Ситуация в Алжире: июнь 2013 г.

В июне второй месяц подряд продолжилась бесконечная вереница слухов, домыслов и официальных заявлений относительно состояния здоровья президента АНДР Абдельазиза Бутефлики, госпитализированного во Франции в конце апреля.

9 июня премьер-министр Алжира Абдельмалек Селлаль призвал СМИ не заниматься вопросом состояния здоровья главы государства, поскольку власти «не собираются ничего скрывать». «Нам нечего скрывать, и нам нечего бояться. Ответственные лица должны работать в условиях полной гласности и заявлять для прессы все то, что ее интересует», — уточнил он в выступлении перед членами кабинета и высшими чиновниками в ходе коллоквиума, посвященного вопросам PR. «Мы дошли до такой стадии, когда ставится под сомнение даже официальная информация», — с сожалением сказал он.

Уже 10 июня глава МИД АНДР Мурад Меделси заверил, что А.Бутефлика ежедневно отдает указания, касающиеся ведения текущими делами страны, а также вопросами внешней политики.

Похоже, эти заверения не убедили никого. 11 июня один из «группы 22-х» — то есть тех, кто начал 1 ноября 1954 года алжирскую революцию, призвал алжирских военных к «быстрым действиям» с тем, чтобы восполнить пустоту власти, образовавшуюся в связи с болезнью А.Бутефлики. Мохаммед Мешати отправил командованию Национальной народной армии /ННА/ Алжира соответствующее письмо, фрагменты которого были опубликованы газетой «Суар д`Альжери». По его мнению, именно военные, «которые в свое время выбрали этого человека (Бутефлику-авт.), привели его к власти, которые объявили его избранным и переизбранным», должны принять «смелое» решение». «Ваша смелость и ваш патриотизм, в которых мы не сомневаемся, должны вас заставить действовать быстро, ведь речь идет о выживаемости нашей страны, — уверен он. – Алжирцы будут признательны вам». Он же обвинил Бутефлику в том, что тот использовал доставшуюся ему власть «в своих собственных интересах и интересах его близких». По оценке М.Мешати, из-за избранного президентов авторитарного способа правления сейчас, во время его болезни, все остановилось. «Это – следствие деспотического, авторитарного и диктаторского правления», — утверждает он.

Тем временем в июне в алжирских СМИ множились призывы воспользоваться статьей 88 конституции, предусматривающей удаление от дел президента в случае, если он тяжело болен. Эти настроения подогревали французские СМИ, то и дело отправлявшие главу Алжира то в кому, то вообще на тот свет.

Как бы отвечая М.Мешати, алжирские врачи, сопровождающие А.Бутефлику в ходе его лечения во Франции, заявили 11 июня, что глава государства находится на этапе «функциональной реадаптации». Что скрывается за этим медицинским термином, использованном в очередном официальном бюллетене о состоянии здоровья главы государства, наверно понятно только врачам.

Также 11 июня было объявлено, что главу государства, находившегося в то время в военном госпитале L`Inctitution des Invalides в Париже, посетили премьер-министр Абдельмалек Селлаль и начальник Генштаба Национальной народной армии /ННА/ Алжира корпусной генерал Ахмед Салах Гаид. Сообщившее эту новость национальное телевидение не сопроводило ее какой-либо «картинкой». Со времени госпитализации президента это был первый визит к нему подобного уровня.

Ситуация с отсутствием видеоряда была исправлена уже 12 июня. Спустя 47 дней после госпитализации А.Бутефлики алжирцы увидели своего президента в экранах телевизоров вместе с премьером и начальником Генштаба. Последнему для участия в этом спектакле пришлось отложить планировавшуюся ранее на тот день поездку на границу с Нигером, где, по имеющимся данным, обстановка осложняется день ото дня. Правда, алжирцы не услышали голос главы государства. По словам А.Селлаля, эта встреча продолжалась порядка двух часов, в ходе которой он доложил главе государства о состоянии дел в стране.

Вышедшие на следующий день алжирские газеты отметили видимую слабость А.Бутефлики (возможно, именно поэтому его голос остался за кадром).

Видеоотчет о состоянии здоровья А.Бутефлики никого не обманул в Алжире, где все чаще речь заходит о кандидатуре возможного преемника главы государства. Все политологи сходятся во мнении, что не может быть и речи о четвертом мандате для А.Бутефлики (президентские выборы планируются на 2014 год). Они же солидарны в том, что сейчас главное – выиграть время и найти консенсус в правящих элитах относительно кандидатуры будущего главы государства при том, что решающее слово остается за командованием ННА.

Как отметила в связи с показанным видеорядом алжирская газета «Эль-Хабар», «эти кадры опровергли слухи об его смерти, но не прекратили вопросы относительно его способности управлять страной».

10 июня глава МИД Алжира Мурад Меделси заявил, что его страна располагает «достоверной информацией» относительно того, что сотрудники алжирского консульства в малийском городе Гао, похищенные в апреле 2012 года, живы. Речь идет о четырех из семи алжирцев, похищенных 5 апреля 2012 года боевиками Движения за единство и джихад в Западной Африке /ДЕДЗА/. Ранее эта организация потребовала за их выдачу освобождение нескольких исламистов, находящихся в заключении в Алжире, а также выплату 15 млн евро в качестве выкупа. Пока нет данных, были выполнены или нет эти условия. Однако в июле прошлого года ДЕДЗА освободило трех заложников. В сентябре оно объявило о казни одного из оставшихся, но его гибель никогда не подтверждалась Алжиром.

23 июня стало известно, что ДЕДЗА предложило Алжиру освободить одного из алжирских консульских работников в обмен на освобождение трех его боевиков, находящихся в заключении в одной из алжирских тюрем. Одновременно ДЕДЗА пригрозило, что если Алжир откажется от сделки, жизнь всех алжирских заложников окажется в опасности.

16 июня «Аль-Каида в странах исламского Магриба» /АКМ/ через частное мавританское информационное агентство ANI впервые подтвердила гибель одного из наиболее известных полевых командиров этой группировки алжирца Абдельхамида Абу Зейда. АКМ также подтвердила, что он погиб на севере Мали, не уточнив при этом даты этого события. Как следует из коммюнике АКМ, распространенного по каналам ANI, Абу Зейд и еще один полевой командир организации мавританец Мохаммед Ламин ульд эль-Хасан (боевой псевдоним – Абдалла аш-Шингити) «погибли на поле боя, защищая умму (сообщество мусульман-авт.) и шариат» на севере Мали. По данным Франции и Чада, Абу Зейд был убит в конце февраля на крайнем северо-востоке Мали в ходе операции французских и чадских войск. Первым об его уничтожении сообщил 1 марта президент Чада Идрис Деби. Тем не менее долгое время на этот счет были разные версии, поскольку французы приписывали уничтожение Абу Зейда себе, а Идрис Деби неоднократно утверждал, что это сделали чадские солдаты.

По данным ANI, А.аш-Шингити был не только полевым командиром одного из формирований АКМ, но и главным «идеологом» организации, поскольку именно ему приносили присягу новобранцы. Одно время он был даже «официальным» представителем АКМ. В ноябре 2012 года он возглавил «фалангу» «Аль-Фуркан» АКМ, сменив на этом посту алжирца Яхью Абу эль-Хаммама. Последний месяцем ранее был назначен «командующим» всеми формированиями АКМ, действовавшими в регионе Сахары и Сахеля.

В коммюнике утверждалось, что кроме двух полевых командиров со стороны исламистов в ходе боя были и другие потери. В нем же говорилось, что «большие потери понес и противник».

16 июня в Алжире с визитом побывала помощник госсекретаря США Ванди Шерман. В заявлении по итогам визита она сообщила, что США взаимодействуют с Алжиром «по всем направлениям» в вопросах борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности в регионе. «Мы продолжим углублять и расширять наше сотрудничество», — подчеркнула она. Коснувшись ситуации в соседней Ливии, В.Шерман заявила о необходимости «поддерживать ливийские власти в их усилиях навести порядок в стране». Она призвала Алжир «оказать ливийцам необходимую помощь».

В июне в Алжире разразился очередной громкий коррупционный скандал, связанный с обвинениями в «плохом управлении», выдвинутыми в адрес ряда высокопоставленных руководителей крупнейшего алжирского государственного производителя электричества и газа компании «Сонельгаз». 17 июня газета «Аль-Ватан» сообщила, что началось расследование деятельности руководителя компании Нуреддина Бутерфы, его предшественника на этом посту и ряда должностных лиц компании в связи с «превышением» затрат на две ТЭС, строительство которых вели французская группа «Альстом» и американская «Дженерал Электрик». Информацию газеты в тот же день подтвердил министр энергетики и шахт АНДР Юсеф Юсфи. «Каждый должен отвечать за свои дела», — подчеркнул министр в заявлении для прессы.

В 2007г. «Альстом» получила контракт на сумму 2,2 млрд долларов на строительство ТЭС мощностью 1200 МГВТ в н.п. Терга на западе Алжира. В свою очередь «Дженерал Электрик» получила контракт на сумму 2,3 млрд долларов на строительство ТЭС аналогичной мощности в н.п. Эль Тарф также на западе Алжира. Суммы этих контрактов были признаны «завышенными». По данным «Аль-Ватан», реальная стоимость каждой станции примерно на одну треть меньше.

Ранее коррупционный скандал разразился вокруг алжирской государственной нефте- газодобывающей компании СОНАТРАК, ряд руководителей которой обвиняется в получении взяток от представителей итальянской компании «Эни» и канадской SNC-Lavalin, которые таким образом пытались получить новые алжирские контракты. Канадская компания, в частности, подозревается в том, что в 2005г. через посредника передала взятку некоему алжирскому должностному лицу с тем, чтобы получить контракт стоимостью 826 млн долларов на строительство ТЭС.

20 июня министр энергетики и шахт Алжира Юсеф Юсфи объявил, что СОНАТРАК и «Сонельгаз» приняли решение больше не работать с теми иностранными компаниями, которые оказались вовлеченными в коррупционные скандалы.

В целом, в связи с очевидной неопределенностью относительно состояния здоровья А.Бутефлики, равно как имени его возможного преемника, теперь можно ожидать самых неожиданных шагов от тех, кто всегда играл заглавные роли в определении основных направлений алжирской внешней и внутренней политики – алжирских генералов. Понятно, что они сделают все необходимое, чтобы сохранить существующее в стране статус-кво. Остается узнать, как на такие действия отреагируют простые алжирцы, и в первую очередь – молодежь.

62.87MB | MySQL:102 | 0,528sec