К развитию ситуации в Ливане

15 августа с.г. в Бейруте произошел террористический акт, без сомнения, один из крупнейших за последние годы. В южном микрорайоне Бейрута Дахие, являющемся цитаделью движения «Хизбалла», произошел сильный взрыв, унесший жизни 24 человек. Сдетонировала взрывчатка, заложенная в автомобиле. Около 120 человек получили ранения различной тяжести. Ответственность за теракт взяла на себя доселе никому не известная группа, называющаяся «Бригадой Аиши» (Аиша – любимая жена и соратница Пророка Мухаммеда).

Теракт получил осуждение со стороны практически всех политических сил Ливана, даже тех, которые находятся с «Хизбаллой» в состоянии конфронтации. Президент республики Мишель Сулейман назвал произошедшее террористическим актом, добавив, что на нем «лежат отпечатки израильских пальцев». Взрыв в шиитском районе получил осуждение и со стороны главного политического противника «Хизбаллы», бывшего премьер-министра Саада Харири. Лидер «Коалиции 14 марта» заявил, что «это преступление совершено силами, пытающимися внести раскол в ряды ливанского народа. Они сеют зло и раздоры в стране, сохраняющей спокойствие в эпоху бушующего на Ближнем Востоке кризиса». Осудил теракт и лидер Прогрессивно-социалистической партии Ливана Валид Джумблат, отметивший, что его жертвами «стали невинные граждане». Он также возложил ответственность на Израиль и призвал к скорейшему формированию правительства национального единства, которое позволит Ливану решить проблемы безопасности.

Спикер ливанского парламента Набих Берри также обвинил в произошедшем теракте Израиль и призвал ливанцев сплотиться перед лицом опасности. Интересно, что представители самой «Хизбаллы» не столь категоричны в разоблачении «израильского следа». Депутат ливанского парламента от «Хизбаллы» Али Файяд в телеинтервью отметил, что «это преступление, является ли его причиной Израиль или какие-то другие террористические группировки, призвано подорвать единство ливанцев». Он не исключил причастность к теракту группировок сирийских боевиков. Файяд призвал сторонников движения сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации, заявив, что инцидент обязательно будет расследован (1).

Откуда же взялся «израильский след» в заявлениях ливанских политиков? Дело в том, что начало августа было отмечено инцидентом на ливано-израильской границе, в котором оказалось задействовано движение «Хизбалла».

По версии газеты «Аль-Ахбар», ночью 6 августа отряд израильских коммандос пытался проникнуть на ливанскую территорию в районе Лаббуне на юге страны. Скорее всего, проникновение было задумано с разведывательными целями. Израильтяне пытались обойти патруль Сил ООН по поддержанию мира в Ливане (UNIFIL), поэтому выбрали обходную тропу. Однако на ней одно за другим сработали два взрывных устройства, загодя заложенные «Хизбаллой». Боевики движения также находились рядом, начав выпускать осветительные ракеты. В результате израильские военные вынуждены были ретироваться. Израильскими СМИ эта информация в полной мере не подтверждается (2). Особую пикантность произошедшему придает то, что вооруженные формирования «Хизбаллы» заранее знали время и маршрут продвижения израильских военных. Если это подтвердится, то данный факт свидетельствует о больших разведывательных возможностях «Хизбаллы».

Несомненно, что участие в данном мини-конфликте способствовало повышению популярности «Хизбаллы» в ливанском обществе. Во-первых, организация доказала, что, несмотря на участие во внутрисирийской войне, она способна эффективно действовать на трех фронтах: на границе с Израилем, в Сирии и внутри страны. Во-вторых, движение показало, что способно приносить своим противникам неприятные сюрпризы. В-третьих, сторонники «Хизбаллы» укрепили свои позиции приверженностью к общеливанскому национализму. Ведь они защищали неприкосновенность границ и суверенитет Ливана. Это должно быть косвенным ответом тем политическим силам, которые обвиняют движение в том, что оно погрязло в гражданской войне в соседней Сирии и потеряло национальные приоритеты.

О том же говорил лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла в интервью ливанской журналистке Скарлетт Хаддад. Объясняя мотивы участия в войне Сирии на стороне правительства Башара Асада, Насралла сказал о том, что это было сделано в интересах обеспечения безопасности ливанцев. По его словам, если бы «Хизбалла» не вмешалась в сирийский конфликт, продолжались бы обстрелы Хермеля в долине Бекаа, затем начались бы обстрелы Баальбека, а потом боевики ССА попытались бы взять под контролем участок ливанской территории между Арсалем и севером Ливана. Такая ситуация привела бы к столкновениям между сирийскими боевиками и ливанскими гражданами в Бекаа с непредсказуемыми последствиями. Интересно, что в том же интервью шейх Насралла отметил оживление контактов между «Хизбаллой» и движением ХАМАС в последнее время, что, по его словам, способно благотворно сказаться на преодолении суннитско-шиитских противоречий (3). Он согласился с тем, что участие «Хизбаллы» в сирийском конфликте вызывает враждебные действия со стороны противников движения внутри Ливана, сказав, что это цена, которую приходится платить за защиту «Хизбаллой» интересов всех ливанцев.

Другим происшествием, отмечающим обострение обстановки в Ливане является состоявшееся в начале августа похищение двух турецких пилотов, следовавших по дороге в аэропорт Бейрута. Ответственность за похищение взяла на себя неизвестная шиитская группировка, потребовавшая от турецкого премьер-министра Р.Т.Эрдогана освобождения ливанских шиитских паломников, захваченных антиправительственными группировками в Сирии. На встрече с послом Турции в Ливане ряд руководителей «Хизбаллы» поспешили отмежеваться от участия в данном похищении. Они предложили туркам помощь в розыске пропавших пилотов. Это событие вновь позволило ряду ливанских политиков, близких к «Коалиции 14 марта» поставить вопрос о позициях «Хизбаллы» в бейрутском аэропорте. Генеральный секретариат «Коалиции 14 марта» отметил, что «опасная политика «Хизбаллы» приводит к конфронтации Ливана с НАТО, членом которой является Турция, Евросоюзом и странами Персидского залива, в которых работают десятки тысяч ливанцев» (4). Было отмечено, что «Хизбалла» держит бейрутский аэропорт под контролем. Некоторые теракты, совершенные против оппонентов движения и сирийского присутствия в Ливане (депутаты парламента Джебран Туэни и Антуан Ганем, начальник ливанской контрразведки Виссам Хасан) произошли после прибытия последних в Бейрут, что подтверждает наличие у «Хизбаллы» осведомителей в этом важнейшем транспортном узле. Было предложено организовать альтернативный аэропорт в Клейате, на суннитском севере страны. Этот малореалистичный проект сразу же вызвал бурную реакцию у бейрутских остряков, предложивших создать свой аэропорт для каждой религиозной общины и предсказавших скорые полеты из аэропорта Рафика Харири в аэропорт Башира Жмайеля (ливанский президент, погибший в 1982 году).

Отметим, что движение «Хизбалла» через свою службу безопасности действительно держит под контролем аэропорт Бейрута. Это приносит ему как политические (аэропорт имеет стратегическое значение), так и экономические (возможности управлять потоками контрабанды) выгоды. Привилегированное положение «Хизбаллы» в международном аэропорту уже вызвало политический кризис в Ливане в мае 2008 года. Естественно, что движение не собирается отказываться от аэропорта, позволяющего ему держать доступ в страну под контролем.

Анализ ситуации в Ливане показывает, что, несмотря на усилия всех статусных политиков в стране по недопущению появления острого внутриполитического конфликта, им не удалось пока достичь консенсуса ни по распределению власти, ни тем более по проекту дальнейшего развития ливанского государства. Вызвано это двумя факторами. Во-первых, общинной и конфессиональной фрагментацией Ливана. Во-вторых, продолжающейся гражданской войной в соседней Сирии, ведущей к поляризации ливанского общества. Растет недовольство ряда нешиитских партий и движений военно-политическим доминированием «Хизбаллы» в Ливане. Это недовольство в свою очередь умело подогревается и направляется странами Запада и Саудовской Аравией. Для преодоления кризиса Ливан нуждается в мощной внеконфессиональной политической силе, но ее появление пока не просматривается.

1.​ Beirut blast generates wide condemnation. //http://www.dailystar.com.lb/News/Lebanon-News/2013/Aug-15/227513-politicians-condemn-suburbs-blast.ashx#ixzz2c4FXF2sx

2.​ Ibrahim al-Amin. The Lowdown on Hezbollah’s Ambush in South Lebanon.//http://english.al-akhbar.com/content/lowdown-hezbollah%E2%80%99s-ambush-south-lebanon

3.Scarlett Haddad. Inebranlable. Le Hezbollah est sur tous les fronts. // http://www.afrique-asie.fr/menu/moyen-orient/6051-inebranlable-le-hezbollah-est-sur-tous-les-fronts.html

4. Le 14 Mars pour une « mobilisation nationale générale » contre la politique désastreuse du Hezbollah. //http://www.lorientlejour.com/article/828033/le-14-mars-pour-une-mobilisation-nationale-generale-contre-la-politique-desastreuse-du-hezbollah.html

52.19MB | MySQL:103 | 0,566sec