Сообщество выходцев из франкоязычных стран в Израиле как новый политический фактор

Прошедшие в январе с.г. выборы в Кнессет 19-го созыва показали сохранение значительной роли так называемого секторального фактора, под которым понимаются политический вес и электоральное влияние различных социокультурных, этно- и религиозно-общинных групп. Причем в большинстве случаев речь идет о поиске оптимальной модели сочетания общинной базы с общенациональной платформой и требования общенациональной легитимации трансформирующимся «секторально-общенациональным» интересам.

Как нам не раз приходилось отмечать, когда в Израиле говорят о секторальных интересах, то, как правило, имеют в виду четыре не принадлежащие к «культурно-политическому мейнстриму» группы: «сефардов» (евреев — выходцев из стран Азии и Африки и их потомков), «русских» (выходцев из СССР и стран СНГ), израильских арабов и ультрарелигиозных ашкеназских евреев — «харедим». Но на израильском политическом рынке в последние годы появляются и новые группы общинных политических интересов. «Первыми в очереди» в этом смысле явно находятся выходцы из Эфиопии, уже, как минимум, трижды, пока безуспешно, пытавшиеся организовать свой список на выборах в кнессет (2006, 2009 и 2013). Следующая перспективная группа — так называемые новые харедим (современные евреи-ультраортодоксы), также предпринимавшие неоднократные попытки выйти из-под тотального политического и социально-общинного влияния лидеров партий ультраортодоксального ашкеназского блока «Яадут ха-Тора». И наконец, совсем новым фигурантом секторальной политики Израиля является сообщество выходцев из франкоязычных стран, так называемые франкофоны.

С момента образования Государства Израиль в 1948 г. в него репатриировались около 70 тыс. (точнее, 69121) евреев Франции и еще примерно 18,5 тыс. евреев из франкоязычных регионов и общин Бельгии, Швейцарии, Канады, Люксембурга, Алжира и Марокко. (Общее число репатриантов из бывших французских колоний Северной Африки составляет более 550 000 человек, и в Израиле есть лидеры и организации, которые, претендуя на представительство интересов всех «франкоязычных» евреев, имеют в виду и этих евреев и их потомков, но понятно, что в практическом смысле относить их к числу «франкофонов» некорректно.)

В настоящий момент в живых из этого числа 87700 в полном смысле слова франкоязычных иммигрантов осталось 81885 человек, включая 65465 репатриантов из Франции. К ним, по принятым в Израиле и мире стандартам, следует добавить более 17 тыс. — второе поколение иммигрантов — детей репатриантов из Франции и Бельгии, родившихся уже в Израиле.

Таким образом, «франкоязычная» община Израиля составляет сегодня порядка 90 тыс. человек. Основная категория — это, разумеется, выходцы из Франции. По мнению опрошенных нами специалистов, алия из Франции не является ни социологически, ни организационно единой общиной.

Первая группа различий восходит к внутренней гетерогенности почти 550-тысячной еврейской общины Франции, включающей как минимум четыре этнокультурные группы. Почти две трети французского еврейства — это выходцы из стран Магриба (Алжира, Туниса, Марокко), иммигрировавшие во Францию после обретения этими странами в конце 50-х и начале 60-х гг. ХХ века независимости и исхода оттуда «европейского» населения. Чуть больше четверти — это восточноевропейские ашкеназские евреи, иммигрировавшие во Францию после Второй мировой войны, и их потомки. Остальные примерно 10% приходятся на долю двух «коренных» еврейских общин Франции — переживших Катастрофу остатков собственно французских ашкеназских евреев и небольшой сефардской общины, предки которых были изгнаны из Испании. Различия между представителями этих групп проявляются и в Израиле, включая принадлежность к разным социальным сетям, синагогальным общинам, разные модели интеграции в местное общество и т.д.

Во франкоязычной общине Израиля также ощущается довольно глубокое размежевание между теми, кто прибыл в страну в 70-х – 90-х гг. XX в., и олим 2000-х. Ядро первой подгруппы составляли национально и идеологически мотивированные, сравнительно молодые и в массе своей религиозные люди, которые достаточно быстро интегрировались в израильское общество. Окончив университеты, отслужив в ЦАХАЛе и решив проблемы с трудоустройством, эти люди достаточно компактно расселились в таких городах, как Хайфа, Иерусалим, Раанана, и в меньшей степени Нетания. В этой подгруппе присутствовали и люди продвинутого возраста, которые привезли в Израиль свое накопленное имущество и не испытывали особой необходимости в решении карьерных и бытовых проблем. В целом можно говорить о том, что эта подгруппа уже вполне израильтяне во всех смыслах этого слова. Они хорошо владеют ивритом и обладают пониманием ситуации в стране, французский язык для них является частью их семейного культурного фона. (Их языковые ориентации можно определить как «иврито-французское двуязычие» — именно в таком порядке.)

Вторая подгруппа, репатрианты 2000-х гг., отличается от «французов» прежних десятилетий тем, что в их решении перебраться в Израиль основную роль сыграли «выталкивающие» факторы. Среди них — рост антисемитизма во Франции, а также кризис французской гражданской идентичности и, как следствие, поиск «смысла жизни» и тенденция «возвращения к корням» (включая представителей «периферийных групп» еврейской общины и потомков смешанных браков, проявляющих интерес к переходу в иудаизм — гиюру). Ядро репатриантов 2000-х гг., общее число которых, по данным Отдела информационных систем Министерства абсорбции Израиля, составило более 27,5 тыс. человек, было образовано не столько одиночками, пожилыми парами и группами идеологической молодежи, сколько семьями, как правило, родителями средних лет с детьми. Порядка 70% франкоязычных репатриантов 2000-х из этой группы расселились в пяти городах: около четверти — в Иерусалиме, порядка 20% — в Нетании, около 15% — в Ашдоде, примерно 8% — в Тель-Авиве–Яффо и примерно 5% в Раанане.

В отличие от «французской» иммиграции прежних лет интеграция олим 2000-х идет с большим трудом. Показательно, что доминирующими видами деятельности среди них являются свободные профессии (адвокатура, медицина, журналистика, образование, наука) и бизнес; столь характерные для российских и американских евреев хай-тек и инженерные профессии среди них присутствуют в очень малой степени. А отсюда вытекают и сложности профессиональной адаптации «франкофонов» в Израиле. Показательно, что многие из представителей этой группы, «перевезя» свои семьи в Израиль и обезопасив их от европейского антисемитизма, продолжают работать во Франции и других странах Евросоюза, проводя с семьей в Израиле лишь выходные дни (явление, характерное в последние годы и для русско-еврейско-израильского крупного и среднего бизнеса). Весьма распространены и всякого рода колл-центры, экспортные компании и прочие бизнес-структуры, физически расположенные в Израиле, но ориентированные на французский рынок.

Соответственно, основная масса остается во франкоязычной культурно-языковой среде, причем многие — в режиме 7/24 (включая сферы общения, связанные с домом, работой, досугом, образованием и т.д.). Признаком этого является использование французского языка для общения во всех поколениях семей выходцев из Франции 2000-х гг., включая «ренессанс» франкоязычных электронных и печатных СМИ в Израиле и почти тотальное доминирование в телевизионных пристрастиях этой подгруппы французских каналов. Среди них выделяются такие издания, как еженедельник Petit-Hebdo («Маленький еженедельник») выраженной религиозно-сионистской идеологической ориентации, информационно-культурное издание Futé («Листок»), франкоязычные версии «общенациональных» газет Jerusalem Post и ашкеназской ультраортодоксальной газеты «Ха-Модия» («Вестник»), а также большое количество местных изданий и интернет-сайтов на французском языке общественной, культурологической, политической и религиозной направленности. Что касается ТВ, то, помимо принимаемых в Израиле французских каналов, имеется также израильская телестанция E24News, вещающая из Яффо на французском, английском и арабском языках.

Организационная инфраструктура франкоязычной общины Израиля дополняется широкой сетью из 80 «французских» синагог, как правило, религиозно-сионистского или умеренно ультраортодоксального направления; возникшими в последние годы в Тель-Авиве, Ашдоде и Нетании школами и классами с «французским» культурным наполнением, а также клубами, различными неформальными объединениями и другими структурами и институтами, к которым тяготеют организованные и слабо организованные сообщества «франкофонов». Имеется несколько общественных объединений («амутот»), деятельность которых ориентирована преимущественно на выходцев из Франции, Бельгии и Канады, такие как Израильское представительство Федерации еврейских общин Франции (ФЕОФ), Ассоциация поддержки алии из франкоязычных стран «Алия за лучшую интеграцию» (АМИ) и сообщество вокруг упомянутой газеты «Малый еженедельник».

При этом единой институционализированной общины выходцев из Франции или франкоязычных стран в Израиле так и не сложилось. Разумеется, существует группа общественных деятелей, таких как главные редакторы газет «Малый еженедельник» и франкоязычной версии «Ха-Модия» Авраам Азулай и Даниэль Хайек, глава франкоязычной ультраортодоксальной общины Хайфы Йосеф Ситрук, владелец E24News Франк Дери, главы крупнейших общественных организаций Ив-Шарль Верди (ФЕОФ) и Ави Зано (АМИ), первый «объявлено франкоязычный» депутат Кнессета Йонатан Шетбон (Ситбун) и некоторые другие. Однако, в отличие от русскоязычной, американской или эфиопской общины, единого «адреса» для обращений к франко-израильтянам пока не имеется. Община до недавнего времени не существовала и как самостоятельная политическая сила, хотя в разных партиях, особенно в Ликуде, НДИ, ШАС и «Еврейском доме» присутствовали и присутствуют достаточно сплоченные и влиятельные франкоязычные фракции, а в других партиях имеются координаторы по «французской улице». Однако до недавнего времени политическая активность «французов» в Израиле была крайне низка.

По мнению экспертов, ситуация стала радикально меняться в 2010 г., когда в результате накопления «критической массы» мотивированных общинных деятелей, осознавших, что именно участие в политической деятельности в Израиле является оптимальным путем решения «секторальных» проблем, «количество перешло в качество». Именно в этом году в местах высокой концентрации выходцев из Франции, Бельгии и других франкоязычных регионов прошла серия политических встреч, «домашних кружков» и прочих политических мероприятий, организованная группами активистов, среди которых выделялся упомянутый Йонатан Шетбон, получивший в результате реальное место в парламентском списке партии МАФДАЛ/«Еврейский дом». На выборах 2013 г. эта партия оторвала немало голосов от правящего Ликуда, в том числе голосов выходцев из этих стран.

Следующим моментом политической мобилизации израильских «франкофонов» стали выборы в Национальное собрание (парламент) Франции от восточно-средиземноморского округа, куда входят граждане Франции, проживающие в Израиле, Италии, Греции, Турции, на Мальте и Кипре. Эти выборы, на которых победил израильтянин, по мнению экспертов серьезно укрепили коллективную идентичность франкоязычных израильтян.

Похоже, что эта тенденция будет продолжена и на муниципальном уровне. По имеющимся данным, ряд влиятельных мэров городов, такие как мэр Иерусалима Нир Баркат, мэр Нетании Мирьям Файнберг, и другие, учитывая растущую политическую активность «франкофонов», намерены предложить их представителям реальные места в своих избирательных списках. По оценкам экспертов, не за горами и появление списков «франкофонов» вначале на муниципальном поле, самостоятельных (например, в Ашдоде), а в дальнейшем (вероятно, в блоке с иными «еврейскими социально-культурными меньшинствами») — и на выборах в Кнессет.

52.25MB | MySQL:103 | 0,576sec