О развитии политической ситуации в Ливии

Отказ ливийского министра иностранных дел посетить недавно состоявшийся «газовый форум» в Москве «в силу сложной внутриполитической ситуации в стране» является прекрасной иллюстрацией того, что происходит сейчас в Ливии. На фоне разброда и шатания среди вооруженных иррегулярных формирований, борьбы за власть между «братьями-мусульманами», правительством А.Зейдана, а также многочисленными племенами и кланами инвестиционная привлекательность страны оставляет желать сильно лучшего. Робкие попытки французских компаний по проникновению на ливийский рынок в рамках предполагаемых проектов в сфере очистки воды, медицинского страхования, телекоммуникаций и мобильной связи наталкиваются на нежелание той или иной племенной группы «делиться» своим «куском хлеба» с другими кланами, что фактически тормозит весь процесс. При этом на политическом горизонте страны отсутствует какая-либо политическая сила, которая была бы способна централизованно управлять страной, и с которой можно было бы договариваться по существу вопроса на сколь-нибудь обозримую временную перспективу. Идет внутренняя борьба за передел собственности, что в условиях отсутствия жесткой вертикали управления и сильной централизованной армии стремительно превращает Ливию в еще одно  «несостоявшееся государство».  Исключением из правила является сектор добычи и транспортировки углеводородов, который сумел нарастить фактически «довоенный» уровень производства, что впрочем, объяснимо с точки зрения получения жизненно необходимой для Триполи экспортной выручки. Но и здесь не все гладко.

 

Тенденция  превращения Ливии в еще одно «несостоявшееся государство» на карте Африки была зафиксирована и в секретном докладе аналитиков штаб-квартиры НАТО по итогам  визита в эту страну делегации альянса 24 июня с.г. под руководством заместителя генерального секретаря по политическим вопросам Дж.Апартурея. Этот визит был обусловлен попытками руководства НАТО наконец-то получить более или менее ясную картинку того, что сейчас происходит в стране и какие перспективы ее ожидают. Общее впечатление от доклада, мягко говоря, нерадостное. Страна стремительно деградирует, сами ливийцы на уровне премьера, членов кабинета  и полевых командиров крупных вооруженных формирований называют ситуацию «крайне тяжелой». Правительство в лице премьера А.Зейдана в этой связи обратилось с просьбой направить на обучение за границей порядка 19 500 ливийских рекрутов для их дальнейшего инкорпорирования в состав армии и МВД. Миссия НАТО в своем докладе рекомендовала принять это предложения с учетом того, что «создается реальная угроза нарушения цепочки экспорта углеводородов в связи с действиями племенных ополчений по установке на путях транспортировки нефти стационарных блокпостов». Таким образом, было констатировано, что основная бюджетосоставляющая отрасль страны находится под реальной угрозой разрушения. Ситуация на юге страны расценивается НАТО «как катастрофическая»  с учетом проникновения и дислокации в этих районах исламистских боевых групп и отрядов «Аль-Каиды Исламского Магриба» (АКИМ) и отсутствия в этом регионе боевых частей центрального правительства. Одновременно было отмечено, что создание новой армии и МВД наталкивается на проблему продолжения действия эмбарго на поставки оружия в Ливию со стороны США и ЕС, что делает невозможным техническое переоснащение новой армии страны. Снимать же режим эмбарго в данной ситуации было признано «нецелесообразным».

 

Таким образом, получается «замкнутый круг», из которого существует несколько выходов. Все они чреваты возникновением новой гражданской войны в той или иной форме между востоком и западом страны. То, что предлагает А.Зейдан, означает создание единой боеспособной армии и МВД на основе нескольких племенных кланов. Это, прежде всего, клан Зинтан (самый многочисленный и боеспособный на сегодняшний день) с востока страны, к которому принадлежит сам премьер, и кланов Мисураты, с которыми  у него вроде бы складываются партнерские отношения через уже бывшего министра обороны, а ныне его советника Мангуша. Новые же министры МВД и обороны являются сторонниками А.Зейдана и членами его племени, что предопределяет схему формирования силовых структур страны по описанному нами выше принципу. В случае ее реализации и продолжения практики усмирения партизанской вольницы А.Зейдан и его окружение однозначно войдут «в клинч» в «Братьями-мусульманами» из Бенгази, которые составляют сейчас большинство в парламенте страны Всеобщем национальной конгрессе  (ВНК). К такому же сценарию приведет и дальнейшая централизация власти в руках нынешнего премьера и его попытки расставить на ключевые посты в органах исполнительной власти своих людей. Например, новый министр транспорта М.Айюб также принадлежит к клану премьер-министра. В этой связи примечательно, что сразу же после своего назначения он запросил расширение списка ливийских специалистов в составе 800 человек, которые должны пройти обучение в странах ЕС по специальностям, связанными с управлением гражданской авиацией и морскими портами. В этот список он дополнительно  включил несколько сот человек из своего клана, что очень символично, и что не может не вызывать раздражение у западных племенных групп.

 

ВНК в такой ситуации может просто инициировать отставку премьера и его кабинета министров, что вызовет помимо глубочайшего правительственного кризиса естественное недовольство клана Зинтан с востока страны. Его естественным союзником при таком развитии событий станет А.Джебриль, который является лидером «светской коалиции» и имеет влияние на востоке (племена варфалла и каддафа) и в значительной мере в Триполи. То есть, существует  очень  реальная возможность того, что вновь возникнет традиционный конфликт между востоком и центром страны – с одной стороны, и западом – с другой.

 

В этой ситуации отмена визита министра иностранных дел Ливии в Москву вполне объяснима. Но дело не только в «сложной обстановке» внутри страны. Триполи в настоящее время стратегически не заинтересован в расширении контактов с Россией. Контракты в области ВТС в нынешней ситуации невозможны, а проект строительства скоростной железной дороги Триполи-Бенгази, контракт  на которое еще во времена М.Каддафи получило РЖД,  политически и экономически невыгоден и нецелесообразен. На фоне тлеющего конфликта между западом и востоком такая дорога никому не нужна.  Более того, в Бенгази правительство фактически не имеет влияния и не сможет обеспечить надежную охрану такого строительства. Когда нужда в резонансных проектах такого рода вновь возникнет, эту нишу с большей долей вероятности займут катарцы и французы. Особенно с учетом того, что основным партнером Триполи и лоббистом французских интересов в Ливии в настоящее время является бывший министр транспорта в правительстве Ж.Ширака Д.Пербен, который имеет традиционно сильные контакты в руководстве отечественных транспортных компаний. Но сейчас идет борьба за экономически выгодные и приоритетные участки транспортной инфраструктуры, которые дают быструю отдачу. Повторим, что с точки зрения транспорта – это гражданская авиация и менеджмент морских портов, кадры для которых будут готовить французы. В этой ситуации оптимальным вариантом для российских компаний, не задействованных в проектах по добыче углеводородов на востоке страны, является сворачивание своих активов на ливийском направлении с их продажей или переуступкой тем же китайцам  с одновременной  переориентацией на более стабильные с политической точки зрения рынки.

52.19MB | MySQL:103 | 0,819sec