Пакистан – Индия: новый виток напряженности

Пограничные инциденты между Пакистаном и Индией в различных секторах Линии контроля (ЛК) происходят регулярно за последний месяц. Обе стороны обвиняют друг друга в нарушении договоренностей и эскалации конфликта.

Инциденты, происходящие вдоль Линии контроля  между Пакистаном и Индией – неотъемлемая часть истории сложных пакистано-индийских отношений. Они участились в последние месяцы.  В начале июля 2013 г. по заявлению внешнеполитического ведомства Пакистана  индийские пограничные силы безопасности с целью уничтожения некоторых групп боевиков вторглись на территорию Пакистана со стороны границы в провинции Синд.

Согласно  словам Нью-Дели  в результате нападения  с пакистанской стороны в секторе Пунч   в ночь с 5 — 6  августа 2013 г. погибли пять  индийских солдат. МИД и генералитет Пакистана отвергли  обвинения в причастности к инциденту, подтвердив  приверженность Соглашению о прекращении огня 2003 г.    12 августа 2013 г.  согласно  заявлению  МИДа Пакистана  в результате очередного нарушения режима прекращения огня индийскими пограничными силами безопасности,  которые открыли не спровоцированную стрельбу в районе Равалакота, погибли  мирные жители.

Военное командование двух стран предприняли попытки урегулировать конфликт, связавшись по горячей телефонной линии. С пакистанской стороны переговоры вел начальник Управления военных операций.  Ситуация накалялась, в обеих странах разъяренные толпы сжигали флаги «противников». МИД Пакистана обратился к индийским властям с требованием обеспечить безопасность сотрудников своей дипмиссии.

Несколькими днями позже  глава кабинета министров Пакистана  Миан Мухаммад Наваз Шариф  призвал руководство Индии к  «новому началу» в отношениях. Премьер подчеркнул важность  обсуждения ситуации с тем, чтобы  принять эффективные меры для обеспечения и восстановления режима прекращения огня на Линии контроля, укрепления существующих механизмов, как на политическом, так и на военном уровне.  Для улучшения атмосферы конструктивного сотрудничества с целью укрепления доверия. Пакистан подтвердил, что продолжит усилия по развитию отношений с Индией через конструктивный диалог по всем вопросам.

Нью-Дели приветствовал  призыв премьера Пакистана. Однако  заявил об отказе от переговоров до тех пор, пока не будут арестованы предполагаемые убийцы пяти индийских солдат, а также  приняты меры против Хафиза Саеда, предполагаемого вдохновителя атаки в 2008 г. в Мумбае.

Августовский инцидент в гималайском регионе вновь поставил под сомнение  проведение мирных переговоров между двумя странами. Кульминацией их на данном этапе должна стать встреча двух премьер-министров Пакистана и Индии (Миан Мухаммада Наваз Шарифа и Манмохана Сингха соответственно) в рамках очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2013 г.

Правительство премьер-министра Миан Мухаммада Наваз Шарифа, пришедшее к власти в результате всеобщих парламентских выборов в мае 2013 г., продолжило курс прежней правящей Пакистанской народной партии на нормализацию отношений с Индией. Новый глава кабинета министров подчеркивал необходимость постепенно добиваться нормализации двусторонних отношений, активно искать пути  урегулирования всех спорных вопросов, включая основной — Джамму и Кашмир.     Решающая  встреча премьеров, по мнению Исламабада, ставит целью  возобновление Композитного диалога (КД) между двумя южноазиатскими соседями в полном объеме.

Двусторонний Композитный диалог  включает обсуждение  следующих основных вопросов: демилитаризация района ледника Сиачен, Сэр Крик, проект плотины Виллар; торгово-экономическое сотрудничество и дружественные обмены; борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков;; гарантии мира и безопасности и Джамму и Кашмир и т.д.

В июле 2013 г. стороны приступили к возобновлению дипломатического диалога, известного в обеих столицах как  «Трек-II».   Планировалось открыть  официальные переговоры в августе 2013 г., и начать с обсуждения с приоритетных  пунктов повестки дня  — воды и электричества, т.е. плотины Виллар. Немногим  позднее, 16-17 сентября  2013 г., обсудить пограничный статус Сэр Крика. Затем провести встречи представителей министерств внутренних дел и  военных ведомств о выводе военных контингентов двух стран из района ледника  Сиачен. И как завершающий дипломатический аккорд   текущего раунда  Композитного диалога – организация встречи    на уровне министров иностранных дел в Исламабаде и Нью-Дели соответственно в ноябре 2013 г.

Одновременно с  разработкой графика официальных встреч уже в июле 2013 г. начались переговоры профильных ведомств. Одним из них является Министерство нефти и водных ресурсов Пакистана. Его цель — изучить возможности  импорта Исламабадом природного газа из Индии.   Пакистан экстренно и в больших объемах нуждается в энергоносителях для удовлетворения  потребностей внутреннего рынка. Индийская сторона, рассмотрев инициативу, со своей стороны предложила проект строительства 110-километрового трубопровода от индийского Джаландхара до  Вагаха (расположен вблизи пакистано-индийской границы) через Амритсар для  поставок природного газа в Пакистан. С индийской стороны за проект несет ответственность Государственное газовое объединение Индии.    Планируется, что сжиженный природный газ  будет поставляться из портов  в штате Гуджарат и далее прокачиваться  по существующей ветке газопровода в  Джаландхар и далее по предполагаемой нитке газопровода.    Пакистан проявил интерес к покупке углеводородного сырья в первую очередь для промышленности провинции Панджаб, вотчины правящей Пакистанской мусульманской лиги Наваз Шарифа.

Пограничные конфликты вновь приостановили процесс диалога.  Одним из важных вопросов нормализации двусторонних отношений  — предоставление Пакистаном Индии статуса наиболее благоприятствуемой нации, т.е. режима либерализации торговли. Однако пакистанский министр финансов Исхак Дар подчеркнул, что предоставление Нью-Дели указанного статуса   откладывается ввиду напряженности в отношениях и необходимости их урегулирования.

Очередная эскалация напряженности не в планах нового главы кабинета министров Пакистана. Его целью является  заявить о себе как о политике, способном «купировать»  развитие  региональных конфликтов. Главное – не допустить к решению вопроса пакистанских военных, которые лишили его власти в октябре 1999 г. Но не следует забывать, что именно Миан Мухаммад Наваз Шариф в мае  1998 г. провел  ядерные испытания в ответ на аналогичные тесты Нью-Дели.

62.84MB | MySQL:102 | 0,507sec