Результаты выборов в кувейтский парламент

27 июля 2013 с.г. в Кувейте состоялись внеочередные выборы в парламент страны.

В них приняло участие 439 715 избирателей, что составило свыше 52 % от общего списка кувейтских граждан, имеющих право голоса. Явка избирателей, принимая во внимание тот факт, что выборы проходили летом в сезон отпусков, когда температура в стране превысила 45 градусов, и в период месяца рамадана, когда основная часть граждан страны соблюдает пост, была очень высокой. Во время предыдущих выборов, состоявшихся в декабре 2012 г., она была значительно ниже, составив всего 40 % от общего списка избирателей. По-видимому, массовое участие граждан Кувейта в выборах можно объяснить их стремлением стабилизировать внутриполитическую обстановку, не допустить очередного политического кризиса в стране и способствовать успешной деятельности парламента.

К тому же выводу можно прийти, если оценивать результаты выборов. Прежде всего, обращает на себя внимание обновление состава парламента более чем наполовину. Число вновь избранных депутатов составило 26 членов Национального совета из их общего числа в 50 чел., т.е. 52 %. Причем, 17 депутатов никогда не были членами парламента, — это новые люди, которые пришли в политику, не имея за собой груза прежнего опыта парламентской деятельности, и именно им доверили свои голоса избиратели, по-видимому, в надежде на то, что они будут работать более конструктивно, чем их предшественники.

Большинство депутатов – люди немолодые. Только пять из них моложе 40 лет. Предвыборная кампания была очень напряженной. В выборах участвовало 318 кандидатов. Для того чтобы стать членом парламента, каждому из них было необходимо одержать победу над своими многочисленными соперниками. В каждом избирательном участке, а их всего пять, победу могли одержать только 10 кандидатов.

Представительство женщин в парламенте было снижено. Они получили два депутатских места, хотя в прежнем парламенте их было три. Среди одержавших победу депутатов-женщин Маасума аль-Мубарак – известный политик, занимавшая министерские посты и работавшая в составе парламентов двух предыдущих созывов. Второй женщиной-депутатом нового парламента стала Сафа аль-Хашим. Она была и депутатом предшествовавшего парламента. Среди кандидатов в депутаты было всего восемь женщин.

Состав избранных депутатов также претерпел значительные изменения. Больше всего депутатских мандатов завоевали представители племен. Они получили 24 мандата, что составило 48 % от общего числа депутатов. Предыдущие выборы в парламент они, как и исламисты, бойкотировали из-за решения Конституционного суда распустить парламент, избранный в январе 2012 г., где оппозиция имела большинство. В прошедших выборах представители трех крупнейших племен Кувейта приняли участие, что и сказалось на результатах выборов.

Политические обозреватели арабских газет отметили победу либералов. Она, конечно же, относительная. Среди вновь избранных депутатов представители этого направления получили только пять депутатских мандата, однако, в предыдущем парламенте они вообще не были представлены. В выборах участвовали две группировки либералов: Национально-демократическая коалиция (Ат-Тахалуф аль-ватаний ад-димукратий), объединяющая, главным образом, предпринимателей умеренных взглядов – сторонников проведения либеральных реформ в стране и развития демократии. Вторая группировка – Объединение национального действия (Джамийят аль-амаль аль-ватаний). В ней представлены, в основном, лица свободных профессий, преподаватели вузов, врачи, инженеры и т.д. В программе Объединения национального действия основной акцент был сделан на необходимости демократизации общественно-политической системы в стране.

Снизила свое представительство шиитская община, составляющая около 30 % населения Кувейта. Шииты получили 8 мандатов, тогда как в предыдущем парламенте они имели 17 депутатских мест. В выборах участвовали две шиитские группировки: Исламская национальная коалиция (Ат-Тахалуф аль-ватаний аль-исламий) и Объединение справедливости и мира (Таджамуа аль-адаля ва ас-салям). Суннитские группировки завоевали 8 мест в парламенте. Ранее, как правило, они были представлены более широко. На результатах, полученных исламистами, сказался тот факт, что крупнейшие исламистские организации бойкотировали выборы из-за решения Конституционного суда оставить в силе указ эмира о внесении изменений в избирательный закон, в соответствии с которым избиратель мог отдать свой голос только одному кандидату, а не четверым, как ранее.

Среди исламистских организаций выборы бойкотировали: Исламское конституционное движение (Аль-Харака ад-дустурийя аль-исламийя) – отделение Движения «Братьев-мусульман» в Кувейте (эта организация выступала за проведение экономических и политических реформ, при сохранении исламского социального порядка), а также единственная партия Кувейта (хотя и не признанная официально в этом ее качестве) – Исламская партия нации (Хизб аль-умма аль-исламий). Эта партия выдвигает наиболее радикальные требования – введение подлинно конституционного правления и создание правительства по результатам выборов в парламент, когда премьер-министром должен стать лидер победившей политической группировки. Ее требования включают и право премьер-министра от победившей группировки формировать правительство в соответствии с тем, каких результатов добилась та или иная политическая группировка.

Салафитское исламское объединение (Ат-Таджаммуа аль-исламий ас-салафий) также отказалось от участия в выборах. Оно отстаивает необходимость строгого соблюдения исламских норм.

В выборах не участвовало и Движение народного действия (Харакат аль-амаль аш-шаабий), ядро которого составляют бывшие оппозиционные депутаты парламента, во главе которых его экс-спикер Ахмед ас-Саадун. Эта группировка выступает за проведение политических реформ, а также увеличение заработной платы и субсидий на жилье.

Выборы бойкотировала и одна из группировок либеральной направленности — Демократический форум (Аль-Мунтада ад-димукратий), сторонники которой поддерживают проведение реформы в политической сфере и программу ускоренного экономического развития.

Бойкот выборов со стороны ряда оппозиционных организаций отразился на их результатах.

Необходимо отметить, что деление кувейтского депутатского корпуса на тех, кто представляет шиитов или суннитов, а также тех, кто относится к либералам, консерваторам или другим политическим направлениям, весьма условно. Некоторые депутаты, по происхождению принадлежащие к одной из двух основных конфессиональных групп, в то же время могут быть избраны при поддержке политической организации, не ассоциирующей себя с какой-либо конфессией, а объединившей сторонников либерального или консервативного пути развития (как это произошло с Маасумой аль-Мубарак, формально принадлежащей к шиитскому меньшинству). Кроме того, большинство политических группировок создаются в период проведения предвыборной кампании, а затем прекращают свое существование или же претерпевают значительные изменения в своем составе. Исключение составляют немногие организации. Среди них организация, объединяющая «Братьев-мусульман», которая действует в Кувейте с середины 1950-х гг. и которая активно участвовала в парламентской деятельности, начиная с 1970-х гг.

После проведения выборов кувейтское правительство провело экстренное совещание, на котором были проанализированы итоги выборов в парламент, а также было составлено прошение об отставке правительства, направленное эмиру. Члены правительства действовали в соответствии с конституцией.

Эмир принял отставку, но издал указ, в соответствии с которым до того, как будет сформировано новое правительство, прежний состав правительства продолжит свою работу. Другим указом эмира была назначена дата начала работы избранного парламента: 6 августа 2013 г. Правительство, а это будет уже 13 правительство за последние 7 лет, должно быть сформировано до открытия первой сессии нового парламента. Предполагается, что эмир поручит его формирование прежнему премьер-министру Джаберу Мубараку Ас-Сабаху.

Одно из первых заседаний парламента будет посвящено обсуждению вопроса о предоставлении финансовой помощи в размере 4 млрд. долларов новой власти Египта, сформированной после отстранения президента М.Мурси. Это обсуждение может вызвать серьезные разногласия в парламенте. Можно предположить, что парламент, принимая во внимание его неоднородный состав, не будет поддерживать все предложения правительства. Противостояние между парламентом и правительством, продолжавшееся все последние годы, по все вероятности, будет продолжено.

51.88MB | MySQL:101 | 0,360sec