Ситуация в Алжире: июль 2013 г.

Президент А.Бутефлика вернулся в Алжир. Его возвращение 16 июля после почти 80-дневного пребывания на излечении во Франции после микроинсульта стало главным событием месяца. На борт президентского самолета 76-летний глава государства поднялся, сидя в инвалидном кресле. Из-за болезни Абдельазиз Бутефлика стал первым главой Алжира, не принявшим участие 5 июля в традиционной церемонии празднования очередной годовщины независимости АНДР, одним из эпизодов которой является прием в министерстве обороны по случаю присвоения очередных воинских званий и наград алжирским генералам.

Еще 4 июля бывший президент АНДР Ламин Зеруаль отклонил призывы к нему выставить его кандидатуру на предстоящих в 2014 году президентских выборах. Как отметил Л.Зеруаль на состоявшейся в Батне встрече с его сторонниками, «есть другие фигуры, претендующие на высший государственный пост». «Настало время передать факел и уступить место молодым», — сказал 72-летний отставной генерал, в период правления которого была одержана военная победа над радикальными исламистами и в биографии которого значится, в частности, учеба в советской академии имени Фрунзе.

Л.Зеруаль возглавлял Алжир в переходный период начиная с 1993 г. В 1995 году он организовал первые в стране альтернативные президентские выборы, на которых одержал победу. В 1999 г. его сменил на высшем государственном посту действующий глава государства Абдельазиз Бутефлика.

В связи с болезнью А.Бутефлики многие общественные организации требуют сейчас от генерала, чтобы он вернулся в политику. К тому времени — 4 июля — уже объявился первый претендент на высший государственный пост Алжира — бывший глава правительства страны Ахмед Бенбитур.

17 июля алжирские СМИ дружно задались вопросом о способности А.Бутефлики управлять страной, отмечая при этом явные признаки физической слабости, которые были отчетливо видны на кадрах, снятых по его возвращении в Алжир. Считающаяся близкой к Национальной народной армии (ННА) Алжира газета «Аль-Ватан» (это не мешает ей занимать достаточно критичную позицию по отношению к главе государства) вышла в тот день под заголовком «Сможет ли он выполнять свои функции?». «Существует общая неопределенность относительно его способности выполнять свои обязанности. Если даже допустить, что он не будет баллотироваться на 4-й мандат, обладает ли он физической способностью работать до конца 3-го мандата, срок полномочий которого истекает в апреле 2014 года?», — задается вопросом эта газета.

По мнению газеты «Либерте», главное сейчас – это понять: останется ли А.Бутефлика у власти даже находясь на инвалидной коляске, или «он поймет, что настало время удалиться от власти по собственной воле по причине здоровья?».

В июле продолжилась история со вторым коррупционным скандалом, в котором оказались замешаны представители руководства государственной нефте- газодобывающей компании СОНАТРАК. Как заявил 2 июля министр юстиции Мохаммед Шарфи, расследование показало существование «настоящей международной коррупционной сети, имеющей филиалы на всех континентах и работающей по сложной финансовой схеме». Алжирские следственные органы уже обратились в связи с этим делом к своим коллегам во Франции, Швейцарии и Италии.

В Алжире в феврале с.г. началось расследование дела в связи с подозрениями в коррупции, связанными с контрактами между СОНАТРАК и итальянской компанией Eni.  Ранее такое же расследование начала прокуратура Милана.

8 июля вновь напомнила о себе террористическая группировка «Подписавшиеся кровью», которой командует алжирец Мохтар Бельмохтар. В тот день она распространила через мавританское информационное агентство ANI коммюнике, в котором утверждалось, что именно она стояла за беспорядками в тюрьме Ниамея  1 июня с.г., в результате которых погибли трое надзирателей, а несколько десятков узников оказались на свободе. По данным «Подписавшихся кровью»,  речь шла об освобождении «30-ти джихадистов».

«Бойцы атаковали охранников тюрьмы, овладели их оружием, а затем — и всей оружейной комнатой охраны тюрьмы. Затем они обеспечили безопасный отход освобожденных узников из Судана, Нигерии, Нигера и Мали», — отмечалось в коммюнике.

Бывший полевой командир одного из формирований «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКМ) М.Бельмохтар не так давно порвал с АКМ. Ранее Чад объявил об его уничтожении в ходе операции «Серваль» на севере Мали, но эта информация, похоже, не подтвердилась.

В июле не очень спокойно было и в самом Алжире. 17 июля стало известно, что в результате засады, устроенной боевиками АКМ на одной из автодорог в районе Типазы (70 км к западу от Алжира) погибли 4 военнослужащих ННА, 3 получили ранения. Террористы взорвали два фугаса на пути следования автомашин армейского мобильного патруля.

20 июля 4 вооруженных исламистов были убиты алжирскими военными в ходе операции по прочесыванию местности в районе города Сур-эль-Гозлан (провинция Буира) в 100 км к юго-востоку от Алжира. Сутки спустя было объявлено, что по крайней мере двое из них были достаточно известными фигурами в АКМ. Это были Бурихан Рабах (боевой псевдоним – Айяд Абу Абдеррахман), который в АКМ отвечал за «международные» отношения, а также 36-летний Лафи Лахдар (Абульвахид Тухами), отвечавший в АКМ за связь. По данным алжирских спецслужб, двое других боевиков были смертниками, которым предстояло выполнить «специальные миссии» в городе Тебесса на границе с Тунисом. При убитых кроме поясов смертников были обнаружены три автомата Калашникова, а также крупная сумма денег.

23 июля двое лесничих погибли в районе Буиры (125 км к юго-востоку от Алжира) в результате подрыва на мине их автомобиля.

26 июля Белый дом объявил о решении репатриировать двух алжирцев – узников американской военной тюрьмы в Гуантанамо — в Алжир. Их имена пока не известны. Ранее по меньшей мере 12 алжирцев – узников Гуантанамо – были выданы Алжиру.

В течение июля тунисские военные в непосредственной близости от границы с Алжиром предпринимали без особого успеха попытки нейтрализовать исламистское бандформирование, прорвавшееся в эту страну из Мали. 29 июля стало известно о гибели 9-ти тунисских военных в засаде, устроенной экстремистами. Похоже, тунисских военных застали врасплох: всех их умертвили одним способом – перерезанием горла. Кроме того, исламистам удалось овладеть их оружием. Официальный тунисский телеканал сообщил, что 8 солдат «одного из элитных подразделений» пали в перестрелке с исламистами на западе страны в районе горы Шаамби.

30 июля в Алжире стало известно о гибели еще четырех алжирских военных в двух эпизодах, имевших место в Кабилии к востоку от Алжира и в районе Бискры на юге страны.

Из экономических новостей следует отметить заявление премьер-министра Алжира Абдельмалека Селлаля от 24 июля, согласно которому АНДР намерена вложить 15 млрд долларов в течение пяти ближайших лет в разработку железнорудного месторождения близ города Тиндуф на юго-западе страны. По его оценке, эксплуатация этого месторождения «будет способствовать развитию региона Тиндуфа, созданию новых рабочих мест и сокращению импорта металла».

Как известно, в районе Тиндуфа находятся лагеря сепаратистов (по отношению к Марокко) из Фронта ПОЛИСАРИО.

Ранее, 7 июля в ходе визита в Алжир председателя Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозо был подписан «стратегический» меморандум между АНДР и ЕС относительно энергетического сотрудничества. Переговоры по проекту этого документа шли с 2008 г. Его подписание позволяет Алжиру участвовать во встречах Евро-средиземноморской группы сотрудничества в сфере добычи и поставок природного газа. Очередная такая встреча должна состояться в декабре с.г. в Брюсселе. Аналогичные документы ЕС ранее подписал с Россией и Катаром.

В настоящее время Алжир через два газопровода обеспечивает от 13 до 15% потребностей ЕС в природном газе, что делает его третьим по значимости поставщиком после России и Норвегии.

14 июля глава МВД Алжира Дахо ульд Каблиа осудил незаконные перевозки алжирских углеводородов в соседние страны, где нефтепродукты и газ намного дороже, чем в Алжире. Он утверждал, что 25% углеводородов, продающихся на внутреннем рынке, «незаконно экспортируется». По его оценке, это явление «отныне рассматривается как проблема, касающаяся безопасности и экономики» Алжира. Так, по его данным, пограничная с Марокко алжирская провинция Тлемсен с населением в 1 млн жителей потребляет больше бензина, чем Алжир с его более чем 3 млн жителей. В этой связи в июне алжирские власти ввели ограничения на продажу бензина и дизтоплива в этой провинции. Аналогичная ситуация складывается на границах с Тунисом, Мавританией, Мали и Нигером, также не являющимися производителями углеводородов.

В Алжире один литр бензина стоит 0,23 евро (около 8 рублей), один литр дизтоплива – 0,13 евро (около 5 рублей).

В целом, создается впечатление, что Алжир стоит на пороге больших событий. В какой форме они пройдут? Ответ на этот вопрос во многом зависит от алжирских военных, которые, как представляется, держат руку на пульсе.

52.31MB | MySQL:103 | 0,487sec