К позиции друзских общин Сирии и Ливана по отношению к сирийскому внутриполитическому конфликту

Часть 2

Друзская община Сирии насчитывает 400 тысяч человек. Уже в двадцатые годы прошлого века друзы приняли активное участие в арабском националистическом движении. Друзский аристократ Султан-паша аль-Атраш был лидером национально-освободительного движения против французских колонизаторов в 1925-1927 годах, а затем одним из основателей партии Баас. Уже в семидесятые годы, в преклонном возрасте он получил из рук Хафеза Асада высшую правительственную награду Сирии, и был окружен ореолом национального героя. В конце сороковых-начале пятидесятых годов прошлого века в районе Джебель-Друз произошло восстание против диктатуры президента Шишакли, жестоко подавленное сирийской армией. В шестидесятые годы двадцатого столетия офицеры-друзы наряду с алавитами активно участвовали в многочисленных военных переворотах, сотрясавших эту страну. Самым известным из них был заговор майора Салима Хатума, оказавшегося обделенным при дележе власти и пытавшегося свергнуть правительство баасистов в 1967 году. Вот почему Хафез Асад после прихода власти в ходе нескольких чисток убрал друзов из высшего командного состава сирийской армии. Впрочем, это было компенсировано максимальным присутствием друзов в гражданской администрации, а также повышенными правительственными ассигнованиями на развитие региона Джебель-Друз. В результате в регионе были созданы многочисленные промышленные предприятия, а его центр Сувейда превратился из захолустной деревушки в современный город. Относительное экономическое благополучие, а также невысокий уровень рождаемости в друзской общине обусловили отсутствие в друзских районах большого количества безработной молодежи – катализатора сирийского бунта на первоначальном этапе.

Большое значение имели и доверительные отношения, установленные сирийским правительством с религиозными авторитетами друзов. Такие «особые отношения» при минимальном вмешательстве правительства во внутреннюю религиозную жизнь помогали баасистам держать общину под контролем. Для друзского социума характерно своеобразное двоевластие. Полномочия в общине поделены между светской элитой (машаих аль-заман) и религиозной (машаих аль-дин). Высшим религиозным авторитетом друзов является шейх аль-акль (шейх разума). В последние годы религиозными делами общины управлял триумвират шейхов аль-акль в составе Хусейна Джарбуа из Сувейды, Хамуда аль-Хинауи из Сахват аль-Балата и Ахмеда аль-Хаджари из Канавата. В 2012 году в составе высшего звена друзских клерикалов произошли изменения. Шейх Хусейн аль-Джарбуа умер от рака, а Ахмед аль-Хаджари погиб в результате автомобильной катастрофы.

Несмотря на то, что племенные отношения и патриархальные нормы постепенно размывались в друзском обществе под воздействием как модернизации, так и авторитарного режима, общинные связи и верность авторитетам все еще остаются нормой для многих друзов. Поэтому значительная часть населения Джебель-Друз находится под влиянием шейхов аль-акль и клана потомков Султана аль-Атраша. Интересно, что попытки лидера ливанской ПСП Валида Джумблата увеличить свои вес и влияние в общине сирийских друзов до сих пор заканчивались провалом. Так, в 2012 году делегация ПСП не была приглашена на похороны шейха Джарбуа. В феврале с.г. группа друзских священнослужителей в ответ на призыв Джумблата примкнуть к восстанию против Асада назвала ливанского политика «клоуном и хамелеоном».

В связи с этим район проживания друзов оставался относительно спокойным с началом протестного движения в Сирии в 2011 году. В апреле 2011 года в Сувейде прошла сидячая забастовка адвокатов и несколько мелких демонстраций, однако все это не шло ни в какое сравнение с массовыми протестами в других городах Сирии. Часть друзов из числа светской интеллигенции примкнула к оппозиционному движению, но опять-таки без последствий для большинства общины. Так, свою поддержку оппозиции выразили известная сирийская писательница и общественная активистка Рима Флейхан (позже эмигрировала и вошла в состав Сирийского национального совета) и живущий в Париже популярный арабский эстрадный певец Самих Шукейр. Несколько офицеров-друзов среднего звена дезертировали из сирийской армии, но попытка организовать в составе ССА «друзский батальон» во главе с одним из таких дезертиров Халдуном Зейнеддином окончилась провалом.

Гораздо больше друзов сражается на стороне армии Асада. К настоящему времени около 300 представителей друзской общины погибли во время гражданской войны, воюя на стороне правительственных войск. Наиболее известным друзским командиром в сирийской армии является бригадный генерал Исам Захреддин, отличившийся в 2012 году в боях в Хомсе. Согласно слухам, циркулирующим в Дамаске, в ближайшее время он может быть повышен в звании и стать во главе одной из силовых структур. Более того, в состав «ближнего круга» Башара Асада входят два друза: министр по делам президентской администрации Мансур Аззам и журналистка Луна аш-Шибли, ранее работавшая на «Аль-Джазире» и помогающая организации пропагандистских кампаний.

Впрочем, говоря об отношении друзской элиты к гражданской войне в Сирии, следует отметить, что в последнее время здесь наблюдаются определенные изменения. Они связаны с беспокойством друзов за свою будущую судьбу. С одной стороны, друзы не приемлют перспективу победы в гражданской войне радикальных исламистов-салафитов. В этом случае они станут в будущей Сирии гонимым и бесправным меньшинством. С другой стороны, представители этой конфессии не хотят «становиться крайними» в суниитско-алавитском конфликте. Низкий уровень рождаемости в друзской общине и ее малочисленность заставляют друзскую элиту беспокоиться о судьбе молодежи, погибающей на полях гражданской войны. С этим связано заявление ряда друзских священнослужителей среднего звена, появившееся 16 февраля с.г., с призывом к друзам, служащим в армии, не участвовать в войне. Позже шейх аль-Хинауи в одной из проповедей призвал друзов «не поднимать оружие на своих братьев», что может быть расценено как призыв к нейтралитету во внутрисирийском конфликте.

Представляется, что правительство Башара Асада с пониманием относится к таким настроениям в друзской общине и избрало другую форму поддержки друзами режима в Дамаске. В регионе Джебель-Друз организована народная милиция во главе с сыном покойного шейха аль-Джарбуа. Вооруженные формирования друзов помогают сирийской армии в охране двух важных военных объектов: военного аэропорта в Салаа и армейской базы в Мейджмаре. Кроме того в задачу милиции входит не допустить проникновение боевиков антиправительственных сил в регион. Такие попытки уже были. В декабре 2012 года значительный отряд «Джабхат аль-нусры» из района Дераа попытался проникнуть в Сувейду. В январе нынешнего года боевики ССА пытались блокировать одну из стратегических дорог в регионе и захватить аэродром в Салаа. Оба раза нападения были отбиты друзской милицией.

Таким образом, большая часть друзов избрала тактику вооруженного нейтралитета при вербальной поддержке нынешнего правительства. Кроме того, община друзов в Сирии существует достаточно автономно и мало подвержена зарубежному влиянию. Впрочем, не исключено, что последние успехи правительства Башара Асада подтолкнут друзов к более решительной поддержке Дамаска.

62.83MB | MySQL:102 | 0,510sec