Сирия: мероприятия США и НАТО по предотвращению расползания химического оружия

Мы уже сообщали о том, что США и их союзники по НАТО в качестве одного из основных направлений своей деятельности на сирийском направлении рассматривают создание надежной системы предотвращения попадания химического оружия со складов сирийской армии в руки исламистов или «черных торговцев». Эта тема продолжает оставаться для американцев злободневной, в связи с чем они возобновили неформальные контакты обмена информацией по этому вопросу с Дамаском через руководство христианской общины, а также по каналам партнерских связей между спецслужбами Сирии, с одной стороны, и их коллегами из БНД ФРГ и УОР Иордании – с другой. Эта активизация опосредованного диалога, между тем, совершенно не снимает с повестки дня вопроса о прямой военной интервенции или точечных рейдах групп спецназа в случае наступления часа «Х». Под ним на Западе понимают катастрофическое для Б.Асада развитие ситуации, до чего пока далеко. А это означает, что у Запада имеется запас времени для принятия окончательного решения, и что самое главное – проведения соответствующей подготовки спецназа.

По нашей оценке, возобновление диалога с Дамаском по всему спектру темы  «арсенала химического оружия» обусловлено и еще одним важным моментом.  Мы уже говорили о том, что силовая операция не дает стопроцентной гарантии успеха. В дело вступает  модель с очень многими составляющими, от которых зависит конечный результат. Это и человеческий фактор, и  вопрос скорости проведения боевого слаживания, силы сопротивления систем ПВО и охраны, погоды. Ровно к таким же выводам пришли и французские военные аналитики, что не может нас не радовать.

По распоряжению Генерального штаба французских вооруженных сил было проведено соответствующее исследование с практическим занятием. Его осуществлял  Centre dEtudedu Bouchet (CEB) совместно со 2nd Armoured Cavalry (2 RD-NBC). Результаты данных маневров были направлены  в Centre de Planification et de Conduite des Operations (CPCO), на который в НАТО возложена задача подготовки возможной операции альянса на сирийском направлении. Указанная инициатива исходила от Госдепартамента США. Следует отметить, что такая инициатива была выдвинута после того, как аналитики Пентагона дали крайне неутешительные  прогнозы в  отношении успеха операции по нейтрализации угрозы расползания химического оружия с военных складов сирийской армии в прошлом году. Ими был признан недостаточным тот объем средств и сил, которые американцы планировали задействовать в этих мероприятиях в начале. Отсюда дислокация дополнительных контингентов американской морской пехоты в Иордании и активное вовлечение в формат операции в Сирии иорданских военнослужащих из ВВС и спецназа.

Возвращаясь к результатам исследования CEB, отметим, что его основным итогом стало следующее. По оценке французов, на эффективное проведение операции во многом будут влиять климатические условия Сирии. Военнослужащие в специальных костюмах защиты могут поддерживать достаточную боеготовность не более трех часов, что является далеко не достаточным для проведения запланированных штабом НАТО  боевых действий. Заметим, что речь в данном контексте идет не о заранее спланированной операции в удобное с точки зрения климата время, а о ситуации, которая может возникнуть в любой, самый неподходящий для этого момент. При этом по планам альянса в возможной операции должен участвовать, помимо американских и иорданских военнослужащих, спецназ из Франции, Великобритании, Канады и Чехии. Последние привлекаются в качестве экспертов по химическому оружию в связи с опытом, приобретенным во времена существования Варшавского договора. Подразумевается, что химическое оружие сирийской армии производилось по советским образцам или закупалось в СССР. Естественно, что пока не проводилось никаких совместных маневров для выработки боевого слаживания. Аналогичные схемы этого взаимодействия, которые традиционно отрабатывают страны НАТО в рамках плановых учений, по итогам ливийских событий признаны недостаточными.

Кроме того, не конца определены объекты, которые должны быть подвергнуты удару с последующим захватом. По данным НАТО, таких объектов, на которых производится  или хранится химическое оружие, на сегодняшний день двенадцать. Среди них Аль-Сафир в районе Алеппо, в Хомсе, Латакии, Хаме. Более или менее достоверная информация есть только по объектам в Хан аль-Шамат (восток Дамаска) и Фуглусе (недалеко от Хомса).  По ним проводится активная доразведка с использованием спутников и систем электронного слежения с территории Иордании, Израиля  и Турции. При этом крайне слаба агентурная разведка, что затрудняет перепроверку информации, которая поступает от перебежчиков и средств электронного слежения. Последняя, без подтверждения из надежных агентурных источников, теряет до половины своей ценности.  По расчетам французов, теми силами, которые имеют союзники в настоящий момент, можно надежно «прикрыть» только один объект из двенадцати.  В этой связи отвлечение сил и средств на «негодный объект» в силу недостоверной информации недопустимо в принципе. Тем не менее, разведданные сильно страдают ангажированностью, так как поступают от оппозиции. Это особенно стало ясно после того, когда у групп исламистов в Турции были захвачены образцы химического отравляющего вещества, которое изготавливали на подпольных фабриках в Ираке.  При этом сирийские спецслужбы очень умело используют канал перебежчиков в качестве доведения дезинформации. Это вынуждает НАТО действовать рискованными методами путем целевых рейдов спецназа на сирийскую территорию, либо направлением офицеров спецназа в отряды сирийской оппозиции, воюющей на территории Сирии.

52.1MB | MySQL:103 | 0,620sec