О политической и экономической обстановке в Катаре на современном этапе

Новым эмиром Катара стал шейх Тамим бен Хамад Аль Тани, который до этого являлся наследным принцем. 25 июня с.г. прежний монарх Хамад бен Халифа Аль Тани официально отрекся от престола в пользу сына.

После этого события в экспертной среде появились различные мнения относительно этого жеста Х.Аль Тани. Одни считают, что он сложил с себя полномочия по причине ухудшения здоровья. Другие связывают самоотречение с боязнью стать жертвой смены режима, как было, например, с главами Египта, Йемена, Туниса и Ливии.

Как представляется, теоретически обе точки зрения имею место быть, поскольку состояние здоровья прежнего эмира действительно оставляло желать лучшего, и сценарий «арабской весны» вполне мог быть осуществлен в Катаре, так как среди коренного (около 300 тыс. человек) и оставшегося (около 1,7 млн человек) населения государства возможны напряженные отношения вследствие огромной разницы условий жизни и материального достатка.

Что касается истинных намерений Х.Аль Тани, решившего добровольно передать бразды правления страной своему среднему сыну, то они могут вовсе не соответствовать высказанным выше предположениям.

Как бы то ни было, но одно ясно наверняка: за время своего правления (1995-2013 гг.)  эмир Х.Аль Тани превратил Катар в одно из богатейших государств не только Ближнего и Среднего Востока, но и всего мира.

Катар представляет собой динамично развивающееся государство, где сосредоточены интересы ведущих западных стран. Сегодня эмират привлекает внимание высокими темпами инноваций в различных сферах. Несколько лет подряд он показывает стремительный рост валового внутреннего продукта (ВВП), является одним из мировых лидеров по среднему объему ВВП на душу населения. О быстром  экономическом «прорыве» Катара говорят даже те, кто не имеет системного представления о том, чем в действительности живет эта страна.

В эмирате активно развиваются нефтегазовый сектор, транспорт, связь, металлургия, капитальное строительство, банковское дело. Государство стремится занять ведущие места в экономике, образовании, а также в решении социальных проблем в регионе и мире.

В условиях наличия огромных ресурсов дешевой рабочей силы в лице трудовых мигрантов Катар в ближайшее время может стать региональной базой производства товаров широкой номенклатуры.

В 2011 г. вступила в силу «Национальная стратегия развития Катара 2011-2016» (далее – Стратегия). В основе документа лежит программа модернизации страны «Национальное видение — 2030», основные приоритеты которой следующие: повышение эффективности и расширение производства, привлечение иностранных инвестиций, ускоренное развитие частного сектора.

Основными целями пятилетней стратегии являются повышение темпов экономического роста, уровня социального развития, а также защита окружающей среды.

Гуманитарный раздел Стратегии нацелен на качественное улучшение здравоохранения и образования. Для этого катарским руководством подготовлены соответствующие программы. В частности, в апреле 2011 г. было объявлено о запуске «Стратегии национального здравоохранения», в которой основной упор сделан на оказание жителям практически всей возможной на сегодня медицинской помощи, а также на продолжение научно-исследовательской работы в названной области. При этом учтено, что численность населения страны будет ежегодно увеличиваться не менее чем на 2,1%. Медицинское обслуживание жителей Катара осуществляется за государственный счет.

Социальная программа предполагает улучшение качества жизни,  в ней подчеркивается исключительно важная роль семьи в воспитании молодого поколения. Этому должны способствовать проведение различных выставок, музыкальных фестивалей, спортивных соревнований и посещение музеев. В качестве спонсоров данных мероприятий будут выступать не только катарские государственные структуры, но и в ряде случаев крупные зарубежные компании, такие как «Эксон мобил», «Роял Датч Шелл», «Ролекс». Участие этих концернов в социальной жизни эмирата заметно повышает их авторитет в глазах местного общества, при этом укрепляя иностранные позиции в экономике государства.

Краеугольный камень всех преобразований в Катаре — устойчивое экономическое развитие страны, стержнем которого является добыча углеводородов, а также последующий экспорт сжиженного природного газа и нефти. Однако по пятилетнему плану после 2012 г. нефтегазовый сектор уступит в темпах развития другим секторам экономики: нефтехимии, металлургическому производству, сельскому хозяйству (см. Таблицу).

Таблица

 Основные социально-экономические показатели Катара в 2011-2016 гг.

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Рост реального ВВП, %

15,7

7,1

4

4,7

4,7

5,1

Рост углеводородной составляющей в ВВП, %

22,2

5,2

-0,9

0

-0.2

0

Рост ВВП (без учета угле-водородной составляющей), %

9,5

9

9

9

9

9

Номинальный ВВП, млрд долл.

150

168

180

193

209

213

ВВП на душу населения, тыс. долл.

86,864

95,373

101,401

106,854

113,324

114,47

Численность населения, млн человек

1,73

1,76

1,78

1,81

1,84

1,86

Источник: Qatar National Development Strategy 2011-2016

Как видно из таблицы, Стратегией предусмотрен устойчивый рост реального и номинального ВВП, численности населения и экономики эмирата в целом. Однако начиная с 2013 г. рост ВВП эмирата будет достигаться преимущественно за счет увеличения доли неуглеводородного сектора, в то время как удельный вес углеводородной составляющей будет падать.

Как представляется, это вряд ли удастся реализовать на практике, поскольку уже в 2015 г., после возможного снятия моратория на дальнейшую разработку крупнейшего в Катаре нефтегазоконденсатного месторождения «Северное», производство углеводородов вновь увеличится.

Тем не менее диверсификация экономики остается важной стратегической целью. Судя по всему, существенного снижения зависимости от экспорта углеводородов эмирату удастся добиться лишь к 2030 г., но для этого надо, чтобы была значительна увеличена отдача от неуглеводородных отраслей промышленности и реализовались проекты, связанные с альтернативной энергетикой.

Большие надежды связаны с созданным недавно Национальным технопарком, где организовано производство солнечных батарей для получения дешевой электроэнергии, разрабатываются высокоэкономичные электролампы последнего поколения, а также  новейшие системы опреснения воды.

Значительные средства планируется инвестировать в инфраструктуру: многополосные автострады, метро с наземными и подземными линиями и станциями, модернизированный аэропорт с пропускной способностью до 50 млн пассажиров в год,  новый морской порт в городе Месаид, современные стадионы с системой кондиционирования открытых пространств и многое другое. Общий объем инвестиций в 2011-2016 гг., как ожидается, составит около 225 млрд долларов. Это приведет к росту капитализации катарских банков, через которые идут инвестиционные потоки.

В Стратегии предусмотрены льготы и финансовая помощь малым и средним  предприятиям,  которые  должны уже к концу пятилетки обеспечивать более 30% производства сельхозпродукции, используя для этого возможности как внутри страны, так и за рубежом. Катар уже приобрел сельхозугодия в различных странах  (например, в Судане, Египте, Аргентине, Австралии)  и ведутся переговоры о покупке земли для сельхозпроизводства в Бразилии, Украине, Грузии,  Кыргызстане.

В эмирате применяются одни из самых низких ставок кредитования малого и среднего бизнеса – от 2,55% до 7-8% годовых в зависимости от сроков погашения кредитов. Правда, столь привлекательные  условия распространяются только на те предприятия, где у катарской стороны имеется 51% акций.

Примечательно, что государство активно реализует программу «катаризации», в соответствии с которой во все государственные учреждения, а также крупные компании набирают преимущественно коренных катарцев и только потом представителей других национальностей. В СМИ превозносятся любые достижения страны, подчеркивается «исключительность» катарского народа, что, без сомнения, находит понимание местного общества.

Еще одно направление в развитии страны затрагивает проблемы экологии. Государство поддерживает «зеленые проекты» через специально созданное Министерство окружающей среды. Все они рассматриваются с привлечением специалистов из государственной нефтегазовой компании «Катар петролеум», корпорации по электричеству и водным ресурсам «Кахрама», государственного медицинского учреждения «Хамад» и некоторых других структур.

Крупные международные концерны также финансируют ряд проектов в этой области. Примером могут служить разработки компаний «Роял Датч Шелл» (солнечные батареи), «Коноко Филлипс» (опреснение морской воды) и «Маерск» (финансирование новейших методов охраны окружающей среды).

Вопросам защиты окружающей среды много внимания уделяют и местные органы власти, работающие под девизом «чистый район – здоровая жизнь». Многотысячная моторизованная армия уборщиков обеспечивает на улицах идеальную чистоту, несмотря на буквально повсеместное круглосуточное строительство.

Итак, согласно долгосрочным планам Стратегии, гуманитарному, социальному, экономическому и экологическому векторам развития эмирата надлежит заложить прочную основу как для иностранного инвестирования в местную экономику, так и для катарских ассигнований за рубежом.

По всей видимости, в среднесрочной перспективе следует ожидать увеличения притока финансовых ресурсов, необходимых эмирату для начала воплощения в жизнь первого пятилетнего плана экономической модернизации страны. Катарские аналитики ожидают этого, ссылаясь на высокую инвестиционную привлекательность эмирата, отмеченную специалистами Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Таким образом, в рамках Стратегии можно выделить несколько основных задач:

  • модернизация всех сторон хозяйственной и общественной жизни страны с сохранением местных традиций и культуры;
  • максимальный учет в этой работе интересов нынешнего и будущего поколений;
  • внутреннее развитие Катара и участие в этом процессе иностранного капитала;
  • поддержание соответствия численности работающих в стране иностранцев и их квалификации задачам государственного развития;
  • обеспечение баланса между экономическим ростом, социальным прогрессом и сохранением окружающей среды.

Без сомнения эти задачи удастся решить прежде всего благодаря наличию мощного государственного ресурса, отсутствию «коррупционной составляющей», поддержке инициатив руководства эмирата всеми слоями населения. Постоянно пополняющийся бюджет страны за счет газовых и нефтяных поступлений, а также стабильная внутриполитическая обстановка позволяют прогнозировать успех Стратегии.

Многоплановое развитие наиболее значимых для эмирата секторов хозяйства – ключевая задача программы «Национальное видение — 2030», к осуществлению которой страна активно приступила, начав реализацию первой пятилетней стратегии 2011-2016 гг.

Устойчивое развитие экономики позволяет Катару эффективно осуществлять внешнюю политику, главным ориентиром которой является обеспечение национальной безопасности, включая ее экономический и энергетический аспекты.

В 2012 г. Катар занял 12-е место в мире (и 1-е — среди стран Ближнего Востока и Северной Африки) в рейтинге «Глобальный индекс миролюбия», продвинувшись на 18 пунктов по сравнению с аналогичным показателем пятилетней давности.

Действительно, несмотря на крайне неспокойную обстановку в ближневосточном регионе, внутриполитическая ситуация в Катаре остается стабильной без видимых проявлений оппозиционных режиму настроений, в том числе со стороны составляющих около 85% населения рабочих‑мигрантов, а также разногласий среди представителей правящей семьи Аль Тани.

Последовательное реформирование политической системы определено властями в качестве главной внутренней задачи Катара. В то же время было зафиксировано, что для катарского общества, живущего в русле исламских традиций, проведение в жизнь этих изменений займет некоторое время.

Вместе с тем до полной общественно-политической либерализации в западном понимании пока еще далеко. Например, в эмирате до сих пор запрещены политические партии и деятельность правозащитных организаций. Несмотря на провозглашенную свободу слова, на практике сохраняется жесткая цензура в средствах массовой информации (СМИ), в том числе на местном спутниковом телеканале «Аль-Джазира».

Позиции катарского руководства в целом устойчивы, хотя за последние годы ему пришлось пережить две попытки заговора – в 1996 и 2002 г. Некоторые СМИ заявляли, что и в 2011-2012 гг. готовились очередные заговоры и покушение на жизнь эмира, но это были лишь провокации, поскольку доказательств не было найдено.

Главное преимущество главы государства – это поддержка населения, средний уровень жизни которого на порядок выше, чем в других странах. Достаточно напомнить, что по доходам на душу населения страна к настоящему моменту уверенно занимает лидирующее место в мире.

Однако в Катаре, где не было антиправительственных восстаний в 2011‑2012 гг., как, например, в некоторых странах региона, в перспективе все-таки возможна смена власти, поскольку статус «правящей семьи» хотели бы иметь многие влиятельные местные кланы, располагающие достаточными финансовыми средствами для начала антиправительственного мятежа.

В этой связи нынешняя поддержка семьи Аль Тани со стороны коренного населения вполне может смениться  недовольством и желанием сместить руководство страны.

В эмирате пересекаются интересы как западных держав, так и промышленно развитых стран Азии, активно осваивающих катарские углеводородные ресурсы (в частности США, Великобритании, Франции, Германии, Турции, Японии, Республики Корея и др.).

Развивая тесные отношения и поддерживая на должном уровне связи со многими европейскими и азиатскими центрами силы, Катар стремится сбалансировать проамериканский крен во внешнеполитической линии. Привлекая зарубежные компании в свою экономику, Катар тем самым решает наиболее актуальные проблемы региональной безопасности, перекладывая их частично на плечи своих политических и экономических партнеров.

Тем не менее на площадках различных международных организаций эмират по основным глобальным и ближневосточным проблемам, как правило, солидарен в основном с исламскими странами.

Например, с монархиями Персидского залива Катар старается поддерживать сбалансированные отношения на площадке Лиги арабских государств (ЛАГ) и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В рамках ССАГПЗ запущены совместные оборонные и экономические инициативы, одна из которых предусматривает создание валютного союза. Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт и Катар вплотную приблизились к реализации данной идеи.

В июне 2009 г. в Эр‑Рияде было подписано соглашение о введении в странах-участницах единой валюты, которая, как ожидается, может в перспективе потеснить в золотовалютных резервах других государств привычные доллар и евро.

Проявляя солидарность с соседями, Катар настойчиво заявляет о необходимости демократизации и либерализации общественно-политической жизни в крупных странах Ближнего Востока и Северной Африки. Так, эмират нередко выступал с «обличительными» речами и обвинениями в коррупции в адрес руководства Египта, Ливии, Сирии.

Помимо этого, используя международную арену (прежде всего, ООН, ЛАГ) и заручившись поддержкой Саудовской Аравии и ОАЭ, Катар серьезно лоббировал интересы протестных движений и пытался «продавить» принятие того или иного документа, поддерживающего военные действия по смене режимов в арабских странах в 2011-2012 гг.

В частности, выступая на 67-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2012 г., эмир Катара Х.Аль Тани, в отличие от других представителей стран ССАГПЗ, призвал арабские государства, являющиеся членами ЛАГ, немедленно направить в Сирию свои военные контингенты для прекращения кровопролития.

Для иллюстрации своих слов Х.Аль Тани в качестве примера привел успешный, с его точки зрения, опыт направления миротворческого контингента арабских сил сдерживания в Ливан в 1976 году.

Кроме дипломатии, одним из действенных инструментов межарабской политики Катара является телеканал «Аль‑Джазира», который, несмотря на собственные заявления о независимом и всестороннем освещении аспектов общественно-политической ситуации в арабо-мусульманском мире, фактически выполняет политическую волю руководства эмирата.

Например, катарские власти оказывали материальную и стратегическую помощь восставшим в Каире, Триполи и Дамаске, а также осуществляли соответствующую идеологическую поддержку посредством ангажированного освещения ситуации в этих столицах «Аль-Джазирой» и другими СМИ.

Как представляется, такого рода внешнеполитическое позиционирование ведет к обострению отношений эмирата с большинством стран региона, которые обоснованно обвиняют Катар в тенденциозности и двойных стандартах.

Политические риски в отношении эмирата, исходящие от соседних государств, нивелируются за счет «зонтика» безопасности со стороны США. Очевидно, что пока Катар пользуется американской защитой, многочисленные геополитические вызовы в его адрес будут активно тиражироваться в СМИ, но вряд ли окажутся способными прямо затрагивать основы существования эмирата.

В то же время складывающаяся в регионе политическая обстановка достаточно непредсказуема, и стабильная ситуация вокруг Катара может измениться. Это во многом будет зависеть от того, насколько сбалансированной будет внешняя политика эмирата в отношении государств региона с тем, чтобы не позволить исходящим от них вызовам трансформироваться в прямые угрозы, затрагивающие внутреннюю стабильность страны.

Руководство Катара осознает актуальность внутриполитических угроз и последовательно, без лишней спешки, проводит назревшие преобразования в целях большей либерализации общественно-политической жизни.

Катар выгодно позиционируется на геополитической арене, пропагандируя лозунги «политической свободы и преобразований» в арабском мире как на официальном уровне, так и через телеканал «Аль-Джазира». Это позволяет руководству государства разряжать напряжение со стороны радикально настроенной части катарского общества, а также умело переключать внимание общественности в нужном направлении.

Вполне обоснованные сомнения вызывает вопрос дальнейшего сохранения политической стабильности страны, поскольку любые оценки на этот счет рискуют быть нереализованными в результате влияния внешнего фактора.

Если Катар при новом эмире продолжит выступать в качестве вызова для остальных стран региона, особенно в вопросах модернизации социальной жизни общества, то велика вероятность получения жесткого ответа в собственном «доме».

Здесь уместно напомнить следующее: прежний эмир был активным «спонсором» кампаний по смене режимов в некоторых арабских государствах в 2011 г., а также попытался снизить авторитет Саудовской Аравии, став достойным визави этого мощного с политической и экономической точек зрения королевства. Этими действиями Х.Аль Тани вызвал сильное недовольство Аль Саудов и некоторых других влиятельных арабских кланов, которые вполне способны «наказать» сына за поступки отца.

62.89MB | MySQL:102 | 0,619sec