«Алжирский сценарий» для Египта

Как мы и говорили ранее, ситуация в АРЕ, к сожалению, начинает практически повторять «алжирский сценарий». Оговоримся, что со своими поправками, но, тем не менее, очевидно, что военные, которые взяли власть, начинают все более и более смещаться в сторону чисто силового сценария. В общем-то, у них просто не было реально другого выбора. Вовремя ушедший в сторону бывший вице-президент М.аль-Барадеи, который олицетворялся на Западе, как внятный, демократически настроенный светский деятель и будущий президент АРЕ, в принципе сделал это очень вовремя. Дальнейшее пребывание в рядах новых государственных структур страны, безусловно, ставило «крест» на его дальнейшей политической карьере, переводило его в ранг «антидемократической фигуры» и резко понижало его с таким трудом завоеванный имидж «сторонника демократии». Для политической элиты Египта наступает трудный момент выбора, поскольку необходимо четко определять свою позицию, находиться далее в качестве «нейтральной фигуры» не получится. Силовой разгон исламистов, на который наконец-то решились военные и который, судя по всему, вызвал массовые жертвы, знаменует собой начало перехода к военному противостоянию между «Братьямимусульманами» и египетской армией, поскольку к этому  вынуждает неумолимая логика развития событий.

Мы ранее отмечали, что египетские военные обязательно придут к объявлению чрезвычайного положения. Говорить в нынешней ситуации о каких-то парламентских или президентских выборах не приходится, а если их даже и проводить, то, как минимум, половину мест в будущем парламенте вновь получат «братья», что вернет ситуацию практически к прежнему, «до переворотному» положению дел. У нынешней хунты нет иного выбора, кроме как держать верхушку исламистов под домашним арестом, бесконечно продлевая режим  «чрезвычайки». Совершенно очевидно, что в настоящее время военные пытаются лихорадочно понять, что будет более стратегически правильным: запрещение партии «Братьев-мусульмане», дабы вывести их из предвыборной гонки; либо продление до бесконечности режима «особых мер» с приостановлением осуществления всех конституционных прав граждан и политических партий. Судя по всему, они склоняются ко второму варианту, поскольку крайне сложно и непредсказуемо запрещать первую по величине и влиянию политическую силу страны. Алжирские военные заплатили за такое решение десятилетием гражданской войны, и все равно, в конечном счете, пришли к очень непростому выбору: инкорпорировать или нет исламистов во власть. Но у алжирских военных была «подушка безопасности» в виде доходов от углеводородов, что позволяло им снимать социальное напряжение и кормить силовиков.

То, что мы сейчас наблюдаем в Египте является классическим вариантом борьбы старой военно-политической элиты за «заработанные» при Мубараке экономические преференции. Вопрос только в том, что доказать свою боеспособность и живучесть эта одряхлевшая прослойка в свое время не смогла, что и привело к свержению режима Мубарака. Попытка этой группы пожертвовать «старым львом» и его кланом для того, чтобы спасти общие принципы системы распределения материальных благ успехом не увенчалась. Стремление провести косметические реформы и достигнуть некого «договора о намерениях» с «братьями» не получилось.

На кого теперь опираться военным тоже не очень понятно. Хаос, который будет только усиливаться, очень быстро скажется на популярности новых властей. Подкармливать толпу поддерживающего населения тоже до бесконечности невозможно. Как и ссылаться без конца на «трудности переходного периода» «и «деструктивную роль исламистов». Помощь со стороны саудовцев и эмиратовцев, на которую так уповают некие силы в Каире, полностью укладывается в схему старой истины «о данайцах, дары приносящих».  За это надо платить. Вообще симбиоз части аравийских монархий и нового египетского режима противоречив по своей природе, поскольку у них абсолютно разные политические идеологии. Как показывает практика, такое расположение Эр-Рияда чревато резким усилением в стране не просто исламистов, а салафитов. Последние, кстати, на выборах «дышали» в спину «братьям», а в нынешних условиях запросто смогут и получить большинство в новом парламенте. И тогда свергнутый президент Мурси с его «исламизацией» покажется «мальчиком в коротких штанишках». Но выборов, как мы уже говорили, скорее всего в Египте в среднесрочной перспективе не предвидится.

Запад в таких условиях вкладываться в экономику страны не будет, как бы там и не сочувствовали новым властям. Вскоре нестабильность докатится и до туристических центров, к чему уже есть все предпосылки, и тогда страна действительно впадет в экономический коллапс.

Что будут делать «братья» в сложившейся ситуации? Как представляется, после того, как власти интернировали всю «головку» движения, к руководству придут новые молодые силы, с идеологической начинкой которых пока не все ясно. Это «старые кадры», которые сейчас арестованы, призывали своих сторонников оставаться в рамках «мирной фазы протестов». И здесь Мурси, который заявил военным, что только он и остальное руководство «Братьев-мусульман» могут прекратить беспорядки, абсолютно прав. Военное руководство пока действует по классическому уставу, стараясь нейтрализовать руководство противника. При этом додумать, а кто придет им на смену, у генералов не получается.  В любом случае движение начнет скатываться к все более отчетливым вооруженным формам борьбы. Это является аксиомой, достаточно посмотреть на Сирию. Вывод сопротивления из относительной легальной фазы уличных протестов, что сейчас делают военные, однозначно приводит к активизации его  нелегальных форм.

По некоторым данным, при развитии этого сценария мы получим очень интересную картину. Уже сейчас египетские силовики  имеют данные о том, что через Судан на Синай и южные части АРЕ пошли грузы с оружием  и боеприпасами. Причем переброску этих караванов курируют люди из турецкой спецслужбы МIТ. Позиция Дохи также крайне жесткая, и в случае начала активной фазы вооруженной борьбы совершенно не исключен вариант начала активной подпитки оружием  «братьев» через ливийскую границу. Кстати, этот контрабандный канал и так активно работает, и по своим объемам сравним с «суданским коридором». Пока, по всей видимости,  идет фаза «накапливания сил и средств» с разведкой боем, что мы наблюдаем сейчас на Синае. Там военные пока ничего не могут сделать с боевиками, которые активно апробируют новые формы борьбы в виде противотанковых управляемых ракет и систем ПЗРК.

52.24MB | MySQL:103 | 0,477sec