Израиль: возможные последствия повышения электорального барьера

На ближайшую среду в израильском Кнессете назначено обсуждение в первом чтении законопроекта о повышении электорального барьера. Этот законопроект был совместно выдвинут партиями НДИ (входящей в Кнессете нынешнего, 19-го созыва в состав блока Ликуд-НДИ) во главе с Авигдором Либерманом и «Еш атид» во главе с Яиром Лапидом. В настоящее время электоральный барьер составляет в Израиле 2 % голосов. Инициаторы законопроекта предлагают повысить его до 4 %.

За всю историю независимого Государства Израиль (с 1948 года) ни одна партия никогда не получала абсолютного большинства на выборах в Кнессет. В связи с этим правительство Израиля никогда не было однопартийным, а всегда базировалось на коалиции. В первые десятилетия независимости это были исключительно коалиции, ведущей силой которой являлись социалисты (историческая партия МАПАЙ, нынешняя – Авода). Затем начались десятилетия противоборства и сотрудничества двух политических лагерей – правого и левого. В центре первого традиционно находился Ликуд (наследник исторической партии Херут), в центре второго – Авода. Ситуация, при которой в Израиле никогда не было однопартийного правительства, является в стране настолько сама собой разумеющейся, что «коалиционным правительством» здесь именуют не всякое коалиционное правительство, а только правительство, в которое входят на более или менее паритетных началах представители как правого, так и левого лагеря.

Стремление крупных партий избежать создания коалиций такого рода неизбежно ведет к повышению роли и «цены» мелких партий. Инициаторы законопроекта о повышении электорального барьера считают, что этот шаг приведет к уменьшению числа фракций в Кнессете и к повышению эффективности работы правительства, которое будет меньше зависеть от мелких партнеров по коалиции. Правда, и в этом случае представляется крайне маловероятным, что в Израиле возникнет в ближайшем будущем однопартийное правительство.

В преддверии голосования по данном законопроекту комиссия Кнессета по законодательству и юриспруденции обратилась к Центральной избирательной комиссии с просьбой произвести пересчет результатов голосование в Кнессет 18-го и в кнессет 19-го созыва на основе предлагаемой новой системы. Опубликованные Центральной избирательной комиссией подсчеты показывают, что если бы выборы в нынешний, 19-й Кнессет происходили на основе не двухпроцентного, а четырехпроцентного электорального барьера, то число партийных фракций в кнессете составляло бы сейчас не 12 (как произошло в реальности), а только 8. Из Кнессета исчезли бы оппозиционный нынешнему правительству список Кадима, возглавляемый Шаулем Мофазом, а также все арабские списки: РААМ-ТААЛ, БАЛАД и ХАДАШ (прокоммунистический список, официально именующий себя арабско-еврейским списков, но в реальности относимый в Израиле к числу арабских партий). Все эти четыре списка имеют в нынешнем кнессете вместе 13 мест. Соответственно оставшиеся в Кнессете партии усилились бы за счет их передела, причем правое и центристское крыло израильского парламента заметно усилились бы за счет левого крыла. Однако даже в этом случае об однопартийном правительстве не могло бы быть и речи, поскольку крупнейший список Ликуд-НДИ получил бы только 35 мандатов вместо нынешний 31 и это при том, что общее число мест в Кнессете составляет 120.

Вместе с тем, специалисты отмечают, что механический пересчет голосов на основании нового, еще не принятого закона совсем не обязательно отражает реальные изменения, которые произойду на выборах в кнессет следующего, 20-го созыва в случае, если упомянутый законопроект будет принят. Электоральное поведение избирателей может заметно измениться, если они будут знать, что партии, за которые они намеревались проголосовать не пройдут электорального барьера. Эти изменения придется учитывать и лидерам мелких партийных списков. В частности, в случае принятия предлагаемого законопроекта, лидерам и сторонникам арабских партий Израиля придется выбирать между возможностью объединения в один электоральный список (чего они избегают из-за идеологических разногласий и личных интересов) и возможностью того, что арабские партии вообще не будут представлены в Кнессете следующего созыва.

52.28MB | MySQL:103 | 0,550sec