ХАМАС: смена союзников и ее результаты

Мы уже сообщали о том, что ХАМАС принципиально определился со своими стратегическими союзниками в регионе, перенаправив свои симпатии с Ирана на Египет, Турцию и Катар. Первые две страны недавно столкнулись с серьезными внутренними катаклизмами, которые, безусловно, серьезно снижают их потенциальную возможность оказывать ХАМАСу какую-либо действенную политическую, и, что самое главное, материально-техническую поддержку. В этой ситуации единственным действенным спонсором организации остается Доха, а это означает, что Х.Машаль со своими сторонниками еще очень продолжительное время будет оказывать решающее влияние на стратегию ХАМАСа в отношении событий, которые сотрясают регион. В этой связи необходимо очень внимательно и критично подходить к публичным заявлениям Х.Машаля, особенно в отношении сирийских событий.        Недавние высказывания лидера ХАМАСа в отношении нейтралитета по отношению к гражданской войне в Сирии продиктованы соображениями, прежде всего, связанными с решением «Хизбаллы» ликвидировать структуры движения в Южном Бейруте.  В качестве довода приводится информация о том, что палестинцы (а этот момент уже является четко установленным фактом, а не догадками) воюют в Сирии на стороне оппозиции по собственному почину без связи с ХАМАСом.  Этот довод очень напоминает действия саудовцев, которые направляли в Сирию армейских офицеров и спецслужбистов, предварительно «уволив» их с военной службы и в ряде случаев снабдив документами на вымышленные установочные данные.

В случае с ХАМАСом мы имеем дело не с уволенными сотрудниками спецслужб, а с бойцами специально созданной группы «Защитники Аль-Аксы».  Она была организована в прошлом году и формально никак не связана с официальными структурами организации. В том числе и ее военным крылом в виде «Бригад Изеддин аль-Кассама». Само образование такого формирования было связано, в том числе, и со сменой приоритетов ХАМАСа среди основных региональных игроков. Первоначально планировалось, что «защитники» возьмут на себя операции против Израиля, прежде всего организацию похищений израильских военнослужащих  и инфильтрации на территорию Израиля. В этих случаях предполагалось, что ХАМАС официально будет дистанцироваться от таких операций, прикрываясь при этом новой группировкой.

Курирует эту группу министр внутренних дел в секторе Газа Фатхи Хамад. В группу в основном набираются молодые люди, не «засвеченные» ранее своим членством в ХАМАСе.  В основном это бойцы т.н. Комитетов народного сопротивления (КНС), которые ранее использовались хамасистами для организации различного рода антизраильских акций. После гибели в марте с.г. командира этой группы Зухейра аль-Каисси в политбюро ХАМАСа было принято решение об организации еще одной параллельной военной структуры. В том числе и по причине того, что КНС находились под сильным влиянием «Исламского Джихада» и Ирана.

Организация новой  организации «Защитников Аль-Аксы» решала и еще одну задачу в свете смены внешнеполитических ориентиров. Таким образом, политбюро ХАМАСа пыталось реализовать намерение  о выходе из орбиты иранского влияния, и, прежде всего, – финансирования со стороны Тегерана своих военных структур. На примере тех же «Бригад Изеддин аль-Кассама» было ясно, что иранское финансирование тесно увязано с диктатом проведения тех или иных операций против Израиля.

В марте с.г. М.аз-Захар посетил Тегеран, где официально  проинформировал партнеров о создании новой группы, а также официально заявил о нейтралитете ХАМАСаа в отношении возможного конфликта между Ираном и Израилем. Соответственно после этого Тегеран прекратил активную материальную поддержку действий ХАМАС, счета организации в банках ОАЭ были заморожены.

Отметим, что адекватной замены спонсорской помощи на настоящий момент хамасисты не нашли. Вернее им была предложена не совсем удобная альтернатива в виде оказания логистической и тактической помощи сирийским повстанцам в обмен на некоторое финансирование со стороны катарцев и саудовцев. При этом Доха пообещала устами эмира Хамада Аль Тани, но до сих пор не приступила к реализации больших инфраструктурных проектов в секторе Газа. Переговоры Х.Машаля с премьер-министром Турции Р.Эрдоганом ничем внятным, кроме обещаний «политической солидарности», также не увенчались.  В этой ситуации хамасисты вынуждены работать в качестве простых «наемников» в Сирии, используя для этого параллельные военные структуры типа «Защитников Аль-Аксы» дабы формально оставаться в качестве нейтральной силы.

Пока это получается не вполне убедительно. Одновременно рассерженный Тегеран резко увеличил количественную и качественную помощь своему единственному оставшемуся союзнику в секторе Газа «Исламскому Джихаду». В конце прошлого и начале этого года «джихадисты» получили ракеты САМ-7, Фаджр-3, Фаджр-5, которые ранее, кстати, предназначались ХАМАСу. Другой вопрос, что «Исламский Джихад» в настоящее время старается воздерживаться от любых провокаций в отношении Израиля, поскольку такова сейчас генеральная линия Ирана — всячески избегать провокаций и обмена военными ударами с Израилем на время активной фазы военных действий в Сирии.

52.22MB | MySQL:103 | 0,613sec