Башнефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ Оверсиз», BP, Royal Dutch Shell, ExxonMobil.

Как видно из приведенной таблицы, основными игроками среди зарубежных концернов, осваивающих иракские недра, являются азиатские компании. Учитывая огромный человеческий ресурс и растущие экономики этих государств, нет ничего удивительного в том, что они берутся за множество иракских проектов. Российским и другим европейским участникам минувших тендеров также удалось отвоевать свое место под солнцем и начать реализацию крупных проектов в Ираке.

Часто высказывается мнение, что российские компании не решаются заходить на рынки тех арабских государств, которые переживают период становления после смены прежнего режима. На деле все обстоит не так.

В числе немногих специалистов автор до конца надеялся на то, что «ЛУКОЙЛ Оверсиз» удастся вернуть проект «Западная Курна-2», который компания получила еще в 1997 г.  В 2002 г. соответствующий договор был расторгнут С.Хусейном в  одностороннем порядке. Последовали попытки российской стороны урегулировать эту проблему, но безрезультатно. В 2008 г. Москва даже списала Ираку 12-миллиардный государственный долг, но Багдад не шел на уступки.

На тот момент в средствах массовой информации и на страницах авторитетных профильных изданий высказывались исключительно пессимистичные прогнозы. В частности, были заявления о том, что возвращение россиян в Ирак невозможно и, что они уже сами не хотят выходить на иракский рынок. Аналитики советовали «ЛУКОЙЛ Оверсиз» не наступать дважды на одни и те же  грабли. К тому же, по их мнению, США, свергнув Саддама, полностью оккупировали страну, и туда уже не попасть.

Говоря об иракской нефтяной политике, стоит сделать основной акцент не на позиции США, а на взаимоотношениях между Багдадом и Эрбилем. В Регионе Курдистан принят региональный закон, который позволяет инвесторам с меньшими рисками работать на курдской территории. Региональное правительство Курдистана продолжает заключать договоры с иностранными компаниями, минуя федеральные власти.

В таблице наглядно отражено, что единственной компанией США, победившей на иракских торгах, стала ExxonMobil, которая, судя по всему, продаст свою долю в «Западной Курне – 1» вследствие давления со стороны Министерства нефти Ирака, которое обусловлено активным сотрудничеством американского концерна с Эрбилем.

Сейчас Ирак действует во многом самостоятельно. Багдад проводит аукционы, заключает контракты, в казну идут средства, и Белый дом вроде бы не вмешивается. Может быть, США дают возможность тем, кого ущемлял С.Хусейн, почувствовать себя независимыми? Однако в будущем Вашингтон способен оперативно закрутить гайки, напомнив иракцам о своем авторитете.

Американцы активно помогают Багдаду минимизировать военно-политические риски. Ведь американские силы на территории Ирака остались. Они пытаются хоть как-то сдерживать внутреннюю борьбу кланов, представляющих различные этнические и конфессиональные  группы. Сегодня уже никому не на руку подрывы крупных предприятий или инфраструктуры для экспорта энергоносителей. США сейчас нацелены на стабилизацию Ирака, и если они оттуда окончательно уйдут, то кровопролитие и теракты многократно усилятся.

Без новейших технологий иностранных компаний эта арабская страна не может самостоятельно разворачивать производство в нефтяной промышленности. Для этого нужны опыт, наработки и высококлассные специалисты.

В мае с.г. Ирак экспортировал почти 2,5 млн баррелей нефти в сутки. Добыча нефти в том же месяце составила 3,15 млн баррелей в сутки. Несмотря на то, что средний объем суточного экспорта нефти в 2013 г. ожидался на уровне 2,9 млн баррелей, Багдаду пока не удается достичь этого показателя из-за терроризма. Часто иракские трубопроводы становятся объектами террористических атак и, как следствие, на время останавливают свою работу.

Еще одним «камнем преткновения» являются напряженные отношения Багдада с Эрбилем. Ранее центральное правительство согласилось с тем, что Регион Курдистан будет продавать нефть через Багдад, а прибыль будет делиться между сторонами. Вскоре после этого в Эрбиле заявили, что центр не перечисляет полагающиеся им денежные средства, и начали самостоятельный экспорт.

Реакция Багдада на  действия Эрбиля была ожидаемо жесткой. В частности, представитель иракского правительства А.Даббах заявил, что любой экспорт углеводородов по заключенным независимо от Багдада соглашениям с курдами считается контрабандой и расхищением собственности иракского народа. Однако это не смутило курдское руководство, а, скорее, наоборот подстегнуло к дальнейшим действиям. Так, по заявлению Министерства природных ресурсов Курдистана, курдской стороной самостоятельно, без поддержки Багдада, ведется строительство нефтепровода  в Турцию.

Стоит напомнить, что впервые курдская автономия начала самостоятельный экспорт нефти со своей территории задолго до 2012-2013 гг. Однако в течение последних нескольких лет Эрбиль постоянно спорил с Багдадом по поводу своей доли в рамках общего объема доходов от нефтяного экспорта.

В мае 2010 г. центральное правительство Ирака подписало соглашение с курдскими властями, позволяющее экспорт нефти на внешний рынок. Годом ранее Багдад уже пошел на уступки Эрбилю. По причине экономических трудностей, вызванных снижением цен на нефть и, как следствие, падения доходов, курдской автономии было разрешено экспортировать 60 тыс. баррелей нефти ежесуточно. Однако ситуация кардинальным образом не поменялась, так как Эрбиль самостоятельно осуществлял поставку энергоносителей, не дожидаясь юридического разрешения от федеральной власти.

Совершенно очевидно, что в сложившейся обстановке, когда де-факто Эрбиль экспортирует нефть в обход запретам Багдада, для иностранного бизнеса представляется возможным начать вести полномасштабную деятельность на севере Ирака.

Весной 2013 г. курдская сторона подписала с Турцией соглашение о прямом экспорте углеводородов с собственной территории без согласования с Багдадом. Центральное правительство, в свою очередь, пригрозило судом компаниям, сотрудничающим с курдской автономией.

Невзирая на недовольство Багдада, Эрбиль продолжает отстаивать свою экономическую и энергетическую автономность, предпринимая конкретные шаги на этом пути. Например, после заключения американо-турецкого соглашения о совместной разведке нефти на территории Региона Курдистан правительство курдской автономии намерено построить очередной нефтепровод для поставок сырья в Турцию.

Как ожидается, через эту магистраль будет вестись экспорт 500 тыс. баррелей тяжелой нефти в сутки с месторождений, расположенных в районах Акра, Шейхан и Бардараш. Трубопровод станет дополнением к еще одному нефтепроводу в Турцию с мощностью 400 тыс. баррелей в сутки, строительство которого уже почти завершено.

Состоявшийся в мае с.г. визит премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана в США, в ходе которого он заявил о достигнутых договоренностях с американским концерном ExxonMobil в Регионе Курдистан, стал своеобразным катализатором укрепления энергетических связей Эрбиля и Анкары.

В частности, сторонами предусмотрено, что Турция получит доли курдского правительства в совместных с ExxonMobil проектах. Другие подробности договора не уточняются.

Курдская автономия готова экспортировать 250 тыс. баррелей сырья в сутки. По прогнозам, объемы поставок могут увеличиться до миллиона баррелей в сутки к 2015 г. и 2 млн баррелей в сутки к 2019 г.

Стоит напомнить, что Турция ранее отказывалась от сотрудничества с Регионом Курдистан. Анкаре опасалась, что поддержка этого курдской автономии приведет к тому, что турецкое курдское меньшинство также потребует самостоятельности. Однако в последнее время Турция пересмотрела свою внешнюю и энергетическую политику по отношению к Эрбилю в связи с необходимостью получить доступ к более дешевой нефти.

В начале года сообщалось, что Регион Курдистан уже начал поставки нефти в Турцию. Первую партию  доставили к турецкому средиземноморскому порту Мерсин на автомобильном транспорте. Как удалось выяснить из достоверных источников, объем этой поставки составил более 12 тыс. т. При этом курдская сторона заявила, что рассчитывает интенсифицировать поставки. По заявлению министра природных ресурсов  Курдистана А.Хаврами, к 2019 г. более 3 млн баррелей нефти в сутки будут поставляться через северный энергетический коридор из Ирака в Турцию и на международный рынок.

Если энергетические связи Эрбиля и Анкары окажутся удачными, то курдская автономия в перспективе может стать самостоятельным игроком на мировом рынке углеводородов и использовать полученные средства для поддержки движения за автономию в составе Ирака.

С этим стоит согласиться, добавив один ключевой момент: это станет возможным лишь при помощи крупных зарубежных нефтяных компаний, имеющих уникальные технологии и не стесненных в финансовых средствах.

Сегодня доказанные запасы нефти в Ираке составляют около 150 млрд баррелей, что позволяет стране занять пятую строчку в мире по этому показателю. Регион Курдистан обладает внушительными потенциальными залежами «черного золота» — около 45 млрд баррелей. Кроме того, бурение новых скважин способно повысить этот объем до 115 млрд баррелей.

Согласно Конституции Ирака, Регион Курдистан получил статус федерального района и очень широкие полномочия даже для субъекта федеративного государства:

  • право на собственное законодательство (при условии не противоречия федеральной Конституции);
  • собственную систему законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • собственные силы безопасности, собственные представительства при иракских посольствах за рубежом.

К исключительной сфере полномочий федерации относятся только такие основные вопросы, как внешние сношения, оборона, финансовая и фискальная политика, торговля между регионами Ирака и управление водными ресурсами, поступающими из-за пределов страны.

Все остальное относится к сфере совместной компетенции или к исключительной компетенции регионов. При этом даже в вопросах, относящихся к совместной компетенции, законы регионов имеют приоритет перед федеральными.

Положения Конституции Ирака, касающиеся эксплуатации богатейших нефтяных ресурсов страны, намеренно сделаны предельно расплывчатыми. Нефть и газ признаются собственностью всего иракского народа, а управление добычей нефти из существующих на данный момент месторождений будет осуществляться федеральным правительством совместно c добывающими регионами и провинциями.

Доходы от экспорта нефти будут справедливо делиться между частями страны в соответствии с демографическим распределением населения.

Следует особо подчеркнуть, что, согласно Конституции Ирака, федеральное правительство и правительства производящих районов и провинций вместе разрабатывают необходимую стратегическую политику по развитию нефтяного сектора с целью получения максимальной выгоды для иракского народа, используя самую современную технологию и поощрение инвестиций.

Примечательно, что Регион Курдистан, носящий конституционно закрепленный статус федерального района, принял в 2006 г. региональный закон «Об иностранных инвестициях», положение которого гласит, что иностранный инвестор не имеет прав собственности на земельные участки, в недрах которых находятся залежи газа, нефти и других минеральных ресурсов.

Важно заметить, что в действующем законодательстве Ирака отсутствует четкое определение порядка разработки вновь открытых месторождений. Он, по всей видимости, должен быть определен иракским рамочным законом об углеводородах, проект которого вот уже шесть лет активно обсуждается в парламенте страны.

Стоит отметить, что споры различных этнических и конфессиональных групп Ирака по поводу нефтяных запасов месторождения Киркук явились одним из факторов, который до сих пор не позволил принять долгожданный закон. Притязания на это богатейшее месторождение имеют помимо курдов, еще и сунниты, на территории которых в настоящее время отсутствуют действующие нефтяные месторождения.

Как представляется, в ближайшей перспективе «битва за Киркук» не позволит иракскому парламенту договориться и принять закон, который так ждут потенциальные иностранные инвесторы. Тем не менее работа в этом направлении все-таки ведется. Комитет по пересмотру Конституции Ирака официально назвал свои долгожданные рекомендации относительно конституционных поправок. Однако он оставил решение многих вопросов, включая распределение доходов от экспорта энергоносителей, на усмотрение политических лидеров, которые разрешат их в интересах государства и смогут гарантировать соблюдение прав всех сторон.

Представители курдской автономии в Комитете выступали за право региональных властей заниматься вопросом распределения нефтедолларов. Сунниты и шииты, в свою очередь, поддерживали идею контроля над получением и распределением доходов со стороны центрального правительства.

Принципы и механизмы, посредством и при помощи которых должны собираться и распределяться доходы, все еще остаются спорными. Тем не менее большинство зарубежных обозревателей сходится во мнении, что юридическая форма справедливого распределения нефтедолларов решающе важна для экономического развития и политической стабильности Ирака в будущем.

Однако в Регионе Курдистан уже несколько лет функционирует Министерство природных ресурсов, заключающее контракты с зарубежными компаниями о разведке и добыче нефти на основе местного законодательства.

7 августа 2007 г. Региональное правительство Курдистана утвердило региональный закон об углеводородах, не дожидаясь принятия аналогичного федерального закона. Принятый нормативно-правовой акт открывает путь для иностранных инвестиций в углеводородную отрасль трех провинций — Эрбиль, Сулеймания и Дохук, а также на «спорных территориях» в районе Киркука.

Этот юридически грамотный ход сразу дал положительные результаты: в 2007 г. состоялось подписание договора с компанией Dana Gas из ОАЭ на разработку месторождений и получение австрийской нефтегазовой группой OMV контракта на разведку и разработку нефти на курдских участках Мала Омар и Шориш.

Если несколько лет назад желающих попытать счастье в курдских недрах было немного, то сегодня, по заявлению А.Хаврами, на территории курдской автономии ведут свою деятельность 50 иностранных компаний, занятых в углеводородной сфере. По словам курдского министра, они инвестируют от 15 до 20 млрд долларов в разведку нефти и природного газ. Чем же обусловлен столь высокий интерес зарубежного бизнеса к курдской нефти?

Заявления центрального иракского правительства являются неконституционными и плохо влияющими на репутацию Багдада за рубежом. Стоит напомнить, что федеральное правительство не признает нефтяные контракты, заключенные Региональным правительством Курдистана с иностранными нефтяными компаниями, указывая на то, что подписание подобных договоров является суверенным правом лишь иракского правительства, в то время как Эрбиль утверждает, что эти контракты являются законными на основе конституционных пунктов, связанных с добычей нефти в Регионе Курдистан и на спорных территориях.

По мнению курдов, региональные законы курдской автономии не противоречат Конституции Ирака, которая гарантирует значительные полномочия регионам и провинциям в управлении их собственными делами. Эрбиль придерживается мнения, что разработка им регионального закона о добыче нефти базируется на положении Конституции Ирака о том, что нефть принадлежит иракскому народу.

Однако широкие полномочия курдской автономии воспринимаются крайне негативно представителями других этно-конфессиональных групп Ирака. Многие видят в них подготовку к созданию независимого курдского государства.

Иракские шииты сначала выступали против излишнего усиления курдов, однако теперь они, видимо, все в большей степени пытаются осуществить идею создания собственного самоуправляемого региона на юге Ирака.

Такой сценарий вызывает недовольство со стороны иракских суннитов, живущих в центральной и восточной частях страны. B особенности это связано с тем, что суннитская часть населения Ирака практически лишена нефтяных ресурсов.

Таким образом, можно прийти к выводу, что инвестиционный климат Региона Курдистан вполне благоприятный для вложения инвестиционных средств. Степень различных рисков, с которыми могут столкнуться потенциальные инвесторы, гораздо ниже, чем в других районах и провинциях государства, особенно учитывая высокий уровень безопасности в курдской автономии.

Этот факт доказала одна из крупнейших в мире нефтяных компаний ExxonMobil, которая начала сотрудничество с курдской стороной, при этом лишившись права на работу с Багдадом. Несмотря на влияние США на политико-экономическую жизнь Ирака, Багдад наложил определенные санкции на этот концерн, сначала отстранив его от участия в четвертом аукционе по лицензированию иракских недр (май 2012 г.), а затем исключив американского тяжеловеса от проекта «Западная Курна-1».

Причиной стали двусторонние сделки с Регионом Курдистан, заключенные  ExxonMobil в обход центральной власти Ирака. Багдад также заявил, что не признает соглашение между американской и курдской сторонами легитимным и в ответ на подобные действия может разорвать контракт с компанией на разработку «Западной Курны-1». В итоге, несмотря на предостережения центральных властей,  все же  ExxonMobil сообщила о намерении продать свою долю в этом проекте.

В конце 2011 г. компания подписала контракт на разведку и разделение продукции в шести углеводородных блоках, расположенных в Регионе Курдистан. В настоящее время сторонами подписаны дополнительное соглашение по строительству базового лагеря для работ на территории курдской автономии.

Примеру ExxonMobil  последовали другие крупные зарубежные нефтяные компании, среди которых следует назвать Total и Chevron, подписавшие контракты на разработку курдских месторождений.

Кроме того, официальный представитель одной британской сервисной компании заявил, что доволен работой в Регионе Курдистан, которая заключается в предоставлении услуг компаниям, ведущим бурение, добычу, экспорт и транспортировку «черного золота».

В ответ на это Багдад отреагировал следующим образом: Ирак может выдать компании BP разрешение на добычу нефти на месторождении Киркук для увеличения объемов нефтепроизводства в стране. В этой связи в скором времени ожидаются переговоры с британской нефтяной компанией о заключении соответствующей многомиллиардной  сделки.

В свою очередь, курдское руководство, считает спорными территории где находится данное месторождение и выступило против этого решения центральных властей, мотивируя свою позицию тем, что Багдад нарушает закон, поскольку не позволяет курдской стороне расширить мощности добычи нефти.

Учитывая названные выше иракские политико-экономические и правовые хитросплетения, автор полагает разумным предложить несколько собственных рекомендаций иностранным инвесторам, желающим закрепиться на рынке этого арабского государства.

Зарубежным компаниям стоит начать вести переговоры не только с региональной властью курдской автономии, но и с представителями крупного курдского бизнеса. Сейчас очень важно налаживать двустороннее сотрудничество как на политическом, так и на предпринимательском уровне.

Иностранным игрокам следует наиболее продуктивным образом осуществить демонстрацию своих технологических разработок, оборудования и услуг, а также завязать необходимые контакты с курдскими правительственными организациями и наладить связи с потенциальными партнерами по бизнесу.

Однако для полноценного и эффективного двустороннего сотрудничества крайне необходима консолидация бизнес-кругов самого Региона Курдистан с тем, чтобы они стали партнерами в реализации совместных будущих проектов с иностранной стороной. Сделать это будет нелегко, поскольку инфраструктура курдской автономии находится в ранней стадии развития, поэтому требует солидных вложений на протяжении нескольких лет.

Иностранные капиталовложения в развитие топливно-энергетического комплекса необходимы и Багдаду, ведь экспорт углеводородов является движущей силой экономической модернизации страны. Сегодня Ирак занимает вторую строчку после Саудовской Аравии по объемам нефтепроизводства среди участников Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). По подсчетам иракских специалистов, в будущем инвестиции в нефтяную инфраструктуру государства ежегодно должны составлять 30 млрд долларов.

Весьма конструктивный разговор с представителями курдской бизнес-элиты мог бы получиться по поводу будущего использования не только нефтяных, но и газовых ресурсов, которыми также богат регион.

До сих пор Регион Курдистан поставлял лишь нефть, однако сейчас там идет масштабная подготовка к добыче и экспорту газа. В настоящий момент газовые резервы курдской автономии оцениваются приблизительно в 2,83 трлн куб. м газа, что составляет около 90% всех иракских запасов.

Примечательно, что общемировая добыча данного вида сырья в последнее время возрастает довольно высокими темпами со средним ежегодным приростом в 3–4%. Как представляется, эта тенденция будет сохраняться и в будущем. Наиболее значительного пополнения мирового рынка природного газа следует ожидать за счет роста его добычи и экспорта из региона Ближнего и Среднего Востока, в том числе Региона Курдистан, по трем главным причинам.

Во-первых, из-за солидных запасов. Во-вторых, по причине близкого расположения к основным рынкам сбыта. В-третьих, вследствие крайне невысокой себестоимости добычи.

Австрийская энергетическая компания OMV и венгерская MOL уже подписали соглашения о покупке 20% акций (по 10% каждая) Pearl Petroleum Company, которой принадлежат два проекта по разработке курдских месторождений Хор Мор и Чемчемал. По прогнозам, к 2015 г. на этих месторождениях ежесуточно будет добываться до 85 млн куб. м газа. Несложно догадаться, что часть указанного объема будет обеспечивать потребности самой курдской автономии, а остальное сырье пойдет на экспорт.

Ирак в целом и Регион Курдистан в частности нуждаются в развитии газовой отрасли как самостоятельной сферы топливно-энергетического комплекса. В связи с этим наладить бесперебойные поставки сырья в европейские страны было бы для курдской стороны отличным заделом для достижения данной цели. Более того, выгодно расположенные запасы природного газа вполне могут стать для государств Европы ценным инструментом в их стратегии диверсификации источников поставок энергоносителей.

Очевидно, что появление такого конкурента противоречит интересам российского «Газпрома», поставляющего три четверти всех экспортных объемов именно на рынок Старого Света. Однако путь достижения амбициозных планов российскому концерну может осложнить строительство газопровода в Европу через территорию Ирана, Ирака и Сирии.

Во-первых, это делается для давления на Турцию, с тем чтобы заставить ее пойти на подписание транзитного договора и отказаться от политики перепродажи иранского газа.

Во-вторых, подобный маршрут поможет остудить пыл Анкары, всеми силами пытающихся превратить Турцию в своего рода регулятор поставок газа для Европы, не говоря уже об турецких политических амбициях стать лидером региона. Турция представлена почти во всех европейских организациях, кроме ЕС, переговоры о вступлении в который она продолжает вести.

Названный проект обладает определенной перспективой, ведь европейские страны смотрят на богатый углеводородами север Ирака с неподдельным интересом. Ярким тому подтверждением стало стратегическое соглашение об энергетическом партнерстве, подписанное ЕС и Ираком. Согласно документу, стороны намерены укрепить сотрудничество в ряде областей, включая энергетическую безопасность, разработку месторождений природного газа и развитие возобновляемых источников энергии.

В свое время комиссар Евросоюза по энергетике А.Пиебалгс назвал Ирак ключевым звеном в энергопоставках ЕС и отметил, что эта страна скоро станет важным поставщиком природного газа и энергетическим мостом, соединяющим Средний Восток, Средиземное море и Европу. Кроме того, экспорт «голубого топлива» из Ирака поможет в какой-то степени снизить зависимость ЕC от России.

Тем не менее возможный транзит газа через три ближневосточных государства в Европу беспокоит Россию не так сильно, как может показаться на первый взгляд. Отечественные специалисты уверены, что данный газопровод вряд ли будет построен в среднесрочной перспективе, так как в Сирии и Ираке добыча газа пока еще является малоразвитой отраслью. Кроме того, внутренняя обстановка в этих государствах характеризуется крайней нестабильностью.

Таким образом, проанализировав перспективные планы Ирака относительно развития нефтегазового сектора собственной экономики, можно заключить следующее. Амбиции этого арабского государства весьма обширны, но реальное положение дел в стране все еще не настолько очевидно, чтобы делать масштабные долгосрочные прогнозы. Здесь целесообразнее не пытаться заглянуть в будущее, а стремится удержать на должном уровне то, что уже удалось достичь с помощью серьезных усилий.

К тому же, как уже не раз показывала практика, обстановка в любом государстве Ближнего и Среднего Востока может измениться настолько неожиданно и кардинально, что разработчикам всевозможных долгосрочных программ и стратегий придется с сожалением наблюдать абсурдность своих прогностических взглядов.

52.33MB | MySQL:103 | 0,548sec