Об эвакуации штаб-квартиры ХАМАСа из Бейрута

Принудительная эвакуация  штаб-квартиры ХАМАС из Бейрута 4  июня с.г. под давлением «Хизбаллы» явилась кульминацией  латентных напряженных отношений между двумя этими организациями. Напомним, что со времени переноса штаб-квартиры ХАМАСа из Дамаска в Каир почти два года назад это движение уверенно дрейфовало в своей политике от нейтралитета в отношении «сирийского досье» к полному разрыву с режимом Б.Асада. Естественно, что такое положение дел полностью справедливо и по отношению  к Ирану. Естественно, что без санкции  Тегерана приказ о принудительной эвакуации хамасовцев из Южного Бейрута вряд ли бы состоялась Кроме сотрудников центрального офиса, ливанскую столицу были вынуждены покинуть  226 бойцов организации.

Формальным поводом, который переполнил чашу терпения Тегеранаи ливанских шиитов, стал вскрывшийся факт тренировки сирийских повстанцев инструкторами ХАМАС. Это особенно явственно проявилось в период боев за сирийский город Эль-Кусейр в конце мая с.г., который превратился в ключевой оплот исламистов в этом регионе и использовался как центр логистических операций для переправки оружия и боеприпасов из Ливана в Сирию.

Эксперты «Хизбаллы», которые принимали активное участие в боях за Эль-Кусейр, отметили, что боевики   используют тактику ХАМАСа. Это касалось организации уличных боев и использования системы тоннелей, которые помогали боевикам успешно и скрытно перемещаться по городским кварталам и выходить в тыл отрядам «Хизбаллы». Ливанские шииты сразу же узнали знакомый почерк, поскольку вместе с хамасистами учились у одних учителей в Иране.  Одновременно были получены достоверные данные  о присутствии палестинских инструкторов из ХАМАСа в другой организации сирийской оппозиции «Бригады аль-Таухид». Эта группа считается подконтрольной движению сирийских «Братьев-мусульман» и финансируется Катаром.

Несмотря на то, что ХАМАС официально не поддерживает сирийскую оппозицию, инструкторы из боевого подразделения движения «Бригады Изеддин аль-Кассама» участвовали в подготовке инфильтрации исламистов из «Джабхат ан-нусра» в палестинский лагерь Ярмук в сирийской столице в декабре прошлого года. Именно тогда противники сирийского режима впервые познакомились с тактикой использования подземных тоннелей, что доставило массу неприятностей правительственным войскам. Помимо этого, хамасисты передали сирийской оппозиции свои контакты в другой палестинской организации Народный фронт освобождения Палестины-Главное командование» (НФОП-ГК), которые участвовали затем в боях против сирийской армии и помогали сирийским оппозиционерам укрываться на своих подземных базах в горах Сирии. Сразу же после этого бойцы «Хизбаллы» взяли под свой контроль все лагеря этой организации в Ливане, что фактически означало политическую смерть харизматичного лидера НФОП-ГК А.Джибриля, а настал черед и ХАМАСа.

Принудительная эвакуация хамасистов из Бейрута нанесла ощутимый ущерб организации. Лидер ХАМАСа Х.Машаль несколько раз пытался надавить на руководство «Хизбаллы» через египетское руководство с целью помешать закрытию офиса ХАМАСа в Южном Бейруте. Последний демарш Каира по разрыву дипломатических отношений с Дамаском явился признанием, в том числе, бесплодности этих попыток. Консультации по этому вопросу Х.Машаль вел и с руководством «Исламского джихада», которое имеет традиционно доверительные контакты с «Хизбаллой». Все оказалось напрасно, даже несмотря на очередные публичные заявления Х.Машаля «о святости принципа невмешательства в сирийские дела».

Это событие, по оценке ряда экспертов, стимулирует дальнейший и уже более открытый и официальный отход ХАМАС из зоны  влияния Ирана. Другими словами, начнется идеологическое и политическое сближение с «Братьями-мусульманами» в региональном масштабе, с продвижением идеологии «суннитской солидарности» на первый план. Тот же Х.Машаль еще в конце апреля с.г. поддержал призыв известного идеолога «братьев» шейха Ю.аль-Кардауи о необходимости джихада в Сирии и окончательной победы над шиитами. Та же «Хизбалла» была охарактеризована тогда как «партия дьявола», что нисколько не смутило присутствующего при этом Х.Машаля. В качестве согласия с высказанным шейху было присвоено звание почетного гражданина Палестины и предано открытое приглашение для посещения сектора Газа. Это очень символично, поскольку означает, что, как и сам шейх Ю.аль-Кардауи, Х.Машаль (а соответственно и практически весь ХАМАС) плотно вошел  в катарскую орбиту влияния. А именно Доха в отличие от Эр-Рияда позиционирует себя как основного куратора мирового движения «Братьев-мусульман».

Это совершенно не означает, что в ХАМАСе не осталось сторонников продолжения альянса с  «Хизбаллой» и Ираном. Убежденным сторонником действительного нейтралитета в отношении событий в Сирии остается человек «номер два» в иерархии организации и доверенное лицо египетских «братьев» М.аз-Захар. По некоторым данным он продолжает поддерживать уже неофициальные контакты с Тегераном.  И здесь нет никакого противоречия с последними заявлениями официального Каира о разрыве всех контактов с Дамаском. В египетском руководстве ставят знак различия между Сирией и Ираном, особенно с учетом последней финансовой интервенцией в авуары центрального банка АРЕ в размере 2 млрд долларов США. Напомним, что это было сделано Багдадом с подачи Тегерана, что сразу же позволило Каиру более свободно вздохнуть и разговаривать «на равных» по ряду проблемных вопросов  с Триполи и Дохой.

Но факты пока таковы, что М.аз-Захар и его сторонники находятся пока по этому вопросу в явном меньшинстве в руководстве ХАМАСа,  подавляющее большинство которого взяло курс на альянс с Дохой и Анкарой.

52.22MB | MySQL:103 | 0,520sec